Реклама на платных каналах будет под запретом?

11.07.2014

Закон.ру

Яна Пылаева

Государственной Думе понадобилось менее 10 дней для принятия резонансного законопроекта о внесении поправок в статью 14 Федерального закона «О рекламе», согласно которому с 01 января 2015 года не будет допускаться распространение рекламы на телеканалах, доступ к которым осуществляется исключительно на платной основе и (или) с применением декодирующих технических устройств. 09 июля законопроект был одобрен Советом Федерации.
 
Пока законопроект не подписан Президентом РФ с юридической точки зрения это еще не закон. Тем не менее, учитывая темпы принятия в России в последнее время ключевых нормативно-правовых актов, относящихся к информационной сфере, включая принятие так называемого «антипиратского закона» около года назад, а также недавнее принятие «закона о блогерах», представители неэфирных каналов и компании рекламного рынка небезосновательно относятся к поправкам в статью 14 ФЗ «О рекламе» как к свершившемуся факту и бьют тревогу. Вполне очевидно, что одобренные Федеральным собранием изменения в значительной степени повлияют на рынок телерекламы в стране, а также могут привести если не к закрытию, то к существенной перестройке самого бизнеса неэфирных (кабельных и спутниковых) каналов, доходы которых в значительной степени зависят от продаж рекламного времени.
 
Примечательно, что столь масштабные изменения проходят без каких-либо обсуждений с представителями телекомпаний и кабельных операторов, и даже на письмо Ассоциации кабельных операторов России, в котором авторы обратились к представителям законодательной власти с просьбой организации обсуждения законопроекта с рынком до его принятия в окончательной редакции, депутаты Государственной Думы никак не отреагировали (http://www.kommersant.ru/doc/2509508). Без внимания пока остается и открытое письмо телеканалов к Президенту РФ, под которым подписались представители около двух десятков компаний.
 
Нельзя не признать, что одобренные Федеральным собранием поправки носят революционный характер для рынка телерекламы, что было отмечено представителями отрасли в указанных выше обращениях. Несмотря на то, что в последние годы в ФЗ «О рекламе» были внесены запреты рекламы алкоголя и табака, уровень законодательных ограничений при распространении рекламы на неэфирных каналах ранее никогда не превышал уровень аналогичных запретов для эфирного вещателя. При этом, несмотря на значительный рост продаж рекламы на неэфирных каналах в последние годы, доля, занимаемая такими каналами на общем рынке телерекламы, несопоставима с долей, занимаемой эфирными вещателями (к ним относятся, как правило, основные федеральные каналы). Исходя из этого, якобы положенная в основу законопроекта цель создания равных условий между телеканалами, распространяемыми на бесплатной и платной основе (см. текст Пояснительной записки к проекту ФЗ «О внесении изменений в статью 14 Федерального закона «О рекламе» на сайте Государственной Думы РФ), явно не будет достигнута в случае вступления предлагаемого запрета в силу. Негативные последствия ожидают и рекламодателей кабельных и спутниковых каналов, стоимость рекламы на которых формируется по иным принципам, нежели на эфирных каналах, и потому является в целом доступнее для мелкого и среднего бизнеса.
 
Кто из вещателей, транслирующихся через кабель и спутник, попадает под новый запрет пока до конца не ясно. На сегодняшний день можно утверждать, что запрет явно не распространяется на десять общероссийских обязательных общедоступных каналов («Россия 1», «Россия 2», «Россия К», «Россия 24», «Первый», НТВ, «Пятый», «ТВ Центр», «Карусель» и Общественное телевидение России) и иные каналы, распространяемые посредством наземного эфирного вещания. В то же время ни прежним законодательством, ни новым пунктом 14(1) ФЗ «О рекламе» четко не определено, при соблюдении каких условий телеканал признается «телеканалом, доступ к которому осуществляется исключительно на платной основе». Иными словами, из чересчур лаконичной формулировки, использованной в законопроекте, явно не следует, между какими субъектами отношения по поводу доступа к каналу должны складываться на возмездной (платной) основе, чтобы вводимый запрет на такой канал распространялся (например, между телеканалом и оператором связи либо между оператором связи и абонентом) и как в принципе это будет оцениваться. Кроме того, не вполне понятно, в какой ситуации окажутся каналы, у которых, к примеру, имеются лицензии на наземное эфирное вещание в определенных регионах России, тогда как в других регионах такие каналы распространяются через кабель.
 
Представляется, что вопрос о толковании понятия «платного канала» будет решен на уровне правоприменения либо в неких дополнительных поправках к ФЗ «О рекламе», которые следует ожидать в ближайшем будущем. При этом, учитывая, что законопроект в принятом Госдумой и Советом Федерации варианте содержит положение о вступлении его в силу с 01 января 2015 года, для всех участников рекламного рынка, оформляющих свои обязательства и утверждающих бюджеты и медиа-планы на следующий календарный год, как правило, до Нового года будет крайне важно получить подобные разъяснения от законодателя или уполномоченного государственного органа заблаговременно, до вступления нового закона в силу. В противном случае не только неэфирные каналы, но и рекламодатели и рекламные агентства будут лишены возможности сориентироваться в новых правовых условиях.

Источник: http://zakon.ru/Blogs/reklama_na_platnyx_kanalax_budet_pod_zapretom/12766

Контакты

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.