FIFA пожаловалась в ФАС на Kupivip и Tom Tailor. Ирина Шурмина комментирует для портала Открытые медиа

25.07.2018

Футбольная ассоциация потребовала наказать ритейлеров за несанкционированное упоминание чемпионата в рекламе футболок

В Федеральную антимонопольную службу 21 июня в поступило заявление FIFA с жалобой на нарушение антимонопольного законодательства фирмой «Приват Трейд». По мнению Международной федерации футбола, российская компания перед Чемпионатом мира в России незаконно производила и продавала футболки, «которые создают представление о принадлежности к FIFA или мероприятиям FIFA».

Речь идет о коллекции одежды под брендом Tom Tailor, следует из материалов ФАС, полученных «Открытыми медиа». Tom Tailor — известный модный бренд, под которым одноименная немецкая компания производит одежду среднего ценового сегмента. Служба установила, что на сайте tom-tailor-online.ru был размещен рекламный баннер с изображением трех футболок — белой, синей и красной — и текстом следующего содержания: «Вы готовы побеждать? Эксклюзивная коллекция к ЧМ 2018 по футболу». На самих футболках написано по-английски: «Ты готов к футболу 24/7?», «Ты готов считать голы?», «Ты готов побеждать?»

Найти на сайте tom-tailor-online.ru этот баннер «Открытым медиа» не удалось. Но 24 июля он еще оставался на сайте you-casual.ru, который предлагает одежду Tom Tailor в городах Саратов и Энгельс. Судя по объявлению, футболку из специальной коллекции можно купить за 1,5 тысячи рублей, поло — за 3 тысячи рублей.

Правда, после запроса «Открытых медиа» в Tom Tailor к 25 июля упоминание о ЧМ-2018 из текста убрали.

FIFA напомнила в своем заявлении, что сама дает коммерческим партнерам и спонсорам эксклюзивное право ассоциировать их товары и услуги с FIFA и чемпионатом мира. Подобный договор с «Приват Трейд» федерация не заключала. Поэтому FIFA считает действия российской компании недобросовестной конкуренцией. Они могут причинить убытки и нанести вред деловой репутации FIFA, считают в федерации.

Кто будет отвечать перед ФАС

ООО «Приват Трейд» — юридическое лицо популярного интернет-магазина Kupivip.ru. Ответчиком по жалобе FIFA фирма оказалась потому, что по договору комиссии с российской дочкой немецкой Tom Tailor — ООО «Том Тейлор Рус» — продавала одежду Tom Tailor через сайт tom-tailor-online.ru. А также — занималась контент-менеджментом и информационным наполнением сайта. Информация об этом содержится в материалах антимонопольного ведомства.

Учитывая это, 16 июля ФАС привлекла ООО «Том Тейлор Рус» в качестве ответчика по жалобе FIFA. Рассмотрение жалобы в антимонопольном ведомстве состоится 1 августа, рассказал «Открытым медиа» представитель ФАС.

«По договору с Tom Tailor мы не формируем контент их сайта, а просто технически размещаем то, что они нам дали, — рассказал „Открытым медиа“ представитель Kupivip. — ФАС первоначально привлекла нас как потенциального нарушителя к делу о недобросовестной конкуренции, выразившейся в нарушении прав на товарный знак. Но затем комиссия ФАС рассмотрела все наши аргументы и решила, что нашего нарушения тут нет, а есть нарушение со стороны Tom Tailor».

Какое наказание грозит ответчику

Ответчик использовал в рекламе обозначение «ЧМ 2018», которое является зарегистрированным товарным знаком FIFA, поэтому причина возбуждения дела здесь довольно очевидная, говорит юрист практики по интеллектуальной собственности Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) Ирина Шурмина. «При этом, как следует из определения ФАС, на самих футболках товарный знак не используется, в связи с чем к самой одежде претензий нет, — считает она. — Поэтому вряд ли ФАС будет требовать запретить продажу футболок. А вот рекламу в случае признания ее нарушением распространять будет нельзя».

Впрочем, рекламная кампания и так уже, скорее всего, прекращена, поскольку чемпионат закончился, предполагает Шурмина.

В пресс-службе FIFA подтверждают, что претензий к футболкам нет. «Поскольку сами товары контрафактными не являлись, то и вопрос о компенсации правообладателю в данном случае не рассматривался», — сказал представитель FIFA.

То есть, если действия ответчика будут признаны недобросовестной конкуренцией, фактически ему грозит только штраф от 100 до 500 тысяч рублей, заключает Шурмина.

Кто еще использовал ЧМ-2018 для продвижения своих товаров

Право на использование бренда FIFA и ЧМ-2018 есть у Adidas, а такие компании, как, например, «Спортсмастер», «Ашан», «Газпромнефть», приобретали право на продажу лицензионной продукции, в том числе одежды, с символикой российского чемпионата.

Но многие модные марки, не имевшие права на использования официальной символики FIFA и ЧМ-2018, все же сделали специальные коллекции к чемпионату, писали «Ведомости». Перед ними стояла непростая задача: напомнить покупателям о грандиозном футбольном празднике, но при этом не нарушить права FIFA и не использовать «запретных» слов и символов вроде слов «чемпионат мира FIFA» или талисмана чемпионата волка Забиваки.

Так, компания Dolce&Gabbana выпустила спортивные костюмы, футболки, пуловеры, кроссовки и рюкзаки, декорированные изображениями российского флага или знаковых мест Москвы. Марка Zilli создала коллекцию из спортивного костюма, двух футболок (синей и белой) c футбольной символикой, поло и джинсов, украшенных вышивкой «Moscow 2018». Российский часовой мастер Константин Чайкин изготовил к чемпионату «футбольную» вариацию своих самых знаменитых часов «Джокер»: лимитированный Joker-Soccer показывает текущее время с помощью круглых, подвижных глаз-указателей, в которых отражается футбольный мяч.

В пресс-службе FIFA не стали комментировать, на какие еще известные модные бренды федерация собирается подавать жалобы в ФАС. В пресс-службе Tom Tailor на запрос «Открытых медиа» не ответили.

Автор статьи: Анна Дерябина

Ссылка на источник: https://openmedia.io/fifa-pozhalovalas-v-fas-na-kupivip-i-tom-tailor/

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.