Обзор законодательства за март-апрель 2013 г.

10.06.2013

Журнал "Бизнес России" № 5, 2013

Наиболее примечательная новость в сфере обновления законодательства в эти недели – закон, регулирующий труд работников, находящихся вне места нахождения работодателя. Таких работников обычно называют «дистанционными». В определённой мере этот закон – важная примета времени и свидетельство технологического развития общества. Стоит отметить, что закон, в частности, определяет условия использования нового для российского трудового права способа коммуникации между работником и работодателем – обмена электронными документами. Речь идёт и об использовании электронных подписей работника (кандидата) и работодателя. У нас этот правовой институт всё ещё слабо задействован. Может быть, после принятия этого закона дело пойдёт быстрее.

Я бы также обратил внимание читателей на включённые в данный обзор постановления Высшего Арбитражного Суда, ставшие результатом некоторых важных обобщений. В частности, арбитражным судам даны рекомендации по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторным искам). Идёт речь и о практике применения ряда норм ГК, регулирующих договор аренды.

Подписан Закон об урегулировании труда дистанционных работников

5 апреля 2013 г. Президентом РФ подписан и 8 апреля 2013 г. вступил в силу Федеральный закон от 05.04.2013 №60-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон), которым вносятся изменения в ТК РФ и Федеральный закон «Об электронной подписи» в части урегулирования труда дистанционных работников. Законом в ТК РФ вводится новая глава – 491, в которой сгруппированы все статьи, регулирующие особенности труда таких работников.

Подписанный Президентом РФ Закон существенным образом отличается от первоначального законопроекта как с точки зрения структуры, так и содержания норм. Рассмотрим внесённые изменения и основные особенности окончательной редакции данного Закона подробнее.

1. Понятие и общие условия дистанционной работы

Законом вводится более широкое понятие (по сравнению с первыми редакциями законопроекта) дистанционной работы, из которого можно выделить два определяющих признака такой работы:

  • выполнение трудовой функции вне места нахождения работодателя, его филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения, вне стационарного рабочего места, территории или объекта, прямо или косвенно находящегося под контролем работодателя;
  • использование для выполнения трудовой функции и коммуникации с работодателем сети Интернет (информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования).

Кроме того, в отличие от предыдущих редакций, в окончательном варианте Закона разработчики сгруппировали нормы, определяющие общие положения о дистанционном труде в единую статью (ст. 3121 ТК РФ).

Среди прочего, указанная статья определяет условия использования нового для российского трудового права способа коммуникации между работником и работодателем – обмена электронными документами. При этом обязательным условием такого обмена является использование усиленных электронно-цифровых подписей работника (кандидата) и работодателя.

Остальные статьи главы 491 ТК РФ, введённой Законом, посвящены особенностям заключения трудового договора о дистанционной работе, выполнения такой работы и прекращения договора.

Необходимо также обратить внимание на то, что из формулировок Закона не усматривается возможность комбинировать условия труда дистанционных работников (частично – дистанционный труд, частично – стационарный). Так, в соответствии со ст. 3121, с такими работниками «заключается трудовой договор о дистанционной работе», что исключает возможность изменения характера их работы на временной основе без изменения условий трудового договора о дистанционной работе. Тем не менее, возможно, что в правоприменительной и судебной практике данный вопрос будет разрешён положительно.

2. Обмен электронными документами

В соответствии с положениями ст. 3121 ТК РФ, в форме обмена электронными документами могут осуществляться:

  • заключение трудового договора;
  • ознакомление с локальными нормативными актами, приказами, уведомлениями и требованиями работодателя;
  • предоставление оригиналов документов для обязательного социального страхования;
  • запрос и выдача документов, связанных с работой.

Недостатком предлагаемого способа взаимодействия является необходимость дублирования электронных документов бумажными копиями, которые направляются дистанционному работнику или работодателю почтовым отправлением.

3. Определение условий труда по соглашению сторон

Важной чертой норм ТК РФ о дистанционном труде является предоставление сторонам трудового правоотношения широких возможностей по определению его условий. Необходимо отметить, что подобная свобода участников трудового правоотношения – новая концепция для российского трудового права.

