Elena Trusova

Partner, Dispute resolution, Head of Intellectual property, Advocate, Patent Attorney

Practice areas: commercial disputes, international arbitration, IP protection, anti-trust disputes, disputes over realty, unfair competition, insolvency and bankruptcy.

Elena Trusova has accumulated vast experience in handling commercial disputes in arbitration courts, courts of general jurisdiction and international commercial arbitrations (ICAC, SCC, LCIA).

Elena has contributed to a successful outcome of a number of litigations and major advisory projects pertaining to protection of copyright, trade marks and corporate names.

Elena has represented her clients in the Rospatent Chamber for Patent Disputes and the Federal Anti-monopoly Service, including on cases of unfair competition and illegal use of intellectual property.

Elena advises clients on conclusion and enforcement of licence agreements, registrability of trade marks and ensuring copyright protection.

Elena has represented and advised major manufacturers of cosmetics, construction materials and medical products, motor and food companies and retail chains.

For several years in a row, Elena has been named a recommended lawyer in dispute resolution and Intellectual Property by The Legal 500Chambers Global and Chambers Europe: "She is not afraid to solve conflicts.” (Chambers Global 2021); Sources appreciate her strength in disputes, with one explaining: "Elena is very good at representing clients in court." (Chambers Europe 2020); “Elena Trusova stands out for her exceptional dedication and great power to convince and win any dispute.” (The Legal 500 2019); "Department head Elena Trusova is well known for trade mark protection and litigation work and has practical experience of handling high-profile cases.” (Chambers Europe 2017); “Department head Elena Trusova receives enthusiastic feedback from clients: "She is an inexhaustible generator of ideas, very good strategist and tactician. If Elena takes something on, then you can be sure that absolutely everything that could be done in the situation is being done." (Chambers Global 2016).

Elena was also named a Leading Individual in Dispute resolution: litigation by The Legal 500 2018-2020.

Elena has also been selected by peers for inclusion in The Best Lawyers in Russia  2012 – 2021 Editions in the fields of Litigation, International Arbitration, Arbitration & Mediation, Insolvency and Reorganization, Intellectual Property and Information Technology Law.

The Intellectual Property Practice, headed by Elena, is ranked in Tier 1 by The Legal 500 EMEA 2016 – 2020.

Elena is an Attorney at Law, a member of the Moscow Region Chamber of Attorneys since 2002 and a Patent Attorney of the Russian Federation.

