Лишь в трех случаях трудинспекция вправе проверить внепланово. Кто ответит за иностранных рабочих без разрешения?

30.10.2012

Журнал "Директор по персоналу" № 11, 2012

Наконец-то Правительство РФ предложило прописать все правила, по которым трудовая инспекция должна проводить проверки (в том числе внеплановые), в одном документе - Положении о госнадзоре за соблюдением трудового законодательства. Сейчас порядок этих проверок определяется и ТК РФ, и законом № 294-ФЗ, и Приказами Роструда. А ВАС РФ поставил точку в давнем споре, кто - заказчик или подрядчик - отвечает за иностранных рабочих без разрешения.

В ТК РФ появятся новые понятия - «профессиональный стандарт» и «квалификация работника». Устаревшую систему квалификаций обновят Документ: Проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации в части законодательного определения понятия профессионального стандарта, порядка его разработки и утверждения» Когда начнет действовать: после утверждения Госдумой РФ и Советом федерации, подписания Президентом РФ.

Как следует из законопроекта, предлагается дополнить Трудовой кодекс РФ статьей 195. Она и введет такие понятия как «профессиональный стандарт» и «квалификация работника». Если поправки будут приняты, Правительство РФ приступит к разработке системы профессиональных стандартов. Но зачем это делать? Что это даст?

Сначала ответим на первый вопрос – «зачем?» – чтобы модернизировать имеющуюся систему квалификаций. В настоящее время она представлена в двух официальных справочниках - едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС) и едином квалификационном справочнике (ЕКС). Обращаться к этим справочникам, согласно статье 57 ТК РФ, должны те работодатели, которые представляют различные компенсации и льготы сотрудникам за то, что они занимают определенные должности, выполняют те или иные виды работ, имеют какую-либо конкретную профессию.

Подпадают ли конкретные должности, работы и профессии под категорию «льготных», и нужно уточнять по справочникам. Требуется сверить описание должностей и работ, приведенное в справочнике, с тем, что по сути делает работник. Но это не так уж и легко сделать, как кажется. Справочники устарели, и описания часто не соответствуют тому, что есть в реальности.

Теперь ответ на второй вопрос – «что это даст?». Планируется обновить устаревшие справочники, модернизировать систему квалификаций, сделать описания должностей и функционала такими, чтобы они стали более современными и адекватными действительности, отвечающими потребностям экономики и работодателей. Достичь этого планируется за счет комплексного подхода к описанию квалификаций. Планируется учитывать и требования к знаниям работников, и их образование и профессиональный опыт, и навыки и умения (компетенции).

Для работодателей система профессиональных стандартов будет иметь рекомендательный характер. Компании смогут опираться на эти стандарты, в процессе модернизации технологических или производственных процессов и при необходимости правильно и корректно определить трудовые функции работников.

Планируется устранить противоречие в ст. 94 ТК РФ. Смену для работников, занятых во вредных производствах, можно будет удлинить

Документ:  Проект Федерального закона № 110911-6 «О внесении изменений в статью 94 Трудового кодекса Российской Федерации»

Когда начнет действовать: после утверждения Госдумой РФ и Советом федерации, подписания Президентом РФ.

В Трудовом кодексе есть противоречие, из-за которого, собственно, работодатели и не могут законным путем увеличить продолжительность смены, когда работа ведется во вредных условиях труда. Противоречие заложено в статье 94 ТК РФ. В частности в ней говорится, что продолжительность смены не должна превышать:

  • при 36-часовой рабочей неделе - 8 часов в день;
  • при 30-часовой рабочей неделе и менее - 6 часов в день.

В части 3 этой же статьи говорится, что продолжительность ежедневной работы сотрудников, занятых на работах с вредными условиями труда, можно увеличить, если предусмотреть это в коллективном договоре и соблюдать предельную еженедельную продолжительность рабочего времени, а также гигиенические нормативы условий труда. Казалось бы, возможность увеличить смену есть. Но это не так.

Согласно законодательству, под вредными условиями труда понимаются такие условия, при которых невозможно соблюдать гигиенические нормативы. Если же такие нормативы соблюдаются, то условия труда не могут считаться вредными. Поэтому применить часть 3 статьи 94 ТК РФ на практике невозможно.

Чтобы устранить это противоречие, и разработан проект Федерального закона № 110911-6. Он внесен в Государственную Думу. Предлагается изложить часть 3 статьи 94 ТК РФ так, чтобы она требовала выполнять комплекс защитных мероприятий, установленных отраслевыми соглашениями, а не соблюдать гигиенические нормативы условий труда.

Если проект закона будет принят, работодатели и работники смогут увеличить продолжительность ежедневного рабочего времени (сохранив суммарную продолжительность в неделю) и тем самым сократить число рабочих дней в неделю. Это позволит компаниям более рационально использовать трудовые ресурсы, кроме того, сократить расходы на транспортировку работников на предприятия, которые, как правило, удалены от мест проживания ввиду вредного характера производства. Ведь доставлять сотрудников на работу придется чуть реже.

