Гаражные небоскрёбы могут вырасти в столице

14.08.2013

Префектура Южного округа столицы предлагает участникам гаражных кооперативов обратить свои взоры ввысь - за счет увеличения этажности построек автомобилисты могли бы сохранить места своих парковок, а кроме того, обустроить дополнительный бизнес в виде магазинов, фитнес-клубов и даже бассейнов. Освободившуюся же часть земли могут сдавать в аренду. Вырастут ли гаражные небоскребы в столице, выяснял обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

Перебираться с насиженных мест владельцам гаражей в кооперативах Москвы в последние годы приходилось частенько. Но не по своей воле: гаражи убирали там, где велось активное дорожное строительство, прежде всего по проекту четвёртого кольца, говорит ведущий специалист по коммерческой недвижимости девелоперской компании Максим Жуликов.

"Владельцам гаражей, которые находились на территории, отходящей под дорогу, приходилось очищать помещения, им предоставлялись места в новых многоярусных парковках. Такой опыт в Измайлове был", - говорит Жуликов.

Власти Южного округа предлагают участникам гаражных комплексов поменять профиль - снести старые одноэтажные ряды, привлечь инвесторов, построить многоэтажные паркинги, разместить в них также магазины, офисы и спортивные центры, а часть освободившейся земли сдавать в аренду. Но вопрос собственности может оказаться проблемным при обсуждении этой идеи, полагает руководитель направления "Недвижимость и строительство" юридической фирмы Максим Попов.

"Я не знаю случаев, когда у гаражников были бы в собственности земельные участки в Москве. Устами чиновниками бы мед пить: что, казалось бы, может быть проще: снесите свои гаражи, постройте новые многоэтажные парковки, плюс рядом фитнес, бассейн и так далее. На самом деле это огромная и безумно сложная работа, потому что процесс смены назначения земельного участка в Москве максимально забюрократизирован", - комментирует Попов.

Вряд ли и инвесторы сбегутся на подобные проекты, утверждает специалист по недвижимости Максим Жуликов.

"Такой товар, как гаражные места, не очень хорошо расходится, часто жилой массив находится на удалении от гаражей. Можно продать эти места только жителям близлежащих домов, никто в 3 километрах от дома парковочное место не купит", - замечает Жуликов.

Окупаемость перестройки гаражей может показаться девелоперским компаниям сомнительной. Места, где расположены гаражные кооперативы, продолжает Максим Жуликов, расположены вдали от потоков потенциальных потребителей товаров и услуг - каждый проект инвесторы будут тщательно взвешивать.

"Сколько им дадут построить офисных и торговых метров? Будет ли вообще интересна торговля? Инвесторы понимают, что есть еще обременения в виде выделения мест бывшим владельцам гаражей", - рассказывает Жуликов.

Вот это обременение в виде гаражей и станет препятствием для реконструкций - возникает искушение выстроить торговый или развлекательный комплекс, резюмирует юрист Максим Попов.

"Кто будет собственником построенного нового гаража и сопутствующих объектов? Если будет некий инвестор, как будут с него получать плату бывшие собственник гаражей? Или вот когда они снесут гаражи свои, сразу может возникнуть вопрос у властей Москвы: а зачем людям столько земли? И здесь нет никаких гарантий, что Москва не захочет этот участок, а людям дадут новый", - считает Попов.

Для тысяч москвичей гараж остается складом, даже если у них нет машины. Культурная традиция сейчас может выглядеть анахронизмом, говорят эксперты, но ее влияние сильно, поэтому массовая переделка гаражей возможна лишь в том случае, если решение о ней будет утверждено мэрией как обязательное.

Автор статьи: Сергей Артемов

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.