О внесении изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации в рамках реформы о деофшоризации

17.09.2014

Lawfirm.ru

Информационное письмо № 478, 11 сентября 2014 Налоговая практика Goltsblat BLP сообщает, что 26 августа 2014 года в рамках реформы о деофшоризации Министерство финансов внесло в Правительство РФ, а 2 сентября опубликовало на своём веб-сайте доработанную редакцию Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)» («Законопроект Минфина»).

Законопроект еще не внесен в Государственную Думу, но его окончательное принятие планируется в сентябре-ноябре 2014 года, со вступлением основного блока поправок в силу с 2015 года, а ряда положений – с 2017, 2018 и 2019 гг.
 
Законопроект содержит ряд льгот для переходного периода, но в целом является более жестким по сравнению с редакцией, предложенной ранее Российским союзом промышленников и предпринимателей («Законопроект РСПП»):

  1. Предлагается принципиально новая норма, согласно которой при выплате дохода в юрисдикции с соглашениями (Кипр, Нидерланды, Люксембург, Швейцарию) для использования льгот недостаточно будет иметь просто налоговый сертификат от иностранной компании;
    •  Отныне иностранная компания должна будет также представить подтверждение того, что она не является транзитным получателем, а является бенефициарным собственником дохода (норма ставит под удар простые транзитные структуры back-to-back);
    • В случае успешного оспаривания права на применение льгот по причине отсутствия фактического права компании на доход налоговые органы могут взыскать сумму налога, штрафа и пени с российской компании-плательщика дохода;
    • Налогоплательщикам, не уверенным в своих структурах, предлагается при выплате дивидендов из российских компаний добровольно отказаться от прав на льготы по соглашениям и признать российских физических лиц за структурами бенефициарными собственниками дохода; в таком случае налог на дивиденды будет уплачиваться однократно по ставке 9% или, возможно, 13% в будущем (вместо 5% по соглашениям).
  2. Как и ранее, с 1 января 2015 года предлагается установить обязанность российских налогоплательщиков (физических лиц и компаний):
    • уведомлять налоговые органы о своих контролируемых иностранных компаниях («КИК»), включая контролируемые трасты и фонды (штраф 100,000 рублей за каждую нераскрытую компанию);
    • уплачивать налоги на нераспределенную прибыль КИК, не выплаченную в качестве дивидендов, если она превысила 10 миллионов рублей в год (50 миллионов рублей в 2015 году и 30 миллионов рублей в 2016 году) (штраф 20%, но не менее 100,000 рублей; в 2015-2017 годах штраф не применяется);
    • уведомлять налоговые органы о своём неконтролирующем участии в иностранных компаниях в размере более 10% (не менее 25% до 2017 года), а также структурах (куда включаются учредители и бенефициары трастов) (штраф 50,000 рублей за каждую нераскрытую компанию и структуру);
  3. В редакции Законопроекта Минфина правила о КИК распространяются на компании во всех юрисдикциях, а не только в офшорных юрисдикциях из «черного списка»; ранее РСПП предлагал ограничить действие закона юрисдикциями «черного списка» и установить 5-летний мораторий для добавления в него новых юрисдикций и 6-месячный период для вступления изменений в силу;
  4. Не попадают под правила КИК в редакции Минфина компании из «белого списка» юрисдикций, если эффективная налоговая ставка компании составляет более 15% (т.е. под правила попадают холдинговые и пассивные инвестиционные компании в любых юрисдикциях, где установленная законом ставка может быть высокой, а эффективная близка к 0%, а также любые компании на Кипре, где установленная законом ставка составляет 12,5%);
  5. Ставка налога на прибыль КИК установлена общая – 20% для компаний и 13% для физических лиц (вместо 9%/0% для компаний и 9% для физических лиц, как предлагал РСПП);
  6. Прибыль КИК рассчитывается по российским налоговым правилам (а не по финансовой отчетности иностранной компании, как предлагал РСПП) с разделением доходов на активные и пассивные; при этом налог на пассивные доходы вроде дивидендов и процентов нельзя будет уменьшить через расходы от активных операций;
  7. Порог акционерного владения, при котором наступает обязанность уплачивать налог, повышен до 25%+ (50%+ в 2015 и 2016 годах), но сохранен в размере 10%+, если компанией на 50%+ владеют российские резиденты (норма против обхода правил через дробление акционерных долей;
  8. Установлена обязанность для иностранных компаний и структур, на которые зарегистрирована российская недвижимость, раскрывать участников и бенефициаров; штраф – 100% суммы налога на имущество, в т.ч. по кадастровой стоимости (т.е. штрафное задвоение налога);
  9. Установлено исключение из правил КИК для, в частности: публичных компаний, прошедших листинг на определенных в специальном перечне биржах;
    ряда безотзывных трастов, в которых учредитель не вправе вернуть переданные в структуру активы, не вправе получать доход из структуры, и если соблюдается ряд других условий;
  10. Уточнены правила налогового резидентства, по которым формально иностранные компании, управляемые из России, можно признать налоговыми резидентами России (три основных теста и несколько дополнительных); среди прочего, наличие наполнения (substance) иностранной компании должно снижать налоговые риски в России; 
  11. Установлено, что офшорные продажи российской недвижимости через сделки с акциями облагаются российским налогом, кроме случаев, когда срок держания составил более 5 лет;
  12. Установлена льгота для компаний, желающих ликвидировать свои офшорные и прочие иностранные «дочки» - при ликвидации до 2019 года не нужно платить налог на прибыль на ликвидационную прибыль при получении активов ликвидируемых компаний.

Законопроект Минфина не является финальной версией, и до принятия закона в него могут быть внесены существенные изменения. В ближайшее время он должен быть доработан и внесен в Государственную Думу, после чего ожидается принятие и вступление в силу с 1 января 2015 года.
 
Настоящий обзор подготовлен при участии Алексея Пантелеева, Юриста, Налоговая практика, Goltsblat BLP.

Контакты

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.