Заказчику не удастся избежать ответственности за иностранцев без разрешения на работу. Решение Президиума ВАС РФ

Документ: Постановление Президиума ВАС РФ от 05.06.2012 № 17221/11 по делу № А40-13149/11-94-120

Когда начал действовать: 5 июня 2012 года

Если контролирующие органы (например, УФМС России) обнаружат, что на объекте заказчика трудятся иностранные работники без разрешений на работу, возникает вопрос: кто должен отвечать за это нарушение – заказчик или подрядчик, чьими работниками и являются иностранные граждане? Этот вопрос неоднократно становился предметом судебных разбирательств. Заказчик утверждал, что иностранные граждане не являются его работниками, и он не может нести ответственность за них, в частности, за то, есть у них разрешения на работу в России или нет. Логика заказчика: он заключает договор с подрядчиком, который обязуется выполнить работы. Как он их выполнит, силами каких работников, заказчика не касается. Об этом должен беспокоиться подрядчик.

Президиум Высшего арбитражного суда Российской Федерации (ВАС), обобщив сложившуюся судебную практику, разрешил этот спор следующим образом. Он однозначно определил: к ответственности за нарушение миграционного законодательства в таких случаях надо привлекать заказчика. И не имеет значения, что он не нанимал иностранных работников, у которых нет разрешений (формально не является работодателем для этих работников). Главное, что фактически заказчик допустил работников без разрешений на свой объект, что само по себе образует состав административного правонарушения.

Как и когда трудинспекция вправе провести внеплановую проверку? Прописано в постановлении Правительства РФ

Документ: Постановление Правительства РФ от 01.09.2012 № 875 «Об утверждении Положения о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»

Когда начал действовать: 15 сентября 2012 года

Постановление предлагает как бы аккумулировать все то, что раньше разъяснялось о госнадзоре за соблюдением трудового законодательства в отдельных нормативно-правовых актах - например, ТК РФ, Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», Приказах Роструда. Правительство стремится к тому, чтобы все это собранное воедино, все основы и порядок такого надзора устанавливались единым документом - Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

В частности, Положение будет определять:

  •  как проводить проверки, что может послужить основанием для них, какие виды проверок существуют;
  • какими полномочиями и правами обладают государственные инспекторы;
  • как правильно оформлять результаты проверки и как их обжаловать.

В пункте 5 Постановления правительства сказано, что позже оно выпустит административные регламенты, в которых подробно распишет все нюансы, чтобы в процедурах проверок было больше определенности. Кроме того, в пункте 10 Постановления указано, по каким основаниям может проводиться внеплановая проверка. Во-первых, если истек срок, за который работодатель должен устранить нарушения законодательства, указанные ранее в предписании проверяющего органа. Во-вторых, если граждане или работники компании сообщили о том, что работодатель нарушает трудовое законодательство, либо поступил запрос от работника с просьбой провести проверку. В-третьих, если провести ее поручил Президент или Правительство РФ.

Несомненно, то, что появилось Постановление правительства, можно оценить как позитивный факт. Ведь теперь все нормы о проверках, как компании соблюдают трудовое законодательство, собраны в одном документе. Работодателям будет проще готовиться к такому мероприятию и взаимодействовать с госинспекторами.

Сокращать бюджет на страховые выплаты не планируется. Вывод из проекта постановления Правительства РФ

Документ: Проект Постановления Правительства РФ от 18 сентября 2012 г. — «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2011 г. № 294 «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения, иных выплат и расходов, предусмотренных частью 4 статьи 6 Федерального закона «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации …».

Когда начнет действовать: после утверждения Госдумой РФ и Советом федерации, подписания Президентом РФ.

Проект Постановления Правительства РФ не предусматривает каких-либо существенных изменений в бюджет и статьи расходов, связанных со страховым обеспечением и иными выплатами, а также в порядок их исчисления и уплаты.

Во-первых, предполагается изменить название постановления от 21 апреля 2011 года № 294. Раньше в нем говорилось «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2012 и 2013 годах страхового обеспечения…». То теперь речь идет «Об особенностях финансирования, назначения и выплаты в 2013 году страхового обеспечения…». Иначе говоря, предлагается указывать лишь 2013 год. Во-вторых, предусматривается скорректировать и название федерального закона, к которому отсылает это постановление Правительства РФ. Если прежде речь шла о законе «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2012 год и на плановый период 2013 и 2014 годов», то теперь в нем указываются другие даты – «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов».

Других изменений проект постановления Правительства РФ от 18 сентября 2012 года не предлагает. Из этого можно сделать вывод, что в 2013 году, а также в период 2014-2015 годов расходы на страховые обеспечения и иные выплаты не понизятся. Во всяком случае сейчас сокращать их не планируется.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.