Обеспечение безопасных условий труда - дело хлопотное, но необходимое.

17.04.2012

Трудовые споры № 4

Статья 212 ТК РФ обязывает работодателя проводить аттестацию рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда. Тема довольно обсуждаемая в последнее время. О нюансах аттестации как средства обеспечения безопасных условий труда "ТС" рассказала Илюшина Надежда Викторовна, руководитель практики трудового права Goltsblat BLP.

Какими нормативными актами установлена процедура проведения аттестации рабочих мест?
Во исполнение нормы ст. 212 ТК РФ, Минздравсоцразвития России утвердил Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда (далее «Порядок») , в котором достаточно подробно урегулированы порядок и процедура проведения аттестации рабочих мест. Также к Порядку утверждены и приложены образцы документов, составляемых в ходе проведения аттестации. По большому счету, это два основных документа, которые регулируют вопросы аттестации рабочих мест. Разумеется, есть достаточное количество дополнительных актов, которые регулируют и уточняют отдельные вопросы проведения аттестации рабочих мест.

Для каких целей проводится аттестация рабочих мест?
Аттестация рабочих мест имеет своей целью проверку соответствия рабочих мест установленным нормативам безопасности, а также выявление вредных или опасных производственных факторов. В случае выявления таких вредных факторов проводятся мероприятия по приведению условий труда в соответствие с установленными нормативными требованиями охраны труда. Основные требования к факторам рабочей среды и трудового процесса, на соответствие которым проводится проверка, установлены во множестве различных документов таких как санитарные правила и нормы (СанПиН), санитарные нормы (СН), санитарные правила (СП), гигиенические нормативы (ГН) и многих других.

При ответе на данный вопрос и для ясности при ответах на последующие вопросы я бы также хотела определить, что же подразумевается под термином «рабочее место». Трудовой кодекс устанавливает, что рабочее место - это место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. То есть, рабочее место это, по сути, участок помещения с находящимся на нем оборудованием, которое необходимо работнику для выполнения его трудовых обязанностей, и где работник физически осуществляет трудовую деятельность. Понятие «рабочее место» необходимо отличать от понятия «место работы», под которым, по сложившейся практике и трактовке, понимается непосредственно организация - работодатель, имеющее свое наименование, или обособленное структурное подразделение работодателя.

С чего следует начинать работу по аттестации?
Прежде всего, нужно сформировать аттестационную комиссию. Особое внимание следует уделить выбору аттестующей организации, которая, наряду с представителями работодателя, должна входить в состав комиссии в соответствии с п. 6 Порядка.

Обязательно необходимо убедиться, что такая организация надлежащим образом аккредитована в порядке, установленном законодательством, и внесена в Реестр аккредитованных организаций, оказывающих услуги в области охраны труда, такая аккредитация не отозвана и не приостановлена. О внесении аттестующей организации в Реестр можно убедиться, запросив у нее копию уведомления о ее включении в реестр организаций, оказывающих услуги в области охраны труда. Также сведения о внесении в Реестр можно дополнительно проверить самостоятельно, он опубликован и доступен на сайте Минздравсоцразвития России.

Необходимо убедиться и в том, что аттестующая организация является независимым лицом по отношению к работодателю. Для этого стоит проверить ее учредительные документы, а также выписку из ЕГРЮЛ в отношении нее и после этого сопоставить с учредительными и корпоративными документами самого работодателя.

Дополнительными, но не менее важными критериями при выборе аттестующей организации являются срок работы компании на рынке, ее общий опыт работы, а также опыт работы в какой-либо конкретной отрасли, и, разумеется, стоимость услуг. Очевидно, что компания, существующая и оказывающая услуги в течении длительного времени или оказывающая услуги преимущественно в какой-либо конкретной отрасли эффективно сможет помочь работодателю в решении вопросов, которые неоднозначно толкуются с точки зрения нормативного регулирования, а также минимизировать потенциальные вопросы со стороны контролирующих органов.

