Евгения Борзило,Руководитель группы «Корпоративная практика. Слияния и поглощения» компании Goltsblat BLP; кандидат юридических наук.
Андрей Неминущих, Младший юрист компании Goltsblat BLP.
Журнал «Генеральный директор» № 1’ 2010
В июле 2009 года в закон «О защите конкуренции» от 26.07.2006 №135-Ф3 (далее - Закон о конкуренции) были внесены изменения1. Значительная часть нововведений коснулась совершения сделок и контроля государства за этим процессом. Стоит отметить, что за годы, прошедшие после вступления в действие Закона о конкуренции, его применение неоднократно порождало проблемы. Некоторые из них удавалось устранить благодаря разъяснениям Федеральной антимонопольной службы (ФАС РФ), другие - в ходе судебных разбирательств. Но немало оставалось и таких затруднений, которые не поддавались однозначному разрешению. Принятие поправок как раз и было призвано ликвидировать все неточности в законе. На деле, однако, оказалось, что существенная часть внесенных изменений представляет только теоретический интерес, а ряд других вызывают новые вопросы. Мы остановимся лишь на основных нововведениях, суть которых полезно знать Генеральным Директорам.
Компании обязаны раскрывать информацию о реальных владельцах
Раньше от предприятий, представлявших документы в ФАС РФ, чиновники часто требовали раскрывать сведения о конечных собственниках (выгодоприобретателях). Хотя такое требование нигде не было закреплено, его поддерживали и суды (1). Теперь эту обязанность компаний попытались зафиксировать в законе. Предприятия должны предоставлять, во-первых, информацию обо всех организациях, распоряжающихся более чем 5% их акций или долей (п. 12 ч. 5 ст. 32), во-вторых, сведения о лицах (в том числе зарегистрированных в офшорных зонах), в интересах которых осуществляется владение более чем 5% акций или долей (п. 15 ч. 5 ст. 32). Однако эта нор ма недоработана. Возможны ситуации, когда компания, получающая согласие ФАС РФ на сделку, - лишь среднее звено своей группы. Тогда реальные владельцы всего объединения могут быть и не объявлены. К сожалению, ФЛС РФ, долго боровшаяся за рас крытие всех конечных бенефициаров, вряд ли согласится с получением сведений о владельцах одного лишь заявителя. На практике, скорее всего, от чиновников последует дополнительный запрос, обязывающий компанию предоставить информацию и о конечных собственниках. За невыполнение этого требования предприятие могут оштрафовать; кроме того, не исключено, что ФАС РФ откажется дать согласие на сделку. Так что, если компания не намерена затевать судебное разбирательство (успешный исход которого сомнителен) или заинтересована в как можно более быстром заключении сделки, конечных бенефициаров раскрыть все же придется.
(1) Приняты Федеральным законом ОТ 17.07.2009 №164-ФЗ.
Минимальные суммы, при которых надо согласовывать сделки, увеличились
Одним из ключевых изменений стало увеличение пороговых сумм для сделок, требующих разрешения ФАС РФ или предполагающих уведомление чиновников о соглашении.
Разрешение антимонопольной службы следует запрашивать при сделках объемами (ст. 28): 1 более 7 млрд руб. при расчете суммарной стоимости активов (ранее - свыше 3 млрд); более 10 млрд руб. при расчете суммарной выручки от реализации товаров (ранее - свыше 6 млрд);более 250 млн руб. при расчете стоимости активов лица либо группы лиц, в отношении которых приобретаются акции, доли или права (ранее - свыше 150 млн).Уведомление ФАС РФ требуется при сделках объемами (ст. 30):13 более 400 млн руб. при расчете суммарной стоимости активов или суммарной выручки от реализации товаров (ранее - свыше 200 млн); более 60 млн руб. при расчете стоимости активов лица либо группы лиц, акции (доли, права) которых приобретаются (ранее - свыше 30 млн). Также разрешение ФАС РФ требуется на создание компании, уставный капитал которой оплачивается неденежными средствами, например акциями или недвижимым имуществом (п. 4 ч. 1 ст. 27), если суммарная стоимость активов учредителей и лиц, чье имущество вносится в уставный капитал компании, составляет более 7 млрд руб. (по старым нормам -3 млрд) либо суммарная выручка от реализации товаров этими лицами превышает 10 млрд руб. (раньше - 6 млрд). Кроме того, с антимонопольной службой следует согласовывать разделение компаний при превышении указанных порогов, а также выделение из этих компаний новых предприятий. Раньше подобного требования в законе не было. Цель нововведений очевидна: сократить количество поступающих ходатайств и уведомлений. Однако стоит отметить некоторую непоследовательность законодателей: ведь одновременно с общим повышением порогов не были увеличены соответствующие значения для соглашений о слиянии и присоединении компаний. Возможно, объясняется это тем, что количество таких сделок сравнительно небольшое, так что после поднятия барьеров они бы вовсе вышли из сферы контроля ФАС РФ.
