Нормы законодательства об электронных платежах подверглись системным изменениям: поправки в Федеральный закон «О национальной платежной системе»

04.06.2014

Lawfirm.ru

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает о принятии поправок к Закону «О национальной платёжной системе», которые существенно изменяют порядок правового регулирования деятельности операторов и иных участников платежных систем в Российской Федерации.

Изменения, изложенные в Федеральном законе No. 112-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О национальной платежной системе» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 5 мая 2014 года призваны обеспечить бесперебойность деятельности платежных систем на территории России, а также определить основы правового статуса национальной системы платежных карт (НСПК).
 
Наиболее значимыми новеллами, способными в существенной степени воздействовать на операционную деятельность всех участников рынка платежных услуг, являются:
 -законодательно разделены национальная и международные платежные системы;
 -к участникам международных платёжных систем применяются дополнительные требования, связанные с обеспечением бесперебойности деятельности и привлечению внутрироссийских операторов платежной инфраструктуры (процессинговые центры, эквайреры, агенты и другие лица) при осуществлении внутрироссийских переводов денежных средств;
 -введен запрет на эксклюзивность оказания услуг платежной инфраструктуры тому или иному оператору платежной системы;
 -для операторов платежных систем (вне зависимости от того, являются ли они российскими или иностранными) введено обязательство по внесению и поддержанию обеспечительного взноса в Банке России. Размер обеспечительного взноса должен составлять сумму переводов денежных средств, осуществляемых на территории России, в рамках этой системы в течение двух календарных дней. Указанный обеспечительный платеж используется для выплаты штрафных санкций Банку России в случае приостановления деятельности платежной системы.
 
Национальная система платёжных карт
 
Наибольший резонанс вызывает введение в Закон о национальной платежной системе главы 4.1, определяющей основы функционирования Национальной системы платежных карт (НСПК).
 
НСПК представляет собой платежную систему, создаваемую в качестве альтернативы основным существующим игрокам – VISA, MasterCard, UnionPay и др. для снижения рисков, связанных с возможностью приостановления обслуживания отдельных кредитных организаций иностранными партнерами, обеспечения защиты персональных данных российских владельцев счетов, снижения комиссий.
 
Участниками НСПК в обязательном порядке должны будут быть кредитные организации, которые Банк России признал значимыми на рынке платёжных услуг (перечень на настоящий момент не является публичным), а также национально значимые платёжные системы.
 
Иные кредитные организации и/или операторы платежных систем могут вступить в НСПК добровольно, гарантировав прием платежных средств всеми своими клиентами юридическими-лицами и индивидуальными предпринимателями.
 
Оператор НСПК должен быть создан в организационно-правовой форме ОАО, со 100% участием Банка России. В дальнейшем акции оператора НСПК могут быть отчуждены, однако Банк России сохраняет право на участие в управлении оператором.
 
Особенность правового статуса оператора НСПК также выражается в том, что ни одна группа лиц, за исключением группы лиц Банка России, не вправе приобретать более 10% акций оператора НСПК. Представляется, что таким образом законодатель пытается гарантировать независимость национальной платежной системы от иностранного контроля или недружественного поглощения.
 
Законом устанавливается повышенный размер ответственности участников платёжных систем, например:

-В случае приостановления (прекращения) в одностороннем порядке оказания услуг платёжной инфраструктуры размер штрафа:

   -для оператора платёжной системы, не являющейся социально значимой составляет до 10% от подлежащего внесению обеспечительного взноса за каждый день приостановления (прекращения) оказания услуг;

    -для оператора национально значимой платёжной системы – в размере до 10 миллионов рублей за каждый день приостановления (прекращения) оказания услуг;

-Невнесение либо внесение в неполном размере обеспечительного взноса влечёт взыскание штрафа в размере невнесённого (внесённого в неполном размере) обеспечительного взноса.

-Неисполнение оператором платёжной системы требований законодательства Российской Федерации о национальной платёжной системе, выразившееся а приостановлении (прекращении) в одностороннем порядке оказания услуг платёжной инфраструктуры участнику (участникам) платёжной системы и его (их) клиентам влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от ста тысяч до одного миллиона рублей.
 
Основные положения закона вступили в силу 05 мая 2014 года. В свою очередь нормы, устанавливающие санкции для участников платежных систем и обязательства по формированию обеспечительного взноса вступают в силу 01 июня 2014 года.

http://www.lawfirm.ru/news/index.php?id=9818

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.