Борьба с контрафактной продукцией на территории Таможенного союза и ЕЭП.

14.05.2012

Журнал «Корпоративный юрист» № 4

Контролируется ли транзит контрафактных товаров? Кто вправе возбуждать административное производство по делам о ввозе и продаже контрафактной продукции?

Может ли мнение правообладателя служить достаточным доказательством контрафакта? Какие меры ответственности применяются к распространителям контрафактной продукции?

Законодательство Таможенного союза о защите прав владельцев торговых знаков

Вопросы таможенной защиты брендов регламентированы гл. 46 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС), а также национальными таможенными законами России (1), Казахстана (2) и Белоруссии (3), которыми в т. ч. охвачены вопросы:

  • приостановления таможенного оформления контрафактных товаров;
  • особенности ведения национальных таможенных реестров товарных знаков и др.

Процедуре регистрации товарных знаков в Едином таможенном реестре товарных знаков посвящено Соглашение о Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности государств-членов Таможенного союза от 21 мая 2010 г. и Регламент взаимодействия таможенных органов государств-членов Таможенного союза по вопросам ведения Единого таможенного реестра объектов интеллектуальной собственности, утвержденный Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 290.

Соглашение о единых принципах регулирования в сфере охраны и защиты прав интеллектуальной собственности от 9 декабря 2010 г. было ратифицировано Россией, Белоруссией и Казахстаном в 2011 г. В соответствии с указанным Соглашением три государства приняли на себя ответственность за то, чтобы контрафактные товары не распространялись на территории Единого экономического пространства (далее – ЕЭП).

Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности

Необходимо помнить, что не только государственные органы ответственны за борьбу с контрафактной продукцией, но и правообладатели должны содействовать этому. Как показала практика, только эффективное взаимодействие между государством и владельцами брендов способно давать ощутимые результаты в борьбе с контрафактом. Правовые механизмы для такого взаимодействия созданы и научиться пользоваться ими должен сам правообладатель.

Прежде всего, необходимо внести товарный знак в Таможенный реестр объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС). Данный реестр также содержит информацию об официальных импортерах и дистрибьюторах оригинальных товаров, о возможных признаках поддельной продукции. Из ТРОИС также можно узнать контактные данные правообладателя или его российского представителя. Крайне важно своевременно актуализировать информацию в реестре. И это задача правообладателя.

Таможенные реестры товарных знаков существуют и в России, и в Казахстане, и в Белоруссии.

Таможенный союз облегчил правообладателям задачу регистрации своих товарных знаков в таможенных реестрах, предоставив возможность их регистрации в Едином таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее – ЕТРОИС). Единый реестр имеет прямое действие сразу в трех странах Таможенного союза. На данный момент ЕТРОИС ведет ФТС России.

ТРОИС и ЕТРОИС выполняют не только информационную функцию, но и помогают таможенникам выявлять контрафакт на стадии таможенного оформления поставки.

Приостановление таможенного оформления

Процедура приостановления таможенного оформления (или, согласно легальному определению, содержащемуся в ст. 331 ТК ТС, «приостановление выпуска») товаров, которые имеют признаки контрафактных (4), определена ст. 331–333 ТК ТС и поэтому одинакова на территории России, Белоруссии и Казахстана.

Таможенное оформление может быть задержано на 10 рабочих дней. Решение об этом принимает таможенный орган самостоятельно в письменной форме. Затем таможенный инспектор обязан сообщить об этом как владельцу товарного знака (или чаще всего его российскому представителю), так и импортеру. Указанный срок может быть продлен по заявлению правообладателя (его представителя) еще на 10 рабочих дней.

Эти сроки необходимы правообладателю для того, чтобы определиться, является ли товар, предъявленный к таможенному оформлению, контрафактным или нет. Для этого правообладатель или его представитель вправе получить необходимое описание товара, осмотреть, сфотографировать его и даже получить образец товара.

Если правообладатель подтверждает, что товары являются контрафактными, то таможня начинает административное расследование против импортера. Ввоз контрафактных товаров в Российскую Федерацию с целью введения их в гражданский оборот квалифицируется как административное правонарушение по ст. 14.10 КоАП РФ. Аналогичная норма содержится в КоАП Республики Казахстан – ст. 145 «Незаконное использование чужого товарного знака».

