Цели увеличить ставки на дивиденды не было

26.03.2013

Актуальная Бухгалтерия

Минфин России, как ему, видимо, показалось, применил формальный подход к толкованию вводной нормы (п. 2 ст. 5 Федерального закона от 27.12.2009 № 368-ФЗ, далее — Закон № 368-ФЗ) к новой редакции пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса. Раз положения всего пункта 3 (а не только его подпункт 1 о ставке 0%) в новой редакции распространяются только на дивиденды из «свежей» прибыли, то и все ставки, предусмотренные этим пунктом, распространяются только на такие дивиденды. Следовательно, никаких ставок ноль, девять и пятнадцать процентов по дивидендам из «старой» прибыли — применяется общая ставка 20 процентов (п. 1, для иностранных компаний — подп. 1 п. 2 ст. 284 НК РФ).


Но на каждую гайку найдется свой болт. Итак, новая редакция вступила в силу с даты официального опубликования закона о поправках — 29 декабря 2009 года (п. 1 ст. 5 Закона № 368-ФЗ), Однако применяется она с 1 января 2011 года и лишь в отношении дивидендов из «свежей» прибыли.


Соответственно, вопреки тому, что пишет Минфин России (см., напр,, письма от 12.10.2012 № 03-03-06/1/547, от 26.03.2012 № 03-03-10/29), подпункт 2 статьи 5 Закона № 365-ФЗ имеет ограничительное значение по отношению к применению не пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса как такового, а этого пункта в новой редакции: там же прямо написано, что это именно новая редакция применяется лишь к дивидендам из «свежей» прибыли. Поэтому во всех иных случаях применяется старая редакция пункта 3 статьи 284 Кодекса, вместе со ставками ноль, девять и пятнадцать процентов.


Для этого вывода достаточно даже толкования вводной нормы по ее буквальному смыслу. Но можно прибегнуть и к телеологическому толкованию, то есть исходя из целей закона. Очевидно, что цель вводной нормы находится в непосредственной связи с сутью поправки, а она направлена лишь на устранение ограничений, а не на повышение ставок налога на дивиденды.

При грамотной защите у налоговиков нет никаких шансов на победу в возможном споре. Более того, рассылка пары писем Минфина России территориальным органам ФНС России делает эти письма процессуально допустимой мишенью в порядке судебного нормоконтроля. Думаю, Высший Арбитражный Суд РФ получил бы большое удовольствие от рассмотрения подобного дела.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.