В соответствии с положениями главы 491 ТК РФ, трудовым договором и по согласованию сторон могут определяться:

  • порядок внесения записей в трудовую книжку дистанционного работника (или их отсутствие, равно как и отсутствие самой книжки);
  • использование работником при исполнении трудовых обязанностей оборудования или программного обеспечения в соответствии с требованиями работодателя;
  • сроки предоставления отчётов о выполненной работе;
  • порядок возмещения расходов, связанных с дистанционной работой;
  • основания расторжения трудового договора.

4. Охрана труда дистанционных работников

Существенным плюсом для работодателя является сокращённый перечень требований к охране труда дистанционных работников, установленный ст. 3123 ТК РФ. Так, из общего списка обязанностей работодателя по охране труда, установленного ст. 212 ТК РФ, в отношении дистанционных работников сохраняются лишь три, а именно:

  • обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда, а также доставка работников, заболевших на рабочем месте, в медицинскую организацию в случае необходимости оказания им неотложной медицинской помощи;
  • обязательное социальное страхование работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;
  • ознакомление работников с требованиями охраны труда.

Схема территориального планирования РФ в области транспорта

Распоряжением Правительства РФ от 19 марта 2013 г. №384-р утверждена Схема территориального планирования РФ в области федерального транспорта (железнодорожного, воздушного, морского, внутреннего водного транспорта) и автомобильных дорог федерального значения. В Схеме перечисляются виды, наименования, назначение планируемых для размещения объектов федерального значения, их основные характеристики и местоположение на два этапа – до 2020 г. и до 2030 г. При этом имеется как текстовая, так и графическая части; последняя доступна в Федеральной государственной информационной системе территориального планирования http://fgis.minregion.ru/fgis/

Схема позволяет, в частности, определить местоположение таких объектов, как Центральная кольцевая автомобильная дорога, строящаяся скоростная автомобильная дорога М-11 Москва – Санкт-Петербург. Следует иметь в виду, что в Схеме указывается лишь примерное местоположение («коридоры») объектов транспорта, оно будет уточняться в документации по планировке территории.

Отметим, что с утверждением Схемы у органов государственной власти появляется правовая возможность принятия решений о резервировании земель, об изъятии, в том числе путём выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд, о переводе земель из одной категории в другую, о предоставлении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков в целях размещения соответствующих объектов федерального значения (ч. 4 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ).

В скором времени ожидается также утверждение Правительством РФ Схемы территориального планирования РФ в области трубопроводного транспорта.

Опасные производственные объекты: временный порядок ведения государственного реестра

19 марта 2013 г. распоряжением Ростехнадзора №31-рп был утверждён и вступил в силу Временный порядок ведения государственного реестра опасных производственных объектов (далее – Порядок).

Порядок уточняет административные процедуры Ростехнадзора по регистрации и перерегистрации опасных производственных объектов в государственном реестре в связи с вступлением в силу Федерального закона от 4 марта 2013 г. №22-ФЗ, существенным образом изменившего регулирование промышленной безопасности. Напомним, что опасные производственные объекты, зарегистрированные до 15 марта 2013 г., подлежат обязательной перерегистрации с присвоением им класса опасности до 1 января 2014 г.

Лицо, эксплуатирующее опасный производственный объект, подаёт соответствующее заявление (о регистрации или перерегистрации) с приложением документов:

  • карты учёта опасного производственного объекта с установлением класса опасности (образец карты и рекомендации по её заполнению приводятся в приложении к Порядку);
  • сведений, характеризующих опасный производственный объект;
  • подлинника либо дубликата ранее выданного свидетельства о регистрации опасных производственных объектов, карты учёта;
  • обоснования безопасности опасного производственного объекта (в установленных законом случаях).

Регистрирующим органом осуществляется контроль обоснованности присвоения соответствующего класса опасности, указанного заявителем, при регистрации опасных производственных объектов в государственном реестре.