Помимо выбора аттестующей организации работодателю необходимо определить, кто еще войдет в состав аттестационной комиссии. Согласно п. 10 Порядка в состав комиссии должны быть включены представители работодателя, специалист по охране труда (это может быть как специалист, работающий непосредственно в самой организации, так и специалист, привлекаемый по гражданско-правовому договору), а также представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников (если применимо). В качестве представителей работодателя в состав комиссии могут быть включены юристы, специалисты кадровой службы и др. Таким образом, общее окончательное количество членов аттестационной комиссии зависит от соответствующего решения работодателя, принятого с учетом количества рабочих мест, подлежащих аттестации.

Как определить стоимость услуг аттестующей организации? На данный момент на рынке стоимость услуг по проведению аттестации рабочих мест в среднем составляет 2 000 - 5 000 рублей за рабочее место. Стоимость может варьироваться в большую или меньшую сторону в зависимости от количества факторов, подлежащих оценке.

Каким образом определить перечень рабочих мест, на которых следует проводить аттестацию?
В этом отношении Порядок говорит вполне однозначно: аттестации подлежат все рабочие места работодателя. Перечень рабочих мест, подлежащих аттестации, определяется уже сформированной аттестационной комиссией. Для составления непосредственно перечня рабочих мест, то одним из документов, на основании которого такой перечень будет формироваться, является штатное расписание организации. Также могут помочь список работников с указанием профессии и структурных подразделений, описание структуры организации и иные документы, подготовленные работодателем. При составлении перечня рабочих мест и их классификации необходимо учитывать степень соответствия наименований профессий и должностей фактическому содержанию выполняемых работ, состав оборудования и характеристики технологического процесса, применяемые материалы и сырье, данные предыдущих измерений и оценок, проводившихся в организации, жалобы работников на условия труда. После анализа штатного расписания и обозначенных дополнительных факторов определяется список конкретных рабочих мест (с выделением так называемых «аналогичных рабочих мест»), им присваиваются соответствующие порядковые номера. Если у работодателя рабочий процесс на некоторых или многих участках однотипен, то определяются аналогичные рабочие места. Это позволяет работодателю сэкономить время и средства при проведении мероприятий по аттестации рабочих мест.

Что такое аналогичное рабочее место?
Аналогичными (с точки зрения Порядка) признаются рабочие места, которые характеризуются совокупностью таких признаков как профессии или должности одного наименования, выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы, использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья, работа в одном или нескольких однотипных помещениях или на открытом воздухе, использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения, одинаковое расположение объектов (производственное оборудование, транспортные средства и т.п.) на рабочем месте, одинаковый набор вредных и (или) опасных производственных факторов одного класса и степени, одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты. Для целей проведения мероприятий по аттестации рабочих мест достаточно провести аттестацию 20% аналогичных рабочих мест (но не мене двух). Таким образом, если у работодателя выявлено, например, 10 аналогичных рабочих мест, то вполне достаточно аттестовать всего лишь 2 места. Однако важно отметить, что при выявлении хотя бы одного рабочего места, не отвечающего признакам аналогичности, оценке подвергаются 100% рабочих мест. После этого определяется новый перечень рабочих мест, подлежащих аттестации. На аналогичные рабочие места заполняется одна карта аттестации рабочего места по условиям труда. Условия труда и мероприятия по их улучшению, установленные хотя бы для одного рабочего места из 20% аналогичных рабочих мест, являются едиными для всех аналогичных рабочих мест.

Также важно определить и включить в перечень для аттестации нестационарные рабочие места, поскольку порядок аттестации такого рабочего места немного отличается от аттестации стационарного места. Нестационарным рабочим местом признается место, где рабочей зоной считается часть рабочего места, оснащенная необходимыми средствами производства, в которой один или несколько работников выполняют сходную по характеру работу или операцию. В этом случае определяют типичные технологические операции со стабильным набором и величиной вредных и (или) опасных производственных факторов с последующей оценкой этих операций. Время выполнения каждой операции определяется экспертным путем (на основании локальных нормативных актов), путем опроса работников и их непосредственных руководителей.

В отдельных случаях проведение измерений, а также оценка факторов рабочей среды и трудового процесса могут угрожать безопасности работников или специалистов, проводящих аттестацию. В таких ситуациях аттестационная комиссия выносит мотивированное решение о том, что измерения и оценка проводиться не будут, условия труда на данных рабочих местах относятся к опасным. Такое решение оформляют в письменном виде, оно подписывается членами аттестационной комиссии и прилагается к материалам аттестации.

