Грамотный подход к распространению каталогов.

02.07.2012

Журнал "Бухгалтерия.Просто.Понятно.Практично"

Распространение рекламных каталогов – это оказание услуг исполнителем (рестораном, кафе, кинотеатром) в пользу заказчика (например, интернет-магазина). Поэтому такие отношения должны оформляться договором на оказание услуг.

На практике распространение рекламной продукции, в том числе в помещениях ресторанов, кафе, кинотеатров, может быть как возмездным, так и безвозмездным. Причем в последнем случае, как у интернет-магазина, так и у распространителя возникают негативные налоговые последствия. Так, у интернет-магазина образуется доход в виде рыночной стоимости оказанных в его пользу услуг. Этот доход облагается налогом на прибыль (п. 8 ст. 250 НК РФ). А распространитель лишается права признать расходы, связанные с оказанием таких услуг (п. 16 ст. 270 НК РФ).

Кроме того, оказание услуг на безвозмездной основе приводит к образованию объекта обложения НДС: распространитель должен начислить налог с рыночной стоимости услуг (подп. 1. п. 1 ст. 146 НК РФ). Чтобы избежать негативных налоговых последствий при заключении договора на распространение рекламной
продукции, обеим сторонам следует предусмотреть некоторую плату за услуги распространителя.

Распространяемые рекламные каталоги нельзя признать предназначенными для реализации, поскольку интернет-магазин ни при их приобретении, ни в дальнейшем не предполагает передавать их кому-либо за плату. Поэтому объект обложения НДС не возникает.

Передача рекламных каталогов от интернет-магазина распространителям не приводит к переходу к ним права собственности на это имущество. Соответственно объект обложения НДС также не возникает.

Вдобавок не согласованы существенные условия договора и нет возможности
выяснить, согласен ли потенциальный клиент на получение каталога в дар (он
просто получает его по факту).

Таким образом, никакой безвозмездности нет. С первой же покупкой клиент оплатит и расходы компании по изготовлению и пересылке каталога.

ГК РФ на стороне налогоплательщиков
В этой ситуации следует обратиться и к гражданскому законодательству, в частности, к нормам о дистанционном способе продаж. Они закреплены в ст. 497 ГК РФ и в Правилах продажи товаров дистанционным способом (утв. постановлени-
ем Правительства РФ от 27.09.2007 № 612).

Согласно этим нормам договор розничной купли-продажи дистанционным способом можно заключать путем ознакомления покупателя – физического лица с описанием товара, предложенным продавцом в каталоге, проспекте, буклете
(см. схему).

Таким образом, направленный по почте каталог сам по себе не является товаром, а выступает как оферта (п. 1 ст. 435 ГК РФ). Другими словами, это предложение потенциальному покупателю сделать заказ на покупку одного или нескольких товаров по каталогу путем заполнения бланка заказа и направления его в адрес торговой компании.

Адресная рассылка каталогов не образует объекта обложения НДС. Они не
несут в себе потребительской ценности для получателя, а выступают лишь способом познакомить его с предложенным продавцом описанием товара. Поэтому нельзя говорить, что компания распространяет рекламную продукцию, когда рассылает каталоги.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.