При перерегистрации опасного производственного объекта сохраняется ранее присвоенный ему регистрационный номер, если не меняется регистрирующий орган (в случае изменения органа присваивается новый номер).

ВАС РФ: обзор практики по нарушениям, не связанным с лишением владения

12 марта 2013 г. на сайте ВАС РФ было опубликовано Информационное письмо №153 от 15 января 2013 г. В нём арбитражным судам даны рекомендации по некоторым вопросам защиты прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения (негаторным искам). Наиболее интересные положения Информационного письма:

  • Ещё раз подтверждено, что выбор способа защиты вещного права, квалификация спорного отношения судом и в итоге разрешение вещно-правового конфликта зависят от того, в чьём фактическом владении находится спорное имущество. Так, например, владеющий собственник защищает своё право, предъявляя негаторные иски (ст. 304 ГК РФ), а собственник, утративший владение, – с помощью виндикационных исков (ст. 301 ГК РФ), а если право владеющего лица зарегистрировано в ЕГРП – путём предъявления иска о признании права отсутствующим.
  • Если действиями арендатора имущества было нарушено право другого лица, а после прекращения аренды и возврата имущества его собственнику соответствующее нарушение продолжалось, ответчиком по иску об устранении нарушения права, не связанного с лишением владения, является собственник имущества. При этом собственник имущества не лишён возможности требовать взыскания расходов на устранение нарушения с бывшего арендатора.
  • Невозможность осуществить строительство в желаемом истцом объёме не является основанием для удовлетворения негаторного иска к собственнику соседнего земельного участка, если ответчик застроил свой земельный участок в соответствии со строительными и градостроительными нормами и правилами. Приводится пример, в котором земельные участки индивидуального предпринимателя и общества расположены по соседству. Общество разработало проектную документацию и получило разрешение на строительство торгового центра. Предприниматель указывал, что он собирается реконструировать здание, расположенное на своём участке, однако возведение обществом торгового центра ущемляет его возможности по застройке. В частности, наличие соседнего здания с большими оконными проёмами не позволяет ему застроить весь земельный участок, поскольку в окна соседа должен попадать дневной свет. Опираясь на указанную выше позицию, ВАС РФ подтвердил правомерность выводов судов, отказавших предпринимателю в удовлетворении исковых требований о прекращении строительства торгового центра.
  • Подтверждается возможность предъявления так называемых превентивных исков: для констатации нарушения права истца нет необходимости дожидаться наступления соответствующего события (в рассматриваемом примере – разрушения строения), достаточно доказательств наличия угрозы нарушения права. Иными словами, право собственности лица может нарушаться и тогда, когда другое лицо осуществляет деятельность на своём земельном участке, но тем самым создаёт реальную угрозу разрушения имущества, расположенного на соседнем земельном участке.

Договор аренды: обзор практики ВАС РФ

21 марта на сайте Высшего Арбитражного Суда РФ размещено постановление Пленума ВАС РФ от 25 января 2013 г. №13 «О внесении дополнений в постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2011 г. №73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды» (далее – Постановление). Основные разъяснения состоят в следующем.

Аренда будущей вещи

  • Допускается возможность заключения договора аренды будущей вещи (т.е. объекта, в отношении которого арендодатель не обладает правом собственности на момент заключения договора). Важно, чтобы на момент передачи вещи арендатору арендодатель являлся либо зарегистрированным собственником недвижимости, либо законным владельцем вновь созданного или переданного ему недвижимого имущества. При неисполнении обязательства по передаче вещи в аренду (в том числе когда такая вещь не была создана или приобретена) арендодатель обязан будет возместить арендатору убытки, причинённые нарушением договора.
  • Отсутствие у арендодателя разрешения на ввод объекта в эксплуатацию на момент передачи вещи арендатору само по себе не влечёт недействительность договора аренды. Однако это не исключает возможность привлечения к административной ответственности арендодателя и/или арендатора, которые виновны в незаконной эксплуатации объекта. Подчёркивается, что договор аренды самовольной постройки является ничтожным.