Как и кем устанавливаются сроки проведения аттестации?
Срок, точнее периодичность проведения аттестации, довольно четко регулируется Порядком. Установлено, что срок определяется работодателем принимая в расчет, что каждое рабочее место должно быть аттестовано не реже одного раза в пять лет. Данный срок отсчитывается от даты завершения предыдущей аттестации. Аттестация вновь организованных рабочих мест должна быть проведена не позднее чем через 60 рабочих дней после ввода их в эксплуатацию.

Внеплановая аттестация рабочих мест в обязательном порядке проводится при введении новых рабочих мест, а также при изменении применяемого оборудования, материалов, сырья, конструкций и т.п. Кроме того, она обязательна по окончании мероприятий по улучшению условий труда или приведению их в соответствие с государственными нормативными требованиями охраны труда.

За дату начала проведения очередной аттестации принимается дата издания приказа работодателя об утверждении состава аттестационной комиссии и графика аттестации. Завершением процедуры аттестации является издание работодателем приказа о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

Что касается срока проведения непосредственно самой аттестации, то он законодательно не установлен и определяется аттестационной комиссией исходя из объемов предполагаемой работы, количества рабочих мест, количества факторов, подлежащих оценке и отражается в соответствующем графике аттестации рабочих мест, составляемом и утверждаемом аттестационной комиссией.

Также хотела бы отметить, что результаты аттестации рабочих мест, которые были получены работодателями при проведении аттестационных мероприятий до вступления в силу действующего Порядка аттестации рабочих мест сохраняют свою силу и действуют до проведения очередной аттестации. То есть после утверждении нового Порядка работодателям нет необходимости организовывать проведение дополнительной аттестации, если она была проведена незадолго до начала действия нового Порядка.

Куда заносятся сведения о результатах оценки условий труда на рабочем месте?
Результаты аттестации оформляются аттестационной комиссией отчетом об аттестации. К такому отчету прилагается карта аттестации рабочего места, сводная ведомость результатов аттестации рабочих мест и другие документы, перечень которых довольно подробно регламентирован в Порядке. Образцы, рекомендуемые для использования, приведены в приложении к Порядку.

После рассмотрения аттестационной комиссией отчета об аттестации такой отчет передается работодателю. В течение десяти дней после получения отчета об аттестации, как было сказано ранее, работодатель издает приказ о завершении аттестации и утверждении отчета об аттестации.

Куда представляются сведения о результатах аттестации рабочих мест по условиям труда, и какие именно документы необходимо передавать?
Сведения о результатах аттестации рабочих мест предоставляются в ГИТ в соответствующем субъекте РФ. В государственный орган работодатели обязаны направить сводную ведомость результатов аттестации, а также сведения об аттестующей организации. Срок для передачи указанных документов - 10 календарных дней с момента издания приказа о завершении аттестации и утверждении соответствующего отчета. Нужно обратить внимание, что документы предоставляются работодателем в инспекцию труда как в бумажном виде, так и на электронном носителе.

Также нужно отметить, что с 01.01.2012 сведения о результатах аттестации рабочих мест работодатели также должны сообщать и в ФСС РФ. Данные сведения будут иметь значение при определении страховщиком размера надбавок и скидок к страховым тарифам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. На данный момент порядок для передачи с сведений о результатах аттестации в ФСС пока не установлен.

Какие меры могут быть применены к работодателю в случае непроведения работы по аттестации рабочих мест по условиям труда?
К работодателю будет применена ответственность за нарушение законодательства о труде и об охране труда в соответствии со ст. 5.27 КоАП РФ. В частности, нарушение указанных норм влечет наложение административного штрафа на должностных лиц организации в размере до пяти тысяч рублей, а на юридическое лицо в размере от тридцати до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Здесь важно отметить, что в Государственную Думу был внесен законопроект, увеличивающий размер штрафа в соответствии с указанной статьей (планируется увеличение штрафа, налагаемого на должностных лиц в размере от пяти до десяти тысяч рублей, а на юридических лиц от шестидесяти до восьмидесяти тысяч).

