Взыскание по исполнительным

18.11.2014

Журнал Корпоративный юрист №11 2014

Эффективность исполнительного производства основана на трех составных элементах:

  • качестве подготовки к исполнительному производству;
  • своевременности и полноте мер, принимаемых на стадии возбуждения исполнительного производства, включая определение надлежащего места его возбуждения;
  • постоянном и своевременном контроле за действиями судебного пристава-исполнителя.

Подготовка

Сразу после получения текста судебного акта необходимо:

  • организовать проведение розыска имущества должника;
  • проверить резолютивную часть судебного акта на предмет наличия технических ошибок;
  • в случае вступления решения суда в законную силу – не дожидаться поступления исполнительного листа по почте, а предпринять все необходимые действия для получения исполнительного листа на руки в целях его скорейшего предъявления в службу судебных приставов-исполнителей;
  • при выявлении ошибок в тексте судебного акта или исполнительного документа – подать заявление об их исправлении.

Важно помнить, что, хотя с точки зрения закона поиск активов должника должен производиться службой судебных приставов-исполнителей, на практике это редко приводит к желаемому результату. На наш взгляд, поиск имущества должника должен осуществляться взыскателем еще на стадии принятия решения об обращении в суд или до возбуждения исполнительного производства, чтобы правильно оценить перспективы реального исполнения судебного акта.

Представляется, что наиболее эффективным способом является привлечение детективного агентства, специализирующегося именно на поиске активов должника. Поскольку нанять детектива, хотя бы из финансовых  cоображений, возможно не всегда, взыскатель может воспользоваться альтернативными источниками получения информации об имуществе должника:

  • обращение в правоохранительные органы;
  • изучение предоставленных контрагентом документов о компании и ее основных акционерах (участниках, учредителях);
  • сбор информации в Интернете, в т. ч. через справочно-правовые системы (например, «Спрут», «КонсультантПлюс» и пр.);
  • оценка количества судебных споров с участием контрагента через портал «Электронное правосудие» (kad.arbitr.ru);
  • направление запроса в кредитные бюро.

При поиске активов должника следует помнить, что затраты на сбор информации должны быть сопоставимы с размером долга. Известен случай, когда взыскатель поскупился на оплату услуг по сбору информации, вследствие чего предоставленные данные об активах должника и его связях не были полными и достоверными – взыскатель не был проинформирован о наличии тесных связей должника с местным криминалитетом. Очевидно, что подобного рода сведения должны были быть учтены при разработке стратегии взыскания денежных средств с должника.

Место действия

В соответствии с законодательством исполнительное производство может быть возбуждено:

  • по месту жительства (пребывания) должника-гражданина;
  • юридическому адресу должника-организации, ее представительства или филиала;
  • месту нахождения имущества должника;
  • месту совершения исполнительных действий (ст. 33 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве») (далее – Закон № 229-ФЗ).

В случае если исполнительное производство должно сопровождаться изъятием какого-либо имущества или оборудования, имеет смысл обращаться с заявлением о его возбуждении непосредственно по месту нахождения соответствующих активов. Это наиболее логичный подход, поскольку при подаче такого заявления по месту нахождения должника судебный пристав-исполнитель, установив, что имущество отсутствует на подведомственной территории, сможет лишь поручить судебному приставу исполнителю, на территории которого оно находится, совершить исполнительные действия или применить меры принудительного исполнения (п. 6 ст. 33 Закона № 229-ФЗ). На все это потребуется дополнительное время, а любые задержки, как известно, выгодны должнику.

Встречаются ситуации, при которых взыскатель искусственным образом изменяет место возбуждения исполнительного производства, заведомо неправильно указывая адрес должника или создавая доказательства нахождения имущества на территории нужного ему подразделения ФССП России. Во многом использование подобных схем связано с нежеланием взыскателей зависеть от возможного коррупционного бездействия судебного пристава-исполнителя в месте нахождения или месте жительства должника. Следует отметить, что судебная арбитражная практика не рассматривает подобные уловки как основание для признания постановления судебного пристава-исполнителя незаконным, а значит, де-факто заинтересованный взыскатель имеет возможность изменить место ведения исполнительного производства по своему усмотрению.

Одновременно с возбуждением исполнительного производства взыскателю следует оказать необходимое содействие судебному приставу-исполнителю, под которым понимается:

  • сообщение всей необходимой информации о должнике (известные адреса, банковские реквизиты и телефоны, сведения об имуществе); содействие в подготовке и вручении постановлений, запросов и ответов на запросы (предоставление текстов запросов и иных данных на флеш-носителе, организация доставки постановлений и запросов в государственные органы и организации);
  • оказание помощи в розыске имущества и обращении на него взыскания (организация транспорта для перемещения судебного пристава-исполнителя к должнику или месту нахождения его имущества).

Также при изъятии имущества не следует ожидать от судебного пристава-исполнителя, что он будет самостоятельно его демонтировать. Наиболее вероятно, что судебный пристав-исполнитель ограничится составлением акта о передаче имущества взыскателю, после чего сам взыскатель будет вынужден заниматься организацией демонтажа изъятого имущества и его перемещением на свой склад.

Пристав под контролем

Одним из обязательных условий повышения эффективности исполнения судебного акта является обеспечение постоянного контроля за ходом исполнительного производства, под которым понимается:

  • еженедельное ознакомление с материалами исполнительного производства и отслеживание полноты принятия мер принудительного исполнения, а также пресечение возможных незаконных действий по снятию ареста с имущества должника;
  • регулярное направление судебному приставу исполнителю письменных запросов о статусе исполнительного производства в случае невозможности личного прибытия к нему на прием;
  • при осуществлении исполнительного производства в другом регионе – привлечение местной юридической фирмы, поскольку, как показывает опыт, дистанционный контроль исполнительного производства неэффективен;
  • в случае бездействия судебного пристава-исполнителя – подача жалоб на его действия старшему судебному приставу, главному судебному приставу РФ или в суд.

Жалуйтесь!

Закон № 229-ФЗ предусматривает судебный порядок обжалования действий (бездействия) и решений судебного пристава-исполнителя и подачу жалоб в порядке подчиненности. Однако, как показывает опыт, такой способ обжалования не является самым эффективным. Куда более действенной является практика подачи большого количества жалоб в другие организации, формально не являющиеся надзирающими по отношению к подразделениям ФССП России. Они в состоянии привлечь внимание руководства ведомства и его подразделений к конкретному нарушению по отдельно взятому исполнительному производству. Очевидно, что поступление нескольких десятков жалоб на действия одного судебного пристава-исполнителя не может не заставить его начальство заинтересоваться проблемой взыскателя.

Для удобства приведен примерный перечень органов, организаций и должностных лиц, которым следует направлять такие обращения.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.