«Картельные соглашения. Риски компаний и их сотрудников» - статья Александа Бирюкова, старшего юриста антимонопольной практики Bryan Cave Leighton Paisner Russia

13.09.2019

Журнал «Корпоративный Юрист» №9 2019

Компании на одном товарном рынке могут договориться о взаимовыгодном антиконкурентном сотрудничестве вместо естественного соперничества. Так появляется картель, который обеспечивает прирост прибыли для всех его участников. Однако участие в картельном соглашении грозит административной и даже уголовной ответственностью.

Корпоративным юристам нужно уделять внимание тендерному каналу и участию компании в торгах. Именно здесь заключается большинство антиконкурентных соглашений. При этом важно понимать, что речь не только о госзакупках. Например, в июне 2018 года поставщик компьютерной техники получил административный штраф на сумму более 800 тыс. руб. за заключение картельного соглашения с другим поставщиком в рамках редукциона (торги на понижение) для нужд частной российской горно-металлургической компании.

Ответственность за участие в картельном соглашении предусмотрена не только для юридических лиц. В отношении сотрудников может быть применена административная или уголовная ответственность в случае установления их вины применимо к конкретному соглашению. Поэтому важно регулярно проводить мониторинг соблюдения компанией и сотрудниками требований антимонопольного законодательства. В крупных компаниях нередко нарушения допускаются не на уровне руководства, а на уровне сотрудников, работающих с заказчиками или партнерами, участвующими в закупках.

Административная ответственность

Административную ответственность за картельные соглашения законодатель установил в КоАП. Чтобы возбудить дело, достаточно соглашения, которое привело к повышению, снижению или поддержанию цен на торгах (п. 1 ст. 14.32 КоАП).

Штраф для юрлиц составляет от 10 до 50% от начальной стоимости предмета торгов, но не более 4% от суммы выручки. При этом сумма штрафа не может составлять менее 100 тыс. руб. Для должностных лиц штраф установлен в размере от 20 до 50 тыс. руб. К ответственности их привлекут, если они не исполняют свои обязанности или делают это недолжным образом (ст. 2.4 КоАП).Их также могут дисквалифицировать на три года.

_______________________________________

200 млн руб.

Один из самых крупных штрафов за картельный сговор на текущий момент получили компании ООО «ТД Стиллаг» и ООО «ПрофБизнес» (spb.fas.gov.ru)

________________________________________

Стоит учитывать, что административное наказание на компанию не освобождает виновное физическое лицо от административной ответственности. Также не освобождена от наказания и компания, если к административной или уголовной ответственности привлекли ее сотрудников или руководство (ч. 3 ст. 2.1 КоАП).

Непреднамеренное поведение. На практике компанию могут привлечь к ответственности за участие в картельном соглашении, даже если это происходило вследствие непреднамеренного поведения: компания не приняла все зависящие от нее меры, а именно не осуществлен должный контроль за работниками, действия которых привели к заключению антиконкурентного соглашения (решение Московского областного суда от 02.08.2018 №  05–15/08–18).

Когда ответственности можно избежать. ФАС может смягчить или даже освободить от ответственности лиц, которые вступили в антиконкурентное соглашение. Например, если они добровольно сообщили в антимонопольный орган о картеле, представили соответствующие доказательства и отказались от участия в нем (ст. 14.32 КоАП).

Список смягчающих ответственность обстоятельств больше, чем отягчающих (ст. 4.3, 4.4 КоАП). Однако учет обстоятельств в качестве смягчающих является исключительным усмотрением ФАС и их неприменение в конкретном деле может обосновываться отнесением картельного соглашения к числу достаточно тяжких нарушений, поскольку оно обладает высокой степенью общественной опасности и влечет уголовную ответственность (постановление Арбитражного суда Московского округа от 21.09.2017 № Ф05-12848/2017).

В октябре 2017 года УФАС по Санкт-Петербургу установило, что участники торгов Минобороны в период с 2014 по 2017 год заключили соглашение на поддержание либо незначительное снижение цен на общую сумму более 2,2 млрд руб. В результате штраф на участников картеля составил более 200 млн руб. УФАС передало материалы для возбуждения уголовного дела (spb.fas.gov.ru).

Уголовная ответственность

Риск уголовной ответственности появляется, если по результатам картельного соглашения причинен крупный ущерб гражданам, компаниям или государству либо извлечен доход в крупном размере (ст. 178 УК).

Фактически антиконкурентные соглашения в устной или письменной форме заключают конкретные физические лица. Уголовное законодательство предусматривает широкий состав соучастников (гл. 7 УК). Наряду с исполнителями соучастников — физических лиц могут признать организаторами, подстрекателями и пособниками.

Важно отметить, что наличие решения ФАС или последующего судебного решения не является абсолютной преюдицией для уголовного расследования в отношении физических лиц, которые предположительно причастны к преступлению.

Первый приговор о картельном сговоре. Первый приговор участнику картеля, заключившему соглашение с целью поддержания цен на государственных торгах, вступил в силу 14 мая 2014 года. Суд признал учредителя и директора ООО «Новомост-53» виновным в том числе по ст. 178 УК (fas.gov.ru). Общее количество вынесенных с того времени приговоров по указанной статье УК из открытых источников установить представляется невозможным. Вместе с тем в новостных лентах периодически можно встретить информацию о передаче материалов из антимонопольных дел правоохранительным органам.

Риск для должностных лиц и сотрудников компании. Риск уголовной ответственности распространяется не только на сотрудников хозяйствующих субъектов — участников картельного соглашения.

