Владимир Чикин, партнер таможенной практики юридической фирмы Goltsblat BLP в программе «Бизнес кейс» на Business FM. Тема — «Торговые войны».

07.10.2013

Ведущий: Торговые войны ведутся между государствами. Цель – захват чужих рынков или напротив борьба с импортом для защиты отечественного производителя. «Есть три основные причины возникновения торговых войн», - говорит партнер практики таможенного права и внешней торговли юридической фирмы Goltsblat BLP Владимир Чикин.

Владимир Чикин: Первое — торговые войны инициированные бизнесом. Второе — политически мотивированные торговые войны. И третья группа торговых войн – в бюджете не хватает денег. У всех этих различных торговых войн существуют особенности, свои причины и следствия. Защититься в рамках правовой процедуры можно только в первой категории торговых войн, потому что есть определенные правила их ведения. А когда речь идет о торговых войнах политически мотивированных или торговых войнах, мотивированных отсутствием денег в бюджете, то прямых правовых средств защиты не существует. В таких случаях нужно искать какой-то другой способ решения, оставаясь в рамках правового поля.

Ведущий: Как производители могут быть втянуты в торговую войну?

Владимир Чикин: На рынках несырьевых товаров можно вполне оказаться участником, втянутым в торговую войну, волей или неволей. Это в первую очередь продукция машиностроения, продукция сельского хозяйства.

Ведущий: Есть много способов ведения торговых войн, например, государство может менять пошлины, регулировать квоты, вводить усложненную процедуру лицензирования той или иной импортной продукции; создавать различные преференции своим экспортерам. Юридические процедуры защиты от торговых войн есть, к примеру, в механизмах ВТО. В частности, если зарубежные конкуренты необоснованно занижают цены, то можно задействовать соглашение о порядке применения антидемпингового соглашения ВТО.

Владимир Чикин: По этому соглашению в рамках ВТО стороны могут защитить своего отечественного производителя в том случае, если товары происходящие из другой страны продаются на экспорт ко мне сюда, защищающему себя по демпинговой цене. Демпинговая цена, в свою очередь, рассчитывается таким образом: это разница между ценой продажи товара на экспорт, в Россию например, и нормальной ценой. А нормальной ценой считается средневзвешенная цена товаров, продаваемых на внутреннем рынке в стране происхождения товара. Если эта разница существует, то это является одним из 15 факторов для инициирования антидемпингового расследования. Этим пользуются. До того момента как Россия вступила в ВТО, ничто не мешало государствам-членам ВТО вводить против российской продукции антидемпинговые меры.

Ведущий: Можно попытаться защитить в рамках ВТО не только каких-то конкретных производителей, но и целую отрасль промышленности.

Владимир Чикин: Второй тип расследования, который так же может проводиться – это специальное защитное расследование. Антидемпинговое расследование направлено против конкретного производителя, который поставляет товар на мой рынок, а специальное защитное расследование имеет цель защитить отрасль промышленности, которая существует, например, в России или в любой другой стране ВТО. Когда вводится повышенная таможенная пошлина, она называется специальная защитная пошлина в отношении любых товаров аналогичных товарам производимым на территории Российской Федерации.

Ведущий: Наконец, есть юридические способы борьбы и с субсидиями.

Владимир Чикин: Например, строго запрещено правилами ВТО давать субсидии своим производителям продукции для того, чтобы увеличить экспортный потенциал. Если это будет выявлено, то любая страна-член ВТО, которая пострадала от такой несправедливой конкуренции, имеет право обратиться в орган по разрешению споров ВТО.  Сначала проводится консультация, потом собирается третейская группа и решением третейской группы может быть: разрешить стране-заявителю ввести компенсационную пошлину в отношении товаров, происходящих из конкретной страны. Любых товаров, не только таких, которые пользовались незаконными субсидиями, а в отношении вообще любых товаров, происходящих из той страны, которая давала субсидию определенному, конкретному товару.

Ведущий: Санитарные меры, в частности, запрет на ввоз той или иной сельхозпродукции тоже могут быть инструментом, который используется в торговой войне. Здесь юридические способы защиты бизнеса просто не работают. Владимир Чикин рассказал случай из собственной практики, который произошел несколько лет назад. К нему обратился украинский производитель пищевой продукции, которому Роспотребнадзор запретил поставки на российский рынок.

Владимир Чикин: Может ли иностранное юридическое лицо обжаловать такое действие государственного органа о запрете на ввоз? Конечно, может. Теперь поставим себя на место судьи. Судья не обладает специальными знаниями, и он вынужден обратиться к экспертам. Кто будет являться экспертом? Да тот же орган, который отвечает за санитарное благополучие населения – Роспотребнадзор. Следовательно, такое дело судебной перспективы не имело. Было принято другое решение, мы как можно скорее устраним те недостатки, которые у нас есть, и нам нужно как можно скорее попасть в перечень тех предприятий, которые будут проинспектированы Роспотребнадзором в первую очередь. В список попали, устранили недостатки. Продукция моего клиента была разрешена к ввозу на таможенную территорию.

Ведущий: «Компании, которая оказалась втянута в торговую войну, необходимо проанализировать свои дальнейшие действия» - говорит Владимир Чикин.

Владимир Чикин: Реальный бизнес, столкнувшись с той или иной войной, если речь идет о честной войне с открытым забралом, должен защищать свои интересы, принимая участие в расследовании, предоставляя свои аргументы, не скрывая никакой информации, отвечая полностью на запросы. Это необходимо для того, чтобы доказать отсутствие факта, например, демпинга. Если же это меры санитарные, то здесь нужно постараться исправить те недостатки, которые у него есть. Ну и считать, конечно же. Иногда исправление недостатков оказывается более дорогим, чем поиск нового рынка.

Ведущий: Чтобы принять правильное решение и спасти бизнес в условиях торговой войны, нужны квалифицированные юристы и экономисты, причем с большим опытом практической работы в данной области. Если их в штате компании нет, надо обращаться к специалистам, и такие предложения на российском рынке, конечно же, существуют.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.