Изложенный порядок действий применяется, если товарный знак включен в таможенный реестр – ТРОИС или ЕТРОИС.

Но, предположим, что правообладатель не успел предпринять действия по включению товарного знака в указанные реестры. Будет ли предоставлена ему защита в этом случае? В России и Казахстане – да, в Белоруссии – нет. Это связано с тем, что в соответствии с законодательством РФ и РК их таможенные органы вправе приостановить таможенное оформление товара на основании права ex-oficio (право действовать в силу своего статуса) и сообщить об этом правообладателю, даже если охраняемый в России и Казахстане товарный знак не включен в ТРОИС или ЕТРОИС. Право действовать ex-oficio законами Белоруссии не предусмотрено.

По праву ex-oficio таможенные органы в Российской Федерации вправе приостановить работу по оформлению товаров на срок до семи рабочих дней с возможностью его продления еще на 10 рабочих дней, в Казахстане – на срок до трех рабочих дней, который может быть продлен до 10 рабочих дней.

В остальном порядок приостановления выпуска в силу ex-oficio ничем не отличается от обычной процедуры, применяемой к зарегистрированным в таможенном реестре товарным знакам. Но есть важная особенность – в России таможенное оформление в целях защиты товарного знака приостанавливается по процедуре ex-oficio только один раз. В дальнейшем, если правообладатель желает защищать свой бренд таможенными средствами, то он должен включить его в таможенный реестр.

Важно отметить, что таможенные органы не вправе предъявлять претензии по вопросу соблюдения исключительных прав на товарные знаки к:

  • гражданам, ввозящим товары (даже, если те обладают признаками контрафактных) для личных целей;
  • международным почтовым отправлениям, поступающим в адрес граждан;
  • к дипломатическим работникам.

Не так давно (до июля 2010 г., т. е. до вступления в силу ТК ТС) большие споры вызывал вопрос: вправе ли таможня проверять транзитные грузы на предмет наличия контрафактных товаров? Ответ на него заинтересованные стороны пытались найти и в судах.

Так, арбитражные суды Северо-Кавказского округа, рассматривая заявление Новороссийской таможни в защиту товарных знаков Nissan и Subaru, отказали в привлечении транспортной компании к ответственности по ст. 14.10 КоАП РФ. Согласно обстоятельствам дела товар был задержан таможней на стадии таможенного транзита.

В то же время были и решения арбитражных судов о привлечении к ответственности транспортных компаний, перевозивших грузы по процедуре таможенного транзита.

В настоящее время ТК ТС (ч. 2 ст. 328) поставил точку в этих спорах и запретил проверять на предмет контрафактности грузы, следующие по процедуре таможенного транзита.

Доказывание контрафакта

В зависимости от сложности дела возможно использование комплекса доказательств. По нашему мнению, никто лучше правообладателя не определит, является ли ввезенный товар подделкой или нет. Поэтому одним из доказательств является мнение самого правообладателя, которое может быть выражено в форме заявления, заключения специалиста и т. д. Однако российские арбитражные суды критично относятся к документам, исходящим от правообладателя, считая его заинтересованным лицом. Как следствие, суды не воспринимают такие документы как допустимое доказательство.

К примеру, прокурор в г. Зеленограде обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя к ответственности за продажу контрафактной продукции с товарным знаком Chanel. Однако суд отказал в удовлетворении заявления, поскольку проведение сравнительного исследования товара, маркированного товарным знаком Chanel, было проведено представителем его правообладателя, т. е. заинтересованным лицом (6).

В связи с этим следует прибегать также к иным доказательствам:

  • заключение патентного поверенного;
  • экспертное заключение таможенной лаборатории (7) и др.

Хорошим доказательством сходства до степени смешения между оригинальным товаром и подделкой, между товарным знаком и его имитацией является опрос общественного мнения. Но опрос должен быть проведен по всем правилам: выборка опрашиваемых должна быть репрезентативной.

Для таможенных органов собрать некоторые из доказательств весьма затруднительно. Поэтому правообладатель должен всячески помогать таможне в подготовке серьезной доказательственной базы.

Иные органы, уполномоченные вести борьбу с распространением контрафакта

В России на борьбу с распространением контрафактной продукции уполномочены не только таможенные органы, но и полиция, антимонопольные органы, Роспотребнадзор. При этом распределение компетенции между ними следующее:

  • таможенные органы контролируют импортные товары;
  • остальные государственные органы – товары внутреннего производства.

В практике имели место случаи, когда таможенные органы проводили проверки на внутреннем рынке и возбуждали административные дела по фактам продажи контрафактной продукции. Арбитражные суды, рассматривая подобные дела, обращали внимание на то, что таможенные органы выходят за пределы своих полномочий, которые ограничиваются товарами, находящимися или находившимися под таможенным контролем. Аналогичную позицию занял и ВАС РФ (8).

На территории Белоруссии распространению контрафакта противодействуют таможенные органы, милиция и прокуратура, в Казахстане меры ответственности за ввоз и реализацию контрафактной продукции применяет финансовая полиция.

Ответственность за распространение контрафактной продукции

Наиболее распространенная мера ответственности, применяемая в РФ к изготовителям и распространителям контрафактной продукции, – ст. 14.10 КоАП РФ «Незаконное использование чужого товарного знака».

Указанная статья охватывает в числе прочих такие нарушения, как введение товара, на котором, а также на этикетках, упаковке, документации которого, содержится незаконное воспроизведение средства индивидуализации, в гражданский оборот на территории РФ, а также ввоз на ее территорию такого товара с целью его введения в гражданский оборот (9).

Однако, чтобы ввоз контрафактного товара был признан административным правонарушением необходимо соблюдение также следующих условий:

  • товар должен быть помещен под таможенную процедуру, предполагающую возможность введения его в гражданский оборот (например, выпуск для внутреннего потребления). Поэтому такие процедуры как реэкспорт, уничтожение не образуют объективной стороны правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ;
  • правонарушение должно быть оконченным, т. е. декларантом должна быть подана таможенная декларация, необходимая для помещения товаров под таможенную процедуру, условия которой предполагают возможность их введения в оборот на территории РФ.

Кроме того, такие действия, как приобретение контрафактного товара, независимо от цели приобретения, а также его хранение или перевозка без цели введения в гражданский оборот на территории РФ, не образуют состава административного правонарушения, предусмотренного ст. 14.10 КоАП РФ.

Отметим, что субъектом данного административного правонарушения является любое лицо, которое занимается реализацией контрафактного товара, а также любое лицо, которое ввозит контрафактный товар для его введения в гражданский оборот.

Вина правонарушителя считается доказанной, если он использовал чужой товарный знак, не проверив, предоставляется ли ему правовая охрана в России, и (или) не проверив, осуществляет ли он такое использование на законных основаниях.

В России с правонарушителя в соответствии со ст. 14.10 КоАП РФ может быть взыскан штраф в размере от 30 тыс. до 40 тыс. руб., а контрафактная продукция подлежит уничтожению. Если же нарушитель будет привлечен к ответственности на основании ст. 14.33 КоАП РФ за недобросовестную конкуренцию, то штраф может быть эквивалентен 1–15% выручки от реализации контрафактной продукции.

Если же будут иметь место основания для возбуждения уголовного дела – крупный ущерб или неоднократное совершение правонарушения, то оно может быть возбуждено по ст. 180 УК РФ «Незаконное использование товарного знака». В этом случае виновный может быть привлечен к ответственности в виде штрафа в размере до 1 млн руб. и лишения свободы на срок до 6 лет.

Похожие санкции установлены также в Казахстане и в Белоруссии.

Таким образом, правовые инструменты для защиты брендовой продукции от контрафакта на территории трех стран, образующих ЕЭП, в значительной мере уже созданы. Остается профессионально ими воспользоваться.

_______________________________________________________________________________________________
(1) Гл. 42 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации».
(2) Гл. 53 Кодекса Республики Казахстан от 30.06.2010 № 296-IV «О таможенном деле в Республике Казахстан».
(3) Гл. 12 Таможенного кодекса Республики Беларусь.
(4) Выпуск товаров, ввозимых параллельными импортерами, также подлежит приостановлению.
(5) См. дело № А32-9751/2008-23/156-59АП.
(6) См. Постановление ФАС Московского округа от 21.10.2009 № КА-А40/11119-09 по делу № А40-14177/09-84-96.
(7) Входит в систему экспертно-криминалистических служб таможенных органов.
(8) См. п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 17.02.2011 № 11 «О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 11).
(9) См. п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ № 11.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.