________________________________________

ФАС предлагает

ввести наказание в виде двукратного размера административного штрафа за повторное заключение ограничивающих конкуренцию соглашений (regulation.gov.ru, законопроект № 76395).

________________________________________

В 2018 году сообщалось об утверждении обвинительного заключения по уголовному делу о коммерческом подкупе и сговоре в рамках проведения торгов на обслуживание медицинского оборудования в отношении ряда должностных лиц, в том числе сотрудника российского подразделения международного производителя медицинского оборудования, а также заместителя министра здравоохранения Самарской области.

А в феврале 2019 года ФАС признала Министерство здравоохранения Республики Дагестан и ряд хозяйствующих субъектов виновными в заключении антиконкурентного соглашения. Фигурантом рассматриваемого МВД уголовного дела, в том числе и по факту данного правонарушения, является бывший министр здравоохранения Республики Дагестан.

В марте 2019 года ФАС вынесла решение по делу о сговоре на торгах по строительству и ремонту автомобильных дорог в Челябинской области. Помимо хозяйствующего субъекта, согласно решению антимонопольного органа, нарушившими закон признаны также губернатор Челябинской области и министерство транспорта и дорожного хозяйства региона (fas.gov.ru). Служба сообщала, что готовит материалы для передачи в МВД и Генпрокуратуру.

Известные уголовные дела. О состоявшихся уголовных наказаниях за антиконкурентные соглашения в одном из интервью рассказывал начальник управления по борьбе с картелями ФАС Андрей Тенишев. Он сообщил, что на девять лет лишения свободы был осужден бывший руководитель Росграницы, на восемь лет — бывший главный врач Хакасской республиканской больницы, на один год и четыре месяца — глава Каменского района Ростовской области, на два года и шесть месяцев — руководитель управления Росаккредитации по Южному, Северо-Кавказскому и Крымскому федеральным округам, на девять лет — экс-глава администрации Хакасии (fas.gov.ru).

Госзакупки в составах уголовных преступлений. С 2018 года ужесточилась ответственность за нарушения в сфере государственных закупок, в частности введена уголовная ответственность:

— за злоупотребление в сфере закупок (ст. 200.4 УК);

— подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по закупкам (ст. 200.5 УК);

— провокацию подкупа в сфере закупок (ст. 304 УК).

Сейчас уголовную ответственность собираются усилить еще больше. На момент подготовки статьи на рассмотрении находился законопроект. Помимо усиления уже существующих санкций указанный законопроект предусматривает отдельные квалифицированные составы преступлений для картелей на торгах и антиконкурентных соглашений организаторов торгов и (или) заказчиков с участниками этих торгов. Дополнительно в законопроекте предусматриваются квалифицированные составы преступлений для картелей, заключенных руководителями, членами совета директоров и владельцами организаций (regulation.gov.ru, законопроект № 74514).

Гражданско-правовая ответственность

Вред, причиненный имуществу, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим. При этом юрлицо возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей (ст. 1064, 1068 ГК). Компания также вправе обратиться в суд с частным антимонопольным иском о восстановлении нарушенных прав, возмещении убытков и вреда имуществу (ч. 3 ст. 37 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ).

Для привлечения виновного лица к ответственности в форме возмещения убытков истцу необходимо доказать наличие состава правонарушения, включающего факт убытков, противоправность поведения причинителя вреда, причинно-следственную связь между противоправным поведением причинителя вреда и наступившим вредом, вину правонарушителя — участника картельного соглашения и (или) его работников.

Общее число дел в целом по частным искам по взысканию убытков, которые были причинены нарушением антимонопольного законодательства, очень мало. Вероятно, редкие случаи применения такого механизма могут объясняться как раз вопросами порядка расчета.

В существующих делах суды чаще отказывают в удовлетворении требований, указывая, что истцами не доказан размер убытков. Стоит отметить, что антимонопольной службой подготовлен ряд разъяснений в отношении доказывания и расчета убытков, например разъяснения Президиума ФАС от 25.06.2016 №  7, от 11.10.2017 №  11).

Борьба с картелями в приоритете

Картели не только негативно влияют на конкуренцию на рынке, но и наносят ущерб экономике государства. Например, приводят к дополнительному расходованию бюджетных средств: при конкурентной борьбе на торгах заказчик может ожидать снижения начальной максимальной цены закупки, а если участники договорились не конкурировать, то начальные цены практически не снижаются. Антимонопольное законодательство запрещает компаниям заключать картельные соглашения (ст. 11 Федерального закона от 26.07.2006 №  135-ФЗ «О защите конкуренции»). Государство же активно с ними борется.

В 2018 году Федеральная антимонопольная служба завела на 13% больше картельных дел по сравнению с прошлым годом — 768 против 678. Количество дел, в которых участвовали представители органов государственной власти, выросло почти на треть — с 204 до 300. А число дел, связанных с государственными заказчиками, почти на половину — с 48 до 82. Поэтому в статье мы рассмотрели, какая ответственность может быть применена в случае нарушения запрета на картельные соглашения.

Кроме того, следует отметить, что представители ФАС неоднократно заявляли, что ставят в приоритет борьбу c картелями. Думается, что Федеральная антимонопольная служба будет находить новые способы борьбы с такими нарушениями. В частности, в одном из интервью заместитель руководителя ФАС Андрей Цариковский прокомментировал дело в Республике Дагестан (это дело мы также рассмотрели в статье). Он сообщал, что антимонопольным органом были разработаны алгоритмы, позволяющие раскрывать картели не выходя из кабинета. Вместе с тем текущая судебная практика показывает, что не всегда антимонопольному органу удается собрать достаточное количество доказательств наличия картельного соглашения, а потому обвинительные решения отменяются в суде.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.