Сервитут в отношении публичных земельных участков. Выпуск 4/7

11.02.2015

Zakon.ru

Мы подготовили серию кратких информационных сообщений о масштабных поправках в земельное законодательство, вступающих в силу с 1 марта 2015 г. Они введены Федеральным законом от 23 июня 2014 г. №171-ФЗ "О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – ФЗ № 171).

В этом сообщении речь пойдет об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности. Сразу же необходимо отметить, что публичный сервитут (ст. 23 Земельного кодекса РФ) продолжает оставаться отдельным институтом. Принципиальное различие заключается в том, что публичный сервитут предназначен для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, а «частный» сервитут, предусмотренный новой главой V.3. Земельного кодекса РФ, - для обеспечения интересов частного лица.

В статье 39.23 Земельного кодекса РФ прямо предусматриваются три случая, в которых, в частности, допустимо установление сервитута в отношении земельных участков, находящихся в публичной собственности:

  • Размещение линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка.
  • Проведение изыскательских работ.
  • Ведение работ, связанных с пользованием недрами. 

Отметим ниже наиболее важные черты сервитута, который будет устанавливаться с 1 марта 2015 г.:

  • Соглашение о сервитуте может заключить, в частности, лицо, обладающее участком на праве постоянного (бессрочного) пользования, а также арендатор участка, если договор аренды заключен на срок более года.
  • Сервитут зависит от договора аренды земельного участка: срок соглашения о сервитуте не может превышать срок аренды, досрочное расторжение договора аренды влечет за собой и прекращение действия сервитута.
  • Если соглашение о сервитуте заключается на срок до трех лет, индивидуализация части земельного участка может осуществляться без кадастрового учета, в этом случае соглашение о сервитуте может не регистрироваться.
  • Плата по соглашению о сервитуте должна определяться в порядке, установленном публичным собственником в отношении своих земель (например, Правительством РФ для земель, находящихся в федеральной собственности) и субъектами федерации в отношении земель, находящихся в неразграниченной государственной собственности. Пока не понятно, будет плата по соглашению о сервитуте регулируемой только в случаях заключения такого соглашения органом государственной власти и местного самоуправления, либо регулироваться будет размер платы и по соглашениям, заключаемым с арендаторами и землепользователями.

Через неделю мы расскажем более подробно о предоставлении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в аренду и собственность.

Источник: http://zakon.ru/Blogs/o_neobxodimyx_dejstviyax_v_svyazi_s_deofshorizaciej/16259

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.