Track record

  • Acted for a Skolkovo resident (Double Data) in a high-profile, precedent-setting dispute against the VKontakte social network over use of Big Data and the functioning of search engines. The case has evolved into one of the most talked about disputes in recent years over use of Big Data and the functioning of search engines.
  • Represented Prosveshcheniye Publishing House, the leading educational publishing house in Russia, in a complex litigation over the protection of rights to a trade mark. This is the biggest court case in the history of the publishing industry, with the value of the claim totalling RUB 4 billion.
  • Representing  a major American FMCG company in an over USD 10 m complex construction dispute with a general contractor that had been building a large-scale real estate facility in Russia for the client. 
  • Represented McDonald’s LLC in a dispute over recovering the cost of inseparable improvements under a preliminary lease.
  • Represented Tyumen Plywood Plant’s former owner and managing director Almira Karimova in a dispute launched by SVEZA LLC against her based on a warranty claim under the sale and purchase agreement for Tyumen Plywood Plant. 
  • Acted for ARUP in a dispute with a client over returning an advance payment for completed works to design a cinema and concert hall in Moscow. Our team won the case at trial, on appeal and in cassation. We managed not only to have the claim for recovery of RUB 26.3 m from the client dismissed but also to have court rulings issued confirming that the client had actually performed the works to a total of RUB 33.8 m. 
  • Advising and representing OAO NOVATEK in a dispute with Nefte Petroleum Limited in relation to their joint venture Yargeo, the Yarudeyskoye oil field operator in the Yamalo-Nenets Autonomous Area. The project involved our legal assistance to the client at the pre-trial dispute resolution stage and representation of NOVATEK before the first instance and appeal courts, which considered the claims for Nefte Petroleum Limited to be excluded from Yargeo LLC. Our client's claims were satisfied in full, following which, during the appeal proceedings, the parties reached an amicable agreement.
  • Acted for a major automobile holding in a number of disputes concerning supply contracts in the International Commercial Arbitration Court under the Chamber of Commerce and Industry of the Russian Federation.
  • Enforced an ICAC ruling awarding outstanding debt under a loan agreement to our client (an international bank).
  • Acted for a European cosmetics company in a dispute with the customs authorities about whether licence payments are to be included in the customs value of imported goods.
  • Acted for a major food company in an unfair competition and improper advertising dispute.
  • Acted for TechnoNICOL in litigations involving protection of rights to trade marks and their illegal use on the Internet.
  • Acted for Reckitt Benkiser in disputes over and illegal use of a trade mark in TV commercials.
  • Acted for a number of international companies in the cosmetics and fashion industry and a major car company in court disputes of illegal use of trade marks in domain names by cybersquatters.
  • Acted for Novorossiysk Commercial Sea Port and Novorossiysk Grain Terminal in challenging the resolution and order of the Russian Federal Anti-monopoly Service in a case over abuse of dominant position on the commodity market (monopoly high prices).
  • Acted for the renown Dutch architect Eric van Egeraat in a number of litigations in the ICAC under the Russian Chamber of Commerce and Industry and the Arbitration Institute of the Stockholm Chamber of Commerce pertaining to disputes over repayment of arrears and compensation for copyright infringement to architectural designs of the Capital City Complex and Barvikha Hills villa community totalling over USD 4 mn.
  • Advising and rendering legal support to Mars, Danone, General Motors, and Oriflame in connection with infraction of trade mark rights and copyright items.
  • Negotiating on behalf of Sick AG with a company illegally placing the client’s proprietary trade marks on a website.
  • Acting for Swerford in a dispute with an infringer of rights to commercial videos (applied to law enforcement authorities, arranged for closing the websites following communications with the hosting provider, etc.).
  • Acting for Air Charter in a dispute with a company that used the client’s corporate name in business operations similar to those of the client (the illegal activities were discontinued following negotiations).
  • Acting for Vaillant in a dispute with a firm selling the client’s products in Russia via an e-store without obtaining the status of an official distributor. The e-store website was closed down following negotiations.
  • Acting for Reckitt Benkiser before the Federal Anti-monopoly Service and the state arbitration court in a dispute over illegal use of a trade mark in TV commercials.
  • Acting for TechnoNIKOL in state arbitration courts, the Federal Anti-monopoly Service and the Chamber for Patent Disputes with respect to rights to the trade mark and the client retaining the right to manufacture products under the disputed brand.
  • Acting for Fenix Film in a copyright dispute with respect to a series of TV programmes and the right to use their name and associated trade marks.
  • Advising Mars and a range of other food and pharmaceutical companies on licensing matters and franchise agreements.
  • Acting for General Motors before the Federal Anti-monopoly Service and the State arbitration court in a dispute over illegal use of a trade mark, including Olympic symbolic.

Елена Трусова

Партнер практики по разрешению споров, руководитель практики по интеллектуальной собственности, адвокат, патентный поверенный РФ

Специализация: коммерческие споры, международный арбитраж, защита интеллектуальной собственности, антимонопольные споры, споры о недвижимости, банкротство.

Елена Трусова обладает большим опытом по сопровождению коммерческих споров в арбитражных судах и в судах общею юрисдикции, а также опытом по ведению международных арбитражей (МКАС, SCC, LCIA).

При участии Елены были успешно завершены судебные споры, а также масштабные консультационные проекты, касающиеся защиты авторских прав, прав на товарные знаки, фирменные наименования.