Аренда вещи с возможностью использования только её части

  • Стороны вправе заключить договор аренды о пользовании частью вещи (в том числе частью помещения или земельного участка). Если такой договор заключён в отношении части недвижимой вещи на 1 год и более, он подлежит государственной регистрации, при этом обременение устанавливается на всю недвижимую вещь. Наличие в ЕГРП записи об аренде недвижимой вещи не препятствует внесению записи о другом договоре аренды той же вещи.
  • Если право на недвижимую вещь, часть которой предоставляется в пользование, ранее было зарегистрировано за арендодателем в ЕГРП, на государственную регистрацию может быть представлен подписанный сторонами документ, содержащий графическое и/или текстуальное описание указанной части, достаточное для согласования сторонами предмета договора аренды. Получение и представление на регистрацию отдельного кадастрового паспорта в отношении такой части не требуется. Исключение составляют договоры аренды о предоставлении в пользование части земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключение которых в силу прямого указания Земельного кодекса РФ не допускается без предварительного проведения кадастрового учёта названной части участка.

Деформализация договора аренды

  • Исполнение договора аренды, содержащего все существенные условия, но не зарегистрированного в ЕГРП (хотя и подлежащего государственной регистрации), должно осуществляться в соответствии с условиями такого договора (размер арендной платы, взыскание неустойки и др.). Однако права арендатора по незарегистрированному договору не могут быть противопоставлены третьим лицам (например, такой арендатор не имеет преимущественного права на заключение договора аренды на новый срок, а при переходе права собственности на имущество к третьему лицу оно не обязано будет принимать права и обязанности арендодателя по такому договору);
  • Стороны не вправе требовать признания договора аренды недействительным или незаключённым в связи с отсутствием надлежащей индивидуализации арендуемой вещи, если договор ими фактически исполнялся;
  • Доводы арендатора, пользовавшего имуществом и не оплатившим пользование, о том, что право собственности на арендованное имущество принадлежит иному лицу и договор аренды недействителен, не принимаются судом во внимание. Разъяснены некоторые положения о рассмотрении споров по искам собственника, имущество которого сдано в аренду неуполномоченным лицом.

Разъяснение некоторых вопросов об арендной плате

  • По соглашению сторон размер арендной платы может изменяться чаще чем один раз в год, в том числе и в случае, когда указание на такую возможность в самом договоре отсутствует. При этом одностороннее изменение арендодателем размера арендной платы (если такое право предусмотрено законом или договором) может осуществляться не чаще одного раза в год;
  • Переход земельного участка из публичной собственности в частную и из частной собственности в публичную не влечёт автоматического изменения арендной платы;
  • Размер арендной платы по договорам аренды государственного и муниципального имущества не является регулируемым, если он определён по результатам торгов;
  • По договорам аренды с регулируемой законодательством арендной платой для применения нового установленного размера арендной платы не требуется внесение изменений в договор аренды;
  • Даны разъяснения некоторых иных вопросов об арендной плате, в том числе разъяснения применительно к случаям, когда необходимость государственного регулирования арендной платы отсутствует, но публично-правовое образование установило правила, которыми оно руководствуется при определении арендной платы, а также разъяснения относительно применения федерального закона, предусматривающего необходимость регулирования арендной платы, к договорам, заключённым до вступления в силу такого закона.

Иные разъяснения

  • С момента регистрации права собственности первого лица на любое из помещений в многоквартирном доме земельный участок поступает в долевую собственность собственников помещений, а договор аренды между застройщиком и арендодателем прекращается независимо от того, в публичной или частной собственности находился участок;
  • Истечение срока аренды земельного участка к моменту подачи заявления о государственной регистрации не препятствует регистрации права собственности на объект незавершённого строительства, если такой объект был создан в период действия договора аренды;
  • В Постановлении содержится также ряд разъяснений относительно новой редакции ст. 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», допускающей в определённых случаях возможность заключения договоров аренды государственного или муниципального имущества без проведения торгов.

 

 

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.