Совместный контроль - еще один признак группы лиц
Группа лиц — одно из ключевых понятий Закона о конкуренции. Почти все запреты и ограничения, предусмотренные в отношении хозяйствующих субъектов, распространяются в том числе на группы лиц. Поправки в действующий закон расширили это понятие за счет вновь введенного дополнительного критерия. Теперь группой также считаются лица, более чем на 50% контролирующие определенную компанию и при этом связанные между собой любыми иными отношениями. Впрочем, такую трактовку термина нельзя назвать принципиально новой: понятие совместного контроля было зафиксировано уже в антимонопольном законодательстве РСФСР. Достаточно давно известно оно и в Европе; кстати, европейские нормы более детально разработаны и лучше приспособлены к практическому применению.
На сделки внутри группы лиц согласие не требуется
Еще одно существенное изменение коснулось согласования с ФАС РФ сделок внутри группы лиц (например, между материнской и дочерней компаниями). Теперь для действий, указанных в статьях 27-29 Закона о конкуренции (создание, реорганизация компаний, продажа их долей или акций), согласие антимонопольной службы не нужно. Однако, исключив обязанность предварительно согласовывать крупные сделки, закон по-прежнему требует уведомлять о них. Ситуация абсурдная, но нормы именно таковы, а потому неуведомление ФАС РФ может повлечь административную ответственность в виде штрафа.
Согласовывать сделку может только покупатель
Решен вопрос, кто должен обращаться в ФАС РФ за согласием на сделку. Установлено, что это обязанность покупателя (ч. 1 ст. 32). Принятая норма противоречит прежней позиции антимонопольной службы: чиновники допускали подачу заявок как покупателем, так и продавцом1. Нововведение способно в ряде случаев усложнить процедуру согласования: продавец не меньше заинтересован в сделке, и если он - российское юридическое лицо, а покупатель - компания-нерезидент, право продавца согласовывать сделки существенно облегчило бы сбор необходимых документов для подачи в ФАС РФ.
Отсутствие документов или их неполный пакет - основание для отказа одобрить сделку
Еще одно нововведение предоставило антимонопольной службе дополнительный способ добиться получения полной информации: если в пакете заявителя не окажется всех предусмотренных законом документов или сведений, ходатайство будет считаться непредставленным (ч. 5.1 ст. 32), а значит, рассмотрение вопроса не начнется. Компании придется заново подавать документы, предварительно устранив недочеты. Серьезная проблема, которая до сих пор не разрешена, - право ФАС РФ на дополнительные запросы при рассмотрении ходатайств и, как это ни парадоксально, уведомлений. Хотя перечень документов, которые может запрашивать антимонопольная служба, ограничен, на практике чиновники нередко требуют, например, предоставить информацию о конкурентах или их доле на рынке. Таким образом, ФАС РФ фактически перекладывает свои обязанности исследовать рынок на плечи компании-заявителя. Суды все чаще приходят к выводу, что допустимы только мотивированные дополнительные запросы. А для этого законодателям следовало бы сформулировать четкие критерии мотивированности. Впрочем, при нынешнем положении вещей заявитель, ссылаясь на норму закона, всегда сможет сказать, что запрашиваемых сведений у него попросту нет.
Выводы
В целом уровень антимонопольного контроля остался прежним; существенного ослабления регулирования - как, впрочем, и его ужесточения - не произошло. Задача, которую ставила перед собой ФАС РФ, предлагая поправки к действующим нормам, сводилась к тому, чтобы узаконить сложившуюся практику их применения. В то же время некоторые идеи и тенденции, заложенные в новом варианте Закона о конкуренции, безусловно, заслуживают всяческой поддержки. Надеемся, что отмеченные проблемы будут учтены в будущем при подготовке очередных поправок в антимонопольное законодательство.
Контакты
По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:
Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.
Этот сайт использует файлы cookie, чтобы помочь нам сделать его более полезным для посетителей. Наша политика конфиденциальности объясняет, что это такое и как мы их используем. Пожалуйста, возможно, у вас есть ваше согласие на использование?