Комментарий к проекту Постановления Пленума ВАС РФ "О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса РФ".

23.09.2011

Закон.ru - первая социальная сеть для юристов

Высший Арбитражный Суд РФ подготовил и разместил на своем официальном сайте проект масштабных разъяснений по спорным вопросам применения части первой НК РФ, которые, как предполагается, будут утверждены постановлением Пленума ВАС РФ. Документ призван заменить принятое 10 лет назад постановление Пленума ВАС от 28.02.2001 № 5. Проект предлагает ряд революционных нововведений, которые существенно затронут интересы налогоплательщиков.

Проект содержит оговорку об обратной силе, что позволит пересмотреть по новым обстоятельствам дела, основанные на не согласующихся с его положениями выводах. Это будет распространяться на дела, по которым последние судебные акты приняты не позднее шести месяцев до опубликования постановления, либо по которым налогоплательщик обращался в ВАС за пересмотром в порядке надзора.

Вот лишь несколько из принципиальных изменений, на которые следует обратить внимание.

1. Проект определяет, что трехлетний срок подачи заявления о возврате излишнего уплаченного налога, исчисляемый с момента уплаты налога (п. 7 ст. 78 НК РФ), является предельным и для подачи заявления в суд (п. 79). Это положение означает полный отход от всей практики последнего десятилетия, в том числе от последовательной правовой позиции Конституционного Суда РФ, предполагающей исчисление срока исковой давности от момента, когда налогоплательщик узнал или должен был узнать об излишней уплате налога.

2. Налоговый орган не вправе зачесть излишне уплаченный или взысканный налог в счет недоимки, возможность принудительного взыскания которой утрачена (п. 34 проекта). При этом налогоплательщик вправе заявить в суде требование о признании сумм, возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности по их уплате прекращенной. При удовлетворении этого требования, а равно и при отказе судом налоговому органу в восстановлении пропущенного срока подачи в суд заявления о взыскании недоимка подлежит исключению из лицевого счета (п. 9 проекта).

3. Право на иск о возврате или зачете излишне уплаченного налога возникает лишь при условии, что налогоплательщик обратился к налоговому органу с соответствующим заявлением, и либо получил отказ, либо не получил ответ в срок вообще (п. 35). Если же речь идет о налоге, излишне взысканном на основании решения о привлечении к ответственности или об отказе в таковом, то подача заявления обязательной не является (п. 36). Налоговому агенту возврат переплаты может быть осуществлен лишь в двух случаях: (1) если возврат налога налогоплательщику по закону должен делать именно налоговый агент, или (2) налоговый агент уже вернул налогоплательщику излишне удержанный налог (п. 37).

4. Проект полностью исключает возможность возврата в судебном порядке налогов, взысканных на основании решений о привлечении к ответственности или об отказе в таковом, если эти решения не оспаривались как в вышестоящий налоговый орган, так и в суд. Оспаривание актов, вынесенных на основании и во исполнение указанных решений, по мотиву незаконности этих решений, невозможно (п. 67). Пропуск срока на подачу апелляционной административной жалобы исключает судебное обжалование решений в принципе (п. 68) и, с учетом иных положений проекта, саму возможность восстановления прав налогоплательщика любыми судебными средствами. При этом решения могут быть обжалованы в суде лишь в той части, в которой они были обжалованы в вышестоящий налоговый орган (п. 70).

5. Вышестоящий налоговый орган, установив наличие существенных нарушений процедуры рассмотрения при принятии решения нижестоящим органом, вправе отменить решение и самостоятельно рассмотреть дело по правилам, установленным для нижестоящего органа (п. 81).

6. Проект допускает обжалование налогоплательщиком решения налогового органа, не вступившего в силу, если вышестоящий налоговый орган пропустил месячный срок, отведенный на рассмотрение апелляционной жалобы (п. 71 проекта). Впрочем, если налогоплательщик воздержится от обжалования на этом этапе, то это ему ничем не грозит: он сохраняет право на обжалование (ст. 198 АПК РФ) на весь период просрочки вышестоящего налогового органа и три месяца после того, как ему станет известно о вынесении этