Два режима: новые правила НДС для торговли в ЕС

01.06.2020
РБК Про: Евросоюз меняет правила уплаты НДС для b2c онлайн-продаж. Для компаний из ЕС и импортеров из третьих стран созданы новые упрощенные налоговые режимы. Как это отразится на работе, рассказал Денис Храмкин, старший юрист Bryan Cave Leighton Paisner

Рынок e-commerce в Европе продолжает демонстрировать устойчивый рост. За 2019 год его общий объем оценивается более чем в €600 млрд. В последнее время и российские игроки все более активно начинают предпринимать попытки выхода на рынки стран Европейского союза. Например, недавно маркетплейс Wildberries решил запустить свой бизнес в Польше.

Планировалось, что 1 января 2021 года в Европейском союзе вступят в силу новые правила взимания НДС в отношении b2c онлайн-продаж товаров европейским потребителям. Однако на фоне новой коронавирусной инфекции (COVID-19) Европейская комиссия на днях предложила перенести дату вступления новых правил на 1 июля 2021 года.

Предполагается, что новые правила позволят достичь сразу нескольких целей:

снизить административные барьеры для развития трансграничной электронной коммерции в Евросоюзе в рамках стратегии единого цифрового рынка;
предотвратить уклонение от уплаты НДС при импорте в ЕС товаров с незначительной стоимостью;
выровнять условия конкуренции на рынке ЕС для игроков из ЕС и третьих стран.

С одной стороны, новые правила упрощают требования к европейским поставщикам, которые проводят трансграничные b2c онлайн-продажи товаров внутри ЕС. Но, с другой стороны, дополнительная административная нагрузка в части сбора НДС с конечных потребителей товаров фактически переносится на электронные торговые площадки (маркетплейсы).

Новый режим для трансграничных продаж внутри ЕС

Одним из ключевых элементов принятой реформы НДС для e-commerce сектора стало введение так называемого режима One Stop Shop. Этому способствовал успешный опыт функционирования в Евросоюзе с 2015 года режима Mini One Stop Shop, который действовал в отношении трансграничных электронных, телекоммуникационных и вещательных услуг для европейских потребителей.

По новым правилам онлайн-поставщикам товаров больше не нужно получать НДС-регистрацию в каждой стране Евросоюза, из которой заказываются проданные товары. Это значительно сократит издержки предприятий, потому что по нынешним правилам нужно соблюдать обременительные требования к каждой отдельной НДС-регистрации и предоставлять отчетность в каждую страну Евросоюза (в которую продаются товары).

Новый режим One Stop Shop позволяет компаниям выбрать только одну страну Евросоюза и зарегистрироваться в ней для уплаты НДС по всем своим трансграничным b2c онлайн-продажам. Однако при таком режиме поставщик товаров должен все равно начислять НДС по той ставке, которая установлена внутренним законодательством каждой отдельной страны (куда продается товар).

Одновременно с этим европейские микропредприятия, объем трансграничных продаж которых не превышает €10 тыс. в год, будут освобождены от обязанности декларировать свои трансграничные операции по правилам нового режима One Stop Shop. Трансграничные продажи микропредприятий в ЕС фактически приравниваются к внутренним продажам той страны ЕС, в которой зарегистрированы микропредприятия. Это означает, что им предоставят возможность начислять и уплачивать налог по тем ставкам, которые установлены национальным законодательством страны регистрации микропредприятия.

Новый режим для продажи в ЕС импортируемых товаров

Сейчас при импорте в ЕС товаров с незначительной стоимостью (от €10 до €22 в зависимости от конкретной страны) НДС не уплачивается. При превышении такого порога НДС нужно заплатить таможенным органам даже в том случае, если товары импортируются для личных нужд физических лиц. В этом состоит отличие европейских правил от российских, которые в принципе не предусматривают уплату импортного НДС при ввозе товаров для личных нужд физических лиц.

Однако по новым правилам больше не будет действовать льгота, которая позволяет не платить НДС при импорте товаров с незначительной стоимостью в ЕС. Такое решение связано с тем, что этой льготой стали массово злоупотреблять поставщики из третьих стран. Они зачастую недостоверно декларируют ввозимые в ЕС товары и умышленно занижают их стоимость. Правда, несмотря на отмену льготы по НДС, сохранится освобождение от уплаты таможенных пошлин в отношении импортных товаров, стоимость которых не превышает €150.

Одновременно с отменой освобождения от уплаты НДС при импорте товаров вводится новый режим (Import One Stop Shop). Он позволяет не платить НДС при импорте тех товаров, стоимость которых не превышает порога, установленного для применения освобождения от уплаты таможенных пошлин (т.е. €150). Для этого онлайн-поставщику товаров потребуется получить в налоговых органах ЕС специальную НДС-регистрацию в рамках указанного режима. Для использования указанного режима в таможенные органы ЕС необходимо будет представлять документы, подтверждающие факт НДС-регистрации поставщика в ЕС и присвоение ему специального номера НДС.

