Россия как международный финансовый центр: составляющие успеха.

12.01.2012

Журнал "Закон", №12

Мировой финансовый кризис длится уже три года, и хотя сегодня заметны некоторые признаки улучшения ситуации, важнейшие вопросы, поднятые кризисом, еще не решены. О регулировании основных международных финансовых центров можно сказать, что, по старой военной традиции, генералы всегда готовы к прошедшей войне, а не к грядущей. Географическое положение России позволяет ей стать современной площадкой для решения вопросов, с которыми сталкиваются мировые рынки, однако для этого нужно предпринять определенные шаги в следующих направлениях.

ПРАГМАТИЗМ

Следует проявить практичность и внедрить те механизмы, которые хорошо зарекомендовали себя в других странах, пусть отчасти и в ущерб патриотическим чувствам. Финансовым рынкам нравится то, что они знают, и они знают, что именно им нравится. На этих рынках самобытность считается скорее недостатком, нежели достоинством.

КЛАСТЕРЫ

Успешные финансовые центры формируются благодаря активному взаимодействию всех участников финансового рынка, таких как банки, биржи, юридические и аудиторские фирмы, страховые компании, регулирующие органы. Единое пространство должно обеспечивать возможность их реального взаимодействия. Иными словами, необходим новый деловой центр или даже целое созвездие таких центров. Подобно тому как в Лондоне деловая активность сосредоточена в двух районах — в Сити и на Кэнэри-Уорф, Москва может пойти по пути распределения деловой активности между ММДЦ (Москва-Сити) и предполагаемой в рамках проекта Большой Москвы площадкой в Московской области. При этом важно довести до логического завершения проект ММДЦ, в котором уже разместились ведущие международные компании финансового сектора и идет формирование особого делового микроклимата.

ОБЩЕСТВЕННЫЙ ИМИДЖ

Развитие финансовых центров напрямую зависит от кадровых ресурсов; наилучших результатов добиваются лучшие специалисты. Если международный финансовый центр мыслится как проект глобального масштаба, в международных деловых кругах должны понимать: Россия становится местом, где комфортно жить и работать. Необходим целый ряд преобразований, которые касаются, прежде всего, нынешнего визового режима и системы таможенного регулирования. При успешной реализации таких инвестиционных проектов, как новые терминалы в аэропортах «Шереметьево», «Домодедово» и «Пулково», к ним нужно привлекать внимание международной общественности.

Кроме того, необходимо широко информировать мировое сообщество высококвалифицированных специалистов о ставке налога на доходы физических лиц для налоговых резидентов России (13%), которая крайне привлекательна в совокупности с более низкой по сравнению с многими международным финансовыми центрами стоимостью жизни.

С учетом того, что в таких странах, как Великобритания, подобная ставка для высоких доходов в настоящее время составляем 50%, а в США — 35%, российская ставка приближает нашу страну к регионам с высокой инвестиционной привлекательностью (Сингапур, к примеру, имеет ставку в диапазоне 15—20% для высоких доходов физических лиц).

Олимпийские игры в Сочи, чемпионат мира по футболу и другие крупные спортивные соревнования — это прекрасная возможность представить страну в максимально выгодном свете, грех ею не воспользоваться. В то же время картины безудержных трат на предметы роскоши многочисленных светских персонажей вытесняют представление о России как о стране с богатым культурным наследием, что лишь отталкивает столь необходимых ей талантливых профессионалов. России требуется серьезный «ребрендинг», если она действительно стремится к созданию международного финансового центра.

Следует отметить также, что при имеющемся значительном оттоке капитала трудно убедить ведущих игроков международных рынков в стабильности нашей страны. Каковы бы ни были причины, эту проблему необходимо решать, так же как необходимо делать все возможное для повышения инвестиционной привлекательности России для ее собственных граждан и местных компаний.

КУЛЬТУРА УПРАВЛЕНИЯ И СОБЛЮДЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Никакие инвестиции и реформы не принесут результатов, если у рынков не будет уверенности в том, что в России серьезно относятся к вопросам корпоративного управления и к соблюдению законодательства. Это не значит, что стандарты, установленные на международных рынках, эффективнее, но рынки желают видеть определенную систему контрольных и защитных мер, которые реально работают.

ПРАВОВАЯ РЕФОРМА

Гражданский кодекс РФ разрабатывался без учета сложных международных финансовых сделок. В Европе есть страны с кодифицированной системой права, которые приспособились к таким условиям. Необходима реформа правовых основ Кодекса для устранения или, по крайней мере, нивелирования нестыковок между отечественной системой права и системами английского и нью-йоркского права, которые регулируют большинство международных финансовых сделок. Лишь после этого можно переходить к вопросу о структуре финансовых рынков.

Правовая неопределенность является одним из серьезнейших препятствий на пути развития России. Примеров можно приводить великое множество, но и одного будет достаточно. Отсутствие эффективной и предсказуемой правовой системы, которая обеспечивала бы определенность права собственности на землю и эффективное обращение взыскания на заложенное имущество, препятствует развитию облигаций с ипотечным покрытием в отношении коммерческой недвижимости, выпуск которых носит единичный характер.  При этом, существуют фонды недвижимости, которые размещают свои акции на западных биржевых площадках под инвестиции в недвижимость в России.

