Легализация незадекларированных товаров: закон, практика и перспективы

13.01.2015

Zakon.ru

Отрадно, что таможенное администрирование в России развивается по пути ослабления таможенного контроля для добросовестных компаний и его ужесточения в отношении недобросовестных участников внешнеэкономической деятельности. И это правильно. Невозможно уследить за всеми товаропотоками, но необходимо сосредоточить внимание на наиболее опасных участках. Взаимная выгода очевидна – государство экономит ресурсы для более эффективной борьбы с наиболее опасными нарушениями таможенных правил, а бизнес увеличивает товарооборот, прибыль и, соответственно, налоговые отчисления.
 
Но в таможенном деле пока сохраняются вещи, идущие вразрез с таким подходом. Имею ввиду статью об ответственности за недекларирование и недостоверное декларирование товаров (статья 16.2 КоАП РФ), которая требует модернизации с учетом современных реалий.
 
Проблема возникает в тех случаях, когда эта норма срабатывает в отношении добросовестных компаний, которые сами обнаруживают незадекларированные товарные излишки и пытаются их додекларировать в таможенных органах, в том числе доплатить таможенные платежи.
 
Казалось бы, надо сказать им спасибо и пригласить приходить еще. Но на деле происходит не так.
 
Таможня, безусловно, декларацию и доплату принимает, но взаимностью ответить не может, так как в работу вступает статья 16.2 КоАП РФ. Таможня вынуждена провести недолгий административный процесс, объявить компанию-добровольца правонарушителем и взыскать штраф. Может возникнуть ложное представление, что это тоже неплохо – ведь государственный бюджет неожиданно получил не только дополнительные таможенные, но и штрафные платежи (последние могут доходить до 200% цены товара). Добавим, что жесткости в этой ситуации добавляет Уголовный Кодекс РФ, позволяющий подвергнуть сотрудников компании уголовному преследованию, если недоплата по таможенным платежам составила более 1 млн.руб. Риск уголовной ответственности не придает смелости участникам внешнеэкономической деятельности.
 
В итоге, не вызывает сомнения, что в следующий раз ни эта компания, ни другие потенциальные добровольцы не придут доплачивать таможенные платежи за неучтенные излишки. Государство же не получит ни  таможенные платежи, ни штрафные санкции. Взаимная невыгода очевидна.
 
Поэтому объяснимо, что Федеральная таможенная служба (ФТС России) и Агентство стратегических инициатив (АСИ) предлагают стимулировать добросовестные компании добровольно доплачивать таможенные платежи. Для этого Правительство РФ внесло в Государственную Думу законопроект[1], освобождающий компании от административной ответственности в подобных ситуациях.
 
Попробуем разобраться, достигнет ли этот проект заявленных целей.
 
Начнем с сути  законопроекта первого чтения. Итак, компания освобождается от административной ответственности, если она полностью задекларировала товар, но неправильно указала его характеристики, что привело к недоплате таможенных платежей (т.е. освобождение за недостоверное декларирование). 
 
Но главная проблема таким образом остается не решенной – незадекларированный товар под освобождение от ответственности не подпадает. Это значит, что выявленные самой компанией излишки на складе, так и останутся нелегализованными, а таможенные платежи не уплаченными!
 
Идем далее. Законопроект первого чтения ставит неприменение санкций в зависимость от нескольких условий:
 
1.                 У компании отсутствует задолженность по таможенным платежам.
 
2.                 Таможенный орган еще не успел выявить правонарушение.
 
3.                 Таможенный орган еще начал проводить таможенный контроль, а именно,
 
· еще не успел уведомить компанию об этом,
 
· а если уведомления о таможенном контроле не  требуется, то таможенный орган не должен начать его фактическое проведение.
 
Самым спорным представляется последнее условие. Действительно, таможенное законодательство на настоящий момент позволяет проводить таможенный контроль таможенных деклараций в текущем режиме без уведомления об этом компании-декларанта. Согласен, что в целях эффективности государственного контроля таможенные органы должны иметь возможность проверять документы без каких-либо дополнительных условий. Но подчинять освобождение от административной ответственности каждодневной проверке таможенных деклараций, значит почти полностью заблокировать работу этой нормы еще на стадии ее рождения.
 
Таможенный Кодекс Таможенного Союза на первое место среди форм таможенного контроля поставил проверку документов и сведений[2]. Именно она проводится без каких-либо уведомлений. Вопрос – что помешает таможенному органу отказать компании в освобождении от административной ответственности, заявив, что буквально вчера мы начали проверять вашу таможенную декларацию?
 
Более справедливым представляется подход, апробированный налоговыми органами и установленный в Налоговом Кодексе РФ. В налоговых правоотношениях компания может внести исправления в декларацию и доплатить налоги без применения санкций пока налоговый орган не уведомил о выявлении нарушения или не уведомил о проведении выездной налоговой проверки[3].
 
Признав справедливость и работоспособность такого подхода, в таможенных правоотношениях также возможно не применять административные санкции до уведомления компании о проведении выездной таможенной проверки или до уведомления о выявлении административного правонарушения.
 
На момент подготовки настоящей статьи появились предложения по изменению законопроекта ко второму чтению в Государственной думе, которые, на мой взгляд, приближают рассматриваемую правовую норму к заявленной цели.
 
Во-первых, предлагается распространить норму об освобождении от ответственности на факты недекларирования товара, что позволяет решить проблему легализации незадекларированных и неучтенных излишков на складах.
 
Во-вторых, гарантируют неприменение мер административной ответственности до уведомления компании о проведении таможенного контроля. Такое положение исключает возможность недобросовестного манипулирования и блокирования нормы об освобождении от ответственности. Хотя такой подход все равно остается более жестким по сравнению с применяемым налоговыми органами.
 
Предположим, что названные позитивные предложения превратятся в действующий федеральный закон, то как им воспользуются сами компании.
 
Представляется, что большая часть крупных компаний не решится использовать предложенный механизм легализации товаров, имея в виду нежелание стать объектом уголовного преследования по статье 194 УК РФ «Уклонение от уплаты таможенных платежей».
 
Ведь для крупной компании даже малая процентная доля ошибочно неучтенных товаров, как правило, составляет крупную сумму в абсолютных цифрах.
 
Теперь посмотрим с какой суммы компания, ее сотрудники из нарушителей административного закона превращаются в уголовных преступников с перспективой лишения свободы до 2 лет. Это всего 1 млн.руб.! Данный размер и раньше не соответствовал реалиям работы крупных компаний в сфере международной торговли, а с учетом ослабления курса рубля этот диссонанс между порогом уголовной ответственности и реальной общественной опасностью деяния еще более увеличился.
 
Очевидно, что крупные и добросовестные компании, бюджетный доход от легализации товаров которых наиболее высок, не будут этого делать, если сумма доплаты составит более 1 млн.руб.
 
На мой взгляд, сейчас эта главная проблема на пути решения главной цели – легализации неучтенных товаров и получения от них бюджетного дохода.
 
Технически эта проблема решается просто увеличением порога уголовной ответственности путем внесения изменений в примечание к статье 194 УК РФ. Но на практике эта задача представляется более сложной и требует достижения компромисса между представителями государства и бизнеса.

Источник: http://zakon.ru/Blogs/legalizaciya_nezadeklarirovannyx_tovarov_zakon_praktika_i_perspektivy/15822

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.