В законе о ФКС ужесточили наказания для заказчиков и смягчили требования к науке.

19.10.2011

Минэкономразвития дописало закон о ФКС с учетом общественных претензий, дополнив документ положениями о создании реестра недобросовестных заказчиков и новыми правилами закупок для науки и искусства. Эксперты оценили новшества с опаской: идеи правильные, но исполнение хромает, считают они.

Минэкономразвития опубликовало обновленную версию закона о Федеральной контрактной системе (ФКС). В частности, в документ было решено внести положение о создании реестра недобросовестных заказчиков. Сейчас черный список предусмотрен лишь для поставщиков. «Включенные в него заказчики существенно ограничены в принятии решений: они обязаны согласовывать годовые планы-графики закупок (то есть все параметры всех закупок на год) с органом, уполномоченным на проведение аудита в ФКС, и точно так же только по согласованию могут принимать решения о расторжении или изменении контракта», — пояснила нововведение директор департамента ФКС Минэкономразвития Ольга Анчишкина.

Эксперт по госзакупкам Иван Бегтин считает, что, несмотря на позитивный вектор новшества, оно имеет вторую сторону медали. «Поставщики в некоторых случаях могут шантажировать заказчиков», — предупреждает он. Эксперт полагает, что для борьбы с нарушителями стоит ввести контролирующий орган, который регулярно проверял бы заказчиков во внеплановом режиме. «Это, например, могут быть Счетная палата или прокуратура — они как раз наиболее отделены от основной ветви исполнительной власти и могли бы заниматься контролем более эффективно», — говорит он.

«Задумка неплохая, обе стороны — и поставщиков, и заказчиков — пытаются уравнять. Но фактически получается, что реестр для заказчиков — это просто дополнительный контроль (а чиновника невозможно заставить работать дополнительным контролем). С другой стороны, для поставщиков требования еще ужесточились — теперь в реестры включаются сведения об учредителях, членах исполнительного органа и пр.», — добавляет старший юрист коммерческой практики Goltsblat BLP Денис Балакин.

Вторая серьезная новелла касается закупок в сфере науки и культуры. Для них введена возможность проведения конкурса без учета критерия цены. «Исключение сделано только для фундаментальных научных исследований. Получается, что значительная часть НИОКРов гарантированно под это правило не попадет», — внес ложку дегтя г-н Балакин. Изменения коснулись и «научного антидемпинга» — если цена снижается на четверть, то заявка обнуляется. «Если в обычном конкурсе при снижении более чем на 25% участник обязан обосновать возможность снижения цены, то для науки этот критерий неприменим, поскольку стоимость исследования формируют в основном трудозатраты и обосновать можно любую цену. Вопрос только в том, кто будет работать — реальные ученые или студенты-второкурсники», — поясняет г-жа Анчишкина.

Автор статьи: Анастасия Литвинова


Контакты

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.