При реформировании системы или введении нового законодательства нет смысла в полумерах. Многое можно взять в готовом виде из других правовых систем, не забывая при этом о совместимости зарубежных конструкций с существующими правовыми институтами: механическое копирование отдельных норм не приведет к успеху, это иллюстрируют неудачные попытки введения института траста в 1990-х гг. или сделок РЕПО, которые долгое время регулировались фрагментарно, что приводило к переквалификации их судами в недействительную форму кредитной сделки с обеспечением.

Сегодня существует множество различных экспертных комитетов, но мало что делается реально: важен здесь, как и везде, не столько блеск научной мысли, сколько опыт коммерческой деятельности. Значительным опытом и ресурсами для подготовки правовых реформ с учетом политических устремлений страны располагают работающие в России иностранные и ведущие российские специалисты. Примером плодотворного сотрудничества может служить разработка российской версии стандартной документации по деривативным сделкам, аналог документации ISDA (International Swaps and Derivatives Association), а также начало схожего проекта в отношении стандартной документации по синдицированным кредитам, аналога документации LMA (Loan Market Association).

Одновременно с этим приняты поправки в законодательство о рынке ценных бумаг и банкротстве, а также законодательство о клиринговой деятельности, которые вводят ликвидационный неттинг, важный для эффективного функционирования деривативного рынка и подразумевающий, помимо спекулятивных сделок, необходимый для субъектов хозяйственного оборота хеджинг для управления валютными, процентными и другими рисками. Развитие заметно и в области корпоративного права: приняты поправки о процедуре обязательного предложения в качестве средства защиты миноритарных акционеров, реализована возможность ограниченного применения акционерных соглашений; все это шаги в правильном направлении.

Правовая определенность подразумевает не просто техническое реформирование правовой системы. Соответствующие требования должны предъявляться и к действиям чиновников, в обязанности которых входит выдача разрешений и согласований, необходимых для ведения экономической деятельности; прозрачность в этой сфере особенно важна. В рамках радикальной реформы правовой системы необходимо также уделить внимание вопросу обучения судейского корпуса, чтобы вооружить судей знаниями и опытом для принятия обоснованных решений по сложным финансовым вопросам.

ЛИКВИДНОСТЬ РЫНКОВ

Новая волна мирового финансового кризиса 2011 г. привела к тому, что ликвидность на биржевых площадках и в банковской системе США и Западной Европы упала. Во многих случаях активную роль в инвестиционном процессе в России стали играть крупнейшие российские государственные банки: они набирают опыт международных сделок, начинают кредитовать компании за пределами России.

Проект объединения ведущих бирж России (ММВБ и РТС), введение новых норм, направленных против использования инсайдерской информации, реформа законодательства о биржах, а также постепенная интеграция финансовых рынков в рамках Единого экономического пространства — все это должно способствовать увеличению ликвидности российских бирж. Предоставление иностранным компаниям возможности выпускать российские депозитарные расписки — также шаг в правильном направлении.

Россия де-факто уже является региональным финансовым центром для стран СНГ и имеет все возможности повысить свой статус до международного уровня. Значительные золотовалютные резервы, низкий по сравнению с США и Западной Европой государственный долг и активность институтов развития, выполняющих роль суверенных фондов, повышает привлекательность и ликвидность российского финансового рынка, который при этом достаточно чувствителен к внешним шокам, будучи частью мировой финансовой системы.

При этом, занимая только 11-ую строчку в рейтинге МВФ за 2010 г. по размеру ВВП (между Испанией и Канадой), российский финансовый рынок пока не может претендовать на роль, сопоставимую с ролью ЕС (1-ое место по ВВП), США (2-ое место), Китая (3-е место) или Великобритании (6-ое место). Существуют государства с относительно низким ВВП, но развитыми в силу исторических и геополитических причин рынками, такие, как Швейцария (19-ое место по ВВП) или Люксембург (69-ое место), однако Россия, скорее всего, не относится к такого рода странам, и ей потребуется существенный рост экономической мощи, прежде чем она сможет претендовать на место в элитном клубе международных финансовых центров.

СТАНДАРТЫ ФИНАНСОВОЙ ОТЧЕТНОСТИ

Российские компании должны перейти на принятые во всем мире стандарты учета и отчетности: благодаря подобным стандартам рынки получат то, к чему привыкли. Этот процесс уже происходит на уровне ведущих компаний, которые готовят свою отчетность по МСФО для целей выхода на международные кредитные рынки и рынки ценных бумаг, а также в рамках поэтапной реализации законодательства о консолидированной финансовой отчетности, принятого в 2010 г.

Итак, чтобы создать необходимые условия для успешного формирования в России международного финансового центра, сделать предстоит немало. Многое, впрочем, необходимо сделать и по другим, более общим, причинам, и возможности здесь — стратегические, географические, экономические — весьма внушительны. Воспользовавшись ими, Россия сможет стать мостом между динамично развивающимися азиатскими экономиками и более зрелыми европейскими рынками, получая доступ к капиталу и ресурсам тех и других и содействуя сбалансированному развитию собственной экономики.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.