Также следует упомянуть, что при проведении контрольных мероприятий контролирующие органы, например инспекция труда, имеют право выдавать работодателям обязательные предписания, за невыполнение которого также в КоАП установлена ответственность в виде штрафа, налагаемого на должностных лиц организации в размере до двух тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет, а на юридических лиц от десяти до двадцати тысяч рублей.

Важно отметить, что в случае, если работодатель проигнорировал обязательство о проведении аттестации, в результате этого не были выявлены вредные или опасные факторы и, соответственно, не были приняты меры по приведению условий в соответствие с нормативными требованиями и это привело к несчастному случаю, то ответственным представителям работодателя может грозить более суровая ответственность (вплоть до уголовной) в зависимости от обстоятельств и наступивших последствий.

Считаются ли действительными результаты аттестации рабочих мест по условиям труда, если аттестующая организация, привлеченная для аттестации, расположена на территории другого субъекта РФ по сравнению с тем, в котором осуществляет свою деятельность работодатель?

Да, разумеется. Действующее законодательство не устанавливает каких-либо ограничений относительно территории, на которой аттестующая организация может оказывать свои услуги. На данный момент на рынке существует достаточное количество аттестующих организаций, которые оказывают свои услуги по всей России. То есть, например, работодатель из одного региона может привлечь к проведению аттестации рабочих мест организацию из другого региона. Главное - чтобы работодателю было удобно привлечение организации из другого региона с практической, а также финансовой точки зрения.

Можно ли для ускорения аттестации пригласить сразу несколько аттестующих организаций?
Прежде всего, стоит отметить, что Правила прямо предусматривают возможность привлечения одновременно нескольких аттестующих организаций. Законодательно принцип распределения работы между несколькими организациями не установлен и этот вопрос должен решаться исключительно по усмотрению работодателя. В таком случае важно распределить между этими организациями их «зоны ответственности», количество рабочих мест и перечень работ, проводимых каждой из аттестующих организаций.

Что касается возможности ускорения процесса аттестации, то, например, процесс проведения оценки соответствия условий труда состоит из четырех основных этапов, таких как оценка соответствия гигиеническим нормативам, оценка травмоопасности рабочих мест, оценка обеспеченности средствами индивидуальной защиты и комплексная оценка условий труда на рабочем месте. Порядок не запрещает проводить работу по первому и второму этапу параллельно. Однако к третьему этапу можно будет приступить только после того как имеются результаты оценки по первым двум этапам, а четвертый этап включает в себя результаты оценок всех первых трех этапов. Поэтому насколько получится «ускорить» процесс, скорее всего, придется оценить самому работодателю исходя из количества предполагаемой работы, количества факторов, подлежащих оценке, а также количества рабочих мест.

Вправе ли работодатель провести аттестацию рабочих мест за счет ФСС? Если да, в каком порядке и какие документы для этого необходимы?
Да, работодатель вправе провести аттестацию рабочих мест и при этом возместить часть затрат за счет ФСС. Однако установлен лимит компенсации в размере не более 20% от сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве, начисленных за предшествующий календарный год. Для получения компенсации работодателю необходимо обратиться с соответствующим заявлением в территориальный орган ФСС по месту своей регистрации и к заявлению приложить перечень документов, который довольно подробно регламентирован соответствующим Приказом Минздравсоцразвития России. Порядок возмещения затрат устанавливается Минздравсоцразвития ежегодно. В отношении 2012 года пока порядка не принято, но исходя из практики, Приказ принимается ориентировочно в феврале - марте соответствующего года.

Разъясните, пожалуйста, как оценивается рабочее место при совмещении профессий?
Ответ на данный вопрос, на мой взгляд, вполне однозначен. В случае, если на каком-либо рабочем месте выполняются работы, включенные трудовым договором в обязанности работника, что, соответственно применимо для работ при совмещении должностей, то оценке подлежат все виды работ, осуществляемых работником на конкретном рабочем месте. То есть, рабочее место или тот фрагмент пространства с находящимся на нем оборудованием для исполнения работниками трудовых обязанностей будет оцениваться с точки зрения пригодности и соответствия для выполнения на нем той или иной конкретной работы.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.