Россия в ВТО: правовые последствия.

18.01.2012

Журнал "Закон", №12

— Сказать что-либо однозначно о правовых последствиях вступления в ВТО для России сейчас крайне затруднительно, вместе с тем на основе анализа правовой базы России и ВТО можно предположить следующее. Все страны — члены ВТО принимают на себя обязательство по выполнению основных соглашений и юридических документов организации. Таким образом, с правовой точки зрения система ВТО представляет собой своеобразный многосторонний контракт (пакет соглашений), нормами и правилами которого регулируется примерно 97% всей мировой торговли товарами и услугами. Что касается изменений правового поля России, изначально придется пойти на определенную переработку таможенных правил. Ряд изменений будет вызван условием ВТО об уравнивании внутренних и мировых цен на топливо, электроэнергию и транспорт — правда, это произойдет не сразу.

Потребуется приведение в соответствие с нормами ВТО правоприменительной практики (обращу внимание: не правил, а практики, правила ведь почти идентичны) в области таможенной оценки товаров, что нельзя не приветствовать. Так, например, в Российском праве нет ясного решения проблемы о включении процентов по кредитам в таможенную стоимость ввозимых товаров, а в ВТО оно есть (Решение 3.1. принятое Комитетом по таможенной оценке ВТО 1 октября 1984 году в редакции от 12 мая 1995 года -  VAL/6/Rev.1 October 1, 1984 http://evaluation.wcoomdpublications.org/DetailsView.aspx?contentid=14). Также российский импортер, взаимосвязанный с продавцом товара, более ограничен в доказательствах отсутствия влияния взаимосвязи на стоимость сделки с ввозимым товаром при осуществлении таможенного контроля, чем такой же импортер из страны — члена ВТО (пункт 2(b) статьи 1 Соглашения по применению статьи VII Генерального Соглашения по Тарифам и Торговле 1994 года и примечание 3 к этому пункту там же), причиной этого ограничения является отсутствие нормы, аналогичной примечанию 3 к пункту 2(b) статьи 1 названного соглашения ВТО в Соглашении между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан от 25.01.2008 «Об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза». Например, когда покупатель из страны - члена ВТО  взаимосвязанный с продавцом может показать, что уплаченная им за товар цена соответствует уровню, который обеспечивает покрытие всех  издержек и прибыль, что соответствует обычной прибыли покупателя, полученной за репрезентативный период времени (например, за год) при продаже товаров того же класса или вида, это доказывает, что цена ввозимого и оцениваемого товара не была подвержена влиянию взаимосвязи. Такой способ доказывания сейчас недоступен для Российского покупателя в ходе таможенного контроля до и после выпуска товаров.

Правда нужно отметить, что в судебном споре заявитель не связан доказательствами, установленными Законом о таможенном тарифе и Соглашением об определении таможенной стоимости, и приведенный  аргумент использовать может в силу пункта 5 статьи 4 Соглашения Таможенного Союза от 25.01.2008, да и бремя доказывания переносится с декларанта на таможню, однако я говорю не о судах, а о свободе торговли. А о какой свободе торговли можно говорить, если только через суд подчас возможно доказать свою правоту?

Есть и другие примеры, но предположительный вывод такой: законодательство ВТО содержит решения, которые в Российском праве сейчас найти сложно, приходится изобретать велосипед, а зачем это делать, есть все придумано до нас? Именно поэтому, надеюсь, присоединение России к ВТО поможет оперативно решать некоторые проблемные вопросы при осуществлении внешнеторговой деятельности.

Вообще главная задача ВТО — обеспечение свободы торговли. Эта задача решается за счет наличия прочной и четкой юридической структуры, которая была создана в результате Уругвайского раунда, для осуществления международной торговли, включая более эффективный и надежный механизм урегулирования споров (п. 1 Маракешкого соглашения). Соответственно, Россия, приняв на себя обязательства в рамках ВТО и ратифицировав международные правовые акты ВТО, станет полноправным членом ВТО (что должно произойти не позднее 15—17 июля 2012 г.). При этом у ВТО также появится право влиять на национальные акты законодательства, касающиеся, в частности, защиты окружающей среды и социальных стандартов, либо на решения, принимаемые на национальном уровне по вопросам международной торговли, урегулированным в ходе переговоров по вступлению России в ВТО. Таким образом, Россия отдает ВТО часть своего правотворческого суверенитета. В тоже время, в случае противоправных действий со стороны какого-либо члена организации, Россия сможет обращаться с соответствующей жалобой в орган ВТО по разрешению споров, решения которого обязательны для исполнения на национальном уровне каждым участником ВТО. Правом на обращение в этот суд имеют только государства — члены ВТО в лице своих правительств. Согласно Федеральному конституционному закону «О Правительстве Российской Федерации» правительство принимает меры по защите интересов отечественных производителей товаров, исполнителей работ и услуг. Таким образом, после вступления России в ВТО, наше Правительство получит правовую возможность защищать отечественного производителя, что бы это выражение ни значило, на международной арене в соответствии с правилами ВТО. И это, пожалуй, самое важное преимущество от вступления.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.