Елена представляла интересы клиентов в Палате по патентным спорам, а также в Федеральной антимонопольной службе, в том числе по делам, связанным с недобросовестной конкуренцией с незаконным использованием интеллектуальной собственности.

Елена консультирует клиентов по вопросам, связанным с заключением и исполнением лицензионных договоров, охраноспособностью товарных знаков, обеспечением защиты авторских прав.

В числе клиентов Елены крупные производители косметики, автомобильные компании, производители строительных материалов, санитарных средств, большие торговые и пищевые компании.

На протяжении нескольких лет ведущие международные юридические справочники The Legal 500, Chambers Global и Chambers Europe рекомендуют Елену Трусову как ключевого специалиста в области разрешения споров и интеллектуальной собственности: «Клиенты ценят Елену как очень сильного судебного юриста, при этом один из респондентов отмечает ее профессионализм и эффективность в представительстве интересов клиентов в суде» (Chambers Global 2020); «Елену Трусову отличает исключительная преданность своему делу, способность убеждать и выигрывать любые споры» (The Legal 500 2019); «Клиенты восторженно отзываются о руководителе практики Елене Трусовой: «Она – неиссякаемый источник идей, замечательный стратег и тактик. Если Елена берется за какое-то дело, то можете быть уверены, что будет сделано все возможное» (Chambers Global 2016).

Елена также входит в список Лучших Юристов России в области Интеллектуальной собственности, Судебного производства, Международного Арбитража, Арбитража и Медиации, Реструктуризации и банкротства, Информационных технологий, по версии юридического сообщества, согласно исследованиям авторитетного экспертного издания Best Lawyers in Russia 2012 – 2021 Editions.

Практика интеллектуальной собственности, возглавляемая Еленой, входит в первую группу рейтинга The Legal 500 EMEA 2016-2020

Елена Трусова имеет статус адвоката с 2002 года, является патентным поверенным Российской Федерации.

Среди недавних проектов Елены:

  • Представительство интересов Double Data, резидента Фонда Сколково, специализирующегося на Big Data решениях для финансовых компаний, в прецедентном и резонансном споре против социальной сети «ВКонтакте» об использовании больших объемов данных и функционировании поисковых систем. 
  • Представительство интересов издательства «Просвещение» в крупнейшим в истории издательского бизнеса в России судебном процессе о защите права на товарный знак с суммой компенсации в размере 4 млрд рублей. 
  • Представление интересов американского FMCG холдинга в крупном споре из договора строительного подряда, осложненного банкротством подрядчика, о взыскании излишне уплаченного аванса, оплате дополнительных работ и взыскании неустоек. Общая сумма спора составляет более 548 млн рублей.
    Представление интересов McDonald’s LLC в споре по предварительному договору аренды о взыскании стоимости неотделимых улучшений.
  • Представление интересов Альмиры Каримовой, бывшего собственника и генерального директора Тюменского фанерного завода, в споре с ООО «СВЕЗА» по поводу договорных гарантий и заверений при заключении сделки  M&A. В результате эффективной судебной стратегии юристов BCLP стороны заключили мировое соглашение на приемлемых для обеих сторон условиях, существенно отличающихся от первоначально заявленных требований. Участие в этом деле позволило продолжить формирование практики юристов BCLP в части ведения масштабных судебных дел, возникающих из разногласий сторон по сделкам M&A.   
  • Защита интересов ARUP в споре с заказчиком о возврате авансового платежа за выполненные работы по проектированию киноконцертного комплекса в Москве. Мы выиграли данное дело в трех судебных инстанциях. Нам удалось не только добиться отказа во взыскании с клиента 26,3 млн рублей, но и подтвердить судебными актами, что на самом деле клиентом выполнено работ на сумму 33,8 млн рублей.
  • Консультирование и судебное представительство ОАО «НОВАТЭК» в рамках спора с компанией NEFTE PETROLEUM LIMITED в отношении их совместного предприятия «ЯРГЕО», оператора Ярудейского нефтяного месторождения в Ямало-Ненецком автономном округе. Проект включал правовую поддержку клиента на стадии досудебного урегулирования спора, а также представление интересов ОАО «НОВАТЭК» в судах первой и апелляционной инстанций, рассматривавших требования об исключении компании NEFTE PETROLEUM LIMITED из состава участников ООО «ЯРГЕО». Исковые требования нашего клиента были удовлетворены в полном объеме, после чего на стадии апелляционного рассмотрения стороны заключили мировое соглашение.
  • Представительство крупного автомобильного холдинга в ряде споров по договорам поставки в МКАС при ТПП РФ.
  • Приведение в исполнение арбитражного решения МКАС о взыскании в пользу клиента (международного банка) суммы задолженности по кредитному договору.
  • Представительство европейской косметической компании в споре с таможенными органами о включении лицензионных платежей в таможенную стоимость товаров.
  • Представительство крупной пищевой компании в споре о недобросовестной конкуренции и ненадлежащей рекламе.
  • Представительство интересов компании TechnoNIKOL в спорах в сфере защиты прав на товарные знаки и неправомерном использованим их в сети Интернет.
  • Представительство интересов компании Reckitt Benkiser в спорах по вопросам ТВ рекламы и неправомерного использования товарного знака в ТВ рекламе.
  • Представительство интересов нескольких компаний косметической отрасли, моды, а также крупнейшей компании автомобильного сектора в судебных разбирательствах относительно неправомерного использования товарных знаков в доменных именах киберсквоттерами.
  • Представительство интересов Новороссийского морского торгового порта и Новороссийского зернового терминала при оспаривании решения и предписания ФАС России по делу о злоупотреблении доминирующим положением на товарном рынке (монопольно высокие цены).
  • Защита интересов известного голландского архитектора Эрика ван Эгераата в нескольких арбитражных процессах в МКАС при ТПП РФ и Арбитражном институте при Торговой палате Стокгольме по спорам о выплате задолженности и компенсации за нарушение авторских прав на архитектурные проекты комплекса «Город Столиц» и коттеджного поселка «Барвиха Хиллз» на общую сумму более 4 млн. долларов США.
  • Консультирование и оказание правовой поддержки компаниям Mars, Danone, General Motors, Oriflame в связи с нарушениями прав на товарные знаки и объекты авторского права.
  • Проведение переговоров от имени Sick AG с компанией, незаконно разместившей зарегистрированные товарные знаки клиента на Интернет-сайте.
  • Представительство компании Swerford в споре с нарушителем прав на рекламные ролики (обращение в правоохранительные органы, закрытие сайтов в результате коммуникаций с хостинг-провайдером и пр.).
  • Представительство компании Air Charter в споре с компанией, использовавшей фирменное наименование клиента для ведения коммерческой деятельности, аналогичной деятельности клиента (незаконная деятельность была прекращена в результате проведенных переговоров).
  • Vaillant Представительство клиента в споре с компанией, реализовывавшей на территории РФ продукцию клиента через Интернет-магазин, не будучи официальным его дистрибьютором. В результате проведенных переговоров сайт Интернет-магазина был закрыт.
  • Представительство компании Reckitt Benkiser в Федеральной антимонопольной службе и арбитражном суде в споре о незаконном использовании товарного знака в телерекламе.
  • Представительство компании TechnoNIKOL в арбитражных судах, в Федеральной антимонопольной службе и в Палате по патентным спорам по вопросам прав на товарный знак, сохранения за компанией права на производство продукции под спорным товарным знаком.
  • Представление интересов компании Fenix Film в споре об авторских правах на серию телевизионных программ, а также право использования названия серии программ и связанных с ними товарных знаков.
  • Консультирование компании Mars и ряда других продовольственных и фармацевтических компаний по вопросам лицензирования и договоров франчайзинга.