Основной смысл нового налогового режима состоит в том, чтобы перенести момент налогообложения с точки импорта товаров в ЕС в точку его онлайн-продажи конечному потребителю. Режим Import One Stop Shop позволяет поставщику товаров декларировать все его трансграничные онлайн-продажи в ЕС в одной декларации и платить НДС налоговым органам только в одной из стран Евросоюза.

Новый режим будет недоступен онлайн-поставщикам, которые продают в ЕС товары, стоимость которых превышает €150. То есть товары с более высокой стоимостью будут облагаться при ввозе на территорию ЕС не только таможенными пошлинами, но и импортным НДС. Однако имейте в виду, что режим Import One Stop Shop не обязателен, даже если вы ввозите в ЕС товары, стоимость которых не превышает €150. При этом отказ от использования такого режима, скорее всего, увеличит сроки доставки товаров до конечного потребителя из-за необходимости таможенного декларирования товаров в обычной процедуре. Это, в свою очередь, может неблагоприятно сказаться на уровне конкурентоспособности поставщиков, которые не используют режим Import One Stop Shop.

Кроме того, по новым правилам поставщик товара может возложить обязанности по уплате импортного НДС на своего таможенного представителя или логистического оператора (курьерскую фирму, почтового оператора), который доставляет посылку до конечного потребителя. В этом случае импортный НДС будет сначала собираться таможенным декларантом с конечных потребителей и только потом перенаправляться таможенным органам ЕС. Между тем на практике заказчикам товаров вряд ли понравится доплачивать НДС сверх стоимости оплаченного при заказе товара. Это в конечном итоге может привести к увеличению сроков доставки товаров, а в худшем случае — к отказу от них и возвратам.

Маркетплейсы как условные поставщики товаров

Еще одно существенное изменение для сектора e-commerce на рынке ЕС состоит в том, что электронные торговые площадки (маркетплейсы) начнут наделять статусом условных поставщиков (deemed supplier) товаров для уплаты европейского НДС. Предполагается, что это нововведение повысит эффективность администрирования сборов НДС с b2c онлайн-продаж товаров в ЕС.

Маркетплейсы в качестве условных поставщиков должны будут уплачивать европейский НДС в следующих случаях:

при продаже товаров, импортируемых в ЕС из третьих стран, стоимостью менее €150;
при внутриевропейских онлайн-продажах товаров поставщиков из третьих стран вне зависимости от стоимости товаров.

Важно отметить, что маркетплейсы, которые работают в ЕС через компании, зарегистрированные в третьих странах, также подпадают под новые правила взимания НДС.

Маркетплейсам, как и обычным онлайн-поставщикам товаров в ЕС, будут доступны режимы One Stop Shop и Import One Stop Shop. То есть они смогут работать в ЕС на основе единой НДС-регистрации без необходимости постановки на учет в налоговых органах всех стран Евросоюза, из которых делаются заказы на товары потребителями.

На маркетплейсы возлагается также обязанность хранить информацию по онлайн- продажам товаров в течение 10 лет после окончания года, в котором была совершена соответствующая транзакция. Такая информация может потребоваться налоговым органам стран Евросоюза, чтобы проверять правильность исчисления и уплаты НДС.

Режим «условного поставщика товаров» не предполагает юридической ответственности маркетплейса за нарушение прав потребителей — такая ответственность будет сохраняться за реальными поставщиками товаров.

Влияние новых правил на российских игроков рынка

Российским игрокам рынка e-commerce в ЕС нужно рассчитать, как европейский НДС отразится на их модели ценообразования, и выбрать наиболее подходящий налоговый режим. Для тех игроков рынка, которые нерегулярно отправляют товары в ЕС, удобнее всего может оказаться уплата НДС через логистических операторов, которые доставляют товары до конечного потребителя.

В некоторых европейских странах (Великобритания, Германия, Франция, Италия, Австрия) маркетплейсы уже сейчас могут привлечь к ответственности за то, что компании из третьих стран, которые работают на этом рынке, не платят НДС.

Введение на общеевропейском уровне для маркетплейсов обязанности платить НДС по продажам компаний из третьих стран приведет к еще большему росту административной нагрузки. Ведь тогда маркетплейсы должны будут контролировать продажи фактически чужих товаров и декларировать эти операции в своей налоговой отчетности. В итоге это может быть сопряжено с дополнительными налоговыми рисками для маркетплейсов. Они будут вынуждены принимать свои налоговые решения (в частности, о применимых ставках НДС), полагаясь исключительно на предоставленную им самими компаниями информацию о товарах.

Маркетплейсы, которые уже работают или только планируют выходить на рынки стран ЕС, должны оценить свои договорные модели с компаниями-поставщиками. Это позволит исключить дополнительные издержки в виде европейского НДС по товарам реальных поставщиков. В некоторых случаях может даже придется изменить условия договоров с партнерами, чтобы минимизировать риски возникновения коммерческих споров.

https://pro.rbc.ru/demo/5ec23d519a794754bf3170c6

Контакты

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.