CFC Rules в России. Как реагировать бизнесу на новые правила налогообложения КИК.

23.04.2014

Zakon.ru

Артем Торопов.

Первая версия законопроекта, будучи невероятно жесткой и крайне профессионально написанной с фискальной точки зрения, основной своей цели достигает. Не запрещая офшоры напрямую, новые правила делают использование популярных «бумажных» компаний с номинальными директорами либо крайне обременительным, либо гораздо более рискованным, чем раньше.

У налогоплательщиков, по сути, есть два законных варианта действий в рамках новых правил. Первый — полностью сохранить офшорные структуры и продолжать держать деньги за рубежом, добровольно признав при этом иностранные «бумажные» компании российскими налоговыми резидентами, декларируя и уплачивая налог с нераспределенной прибыли реальных иностранных дочерних компаний из черного списка. Минимизация ущерба — репатриация прибыли из реальной офшорной структуры в Россию, чтобы платить налог на дивиденды по пониженным ставкам вместо налога на нераспределенную прибыль по общим ставкам. Однако даже в таком случае соответствие новым правилам потребует немалых усилий, начиная с уведомлений о «своих» компаниях и заканчивая расчетом иностранной налоговой базы по российским правилам, чему, безусловно, «обрадуются» российские бухгалтеры. Специальные уведомления также могут потянуть за собой проверки по трансфертному ценообразованию, если сделки со «своими» структурами не были до этого раскрыты по правилам о контроле за ценами. Но самое главное здесь то, что полное соответствие новым правилам лишает офшорные структуры налогового смысла.

Второй вариант — это санация корпоративных структур путем избавления их от офшорных элементов (кстати, следует посмотреть, распространят ли новые правила на Кипр, о чем много заявляется в прессе). Здесь может быть два пути: уход в чисто российские структуры, чего косвенно и добивается государство, либо уход в реальные иностранные «белые» структуры, который на практике может позволить себе лишь крупный и транснациональный бизнес.

Для многих естественной реакцией на новые правила будет личный и корпоративный «переезд» в другие юрисдикции, где нет таких жестких правил. Все остальное, от банального нераскрытия структур до использования креативных решений с полностью искусственными трастами (sham trusts) и гибридными компаниями, как говорится, от лукавого. Всех, безусловно, не поймают, но тем, кто попадется, мало не покажется: как минимум штраф за нераскрытие фактически удваивает сумму налога, не говоря уже о применении уголовной ответственности. Кроме того, первая судебная практика по соответствующим делам появится лишь в 2016—2017 гг., так что любые стратегии обхода новых правил будут применяться на свой страх и риск. Возможно, после такого кнута настало время подумать о положительных стимулах и пряниках в российском правовом поле — например, о введении института заключений, выдаваемых налоговыми органами (tax rulings), имеющих обязательную юридическую силу и позволяющих обеспечить для налогоплательщиков предсказуемость позиции налоговых органов?

Источник: http://zakon.ru/Blogs/cfc_rules_v_rossii__kak_reagirovat_biznesu_na_novye_pravila_nalogooblozheniya_kik/11466

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.