Раскрытие бенефициаров по российскому праву

29.07.2013

На недавнем саммите «Большой восьмерки» Президент России В.В. Путин заявил, что в нашей стране разрабатывается план по борьбе с офшорами, а в Совете Федерации на рассмотрении уже находится законопроект, который имеет необходимый для этого потенциал, а именно позволяет раскрывать конечных бенефициаров. Законопроект № 196666-6, о котором говорил Президент заметно ужесточает государственную финансовую политику, вводя дополнительные меры контроля за оттоком капиталов за рубеж.

28 июня Федеральный закон № 134-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям» был подписан главой российского государства. Одним из наиболее спорных и резонансных его положений стало введение в законодательство о легализации (отмывании) доходов, полученных преступным путем, понятия «бенефициарный владелец» (дополнительно к уже существовавшему понятию «выгодоприобретатель»), а также механизма идентификации бенефициарных владельцев.

Комментирует Андрей Гольцблат:
— С одной стороны, принятые поправки отвечают международным обязательствам России и в целом находятся в русле заявленной политики по ужесточению контроля за схемами незаконного вывода средств в юрисдикции, не обменивающиеся информацией о финансовых операциях. В самом введении обязанности банков пристальнее анализировать своих клиентов на предмет того, кто фактически стоит за корпоративной оболочкой, ничего удивительного нет — это вполне соответствует международным тенденциям. Банковская тайна как таковая действительно уходит в прошлое, а процедуры Know Your Client (KYC) приняты во всем мире.
Однако вопрос в другом: кто и как сможет получить доступ к таким сведениям, будет ли это осуществляться без соответствующих процессуальных гарантий, просто по запросу исполнительного органа власти?
Более того, с правовой точки зрения введение таких размытых и неопределенных терминов, как «бенефициарный владелец» (физическое лицо, прямо или косвенно владеющее более 25% компании или имеющее возможность контролировать действия клиента), — мина замедленного действия. Ведь это не только проблема правоприменения в сфере финансовых операций, но и риск того, что эта терминология будет бездумно использоваться в различных отраслях без учета их специфики, например в соглашениях об избежании двойного налогообложения как аналог beneficial ownership.

Одним из запомнившихся примеров такого подхода стала история с еврооблигациями, когда Минфин России попытался обязать эмитентов удерживать 20%-ный российский налог у источника на проценты, решая в каждом конкретном случае, является ли получатель посредником или бенефициарным собственником. В итоге для того, чтобы успокоить индустрию, которая просто технически не в состоянии отслеживать эти нюансы, были приняты специальные налоговые поправки.

Я бы так же осторожно относился к солидарной ответственности бенефициаров и контролирующих лиц. Закон фактически разрушает давно устоявшуюся в мировой практике и России концепцию автономности и независимости юридического лица. Ограниченной ответственности больше не существует? Это опасная норма. Хотя и понятная для России. Мы фактически на законодательном уровне сняли корпоративную вуаль, что в других юрисдикциях допускается в исключительных случаях и только по решению суда. Что касается Закона в целом, то он содержит целый комплекс поправок в различные отрасли права, начиная с гражданского и заканчивая уголовным. Некоторые из этих новаций могут вызывать множество вопросов и осложнить жизнь не только правонарушителям, но и законопослушным компаниям.

Приведет ли Закон нас к деофшоризации, пока не ясно. Как бы не вышло наоборот.

Журнал "Закон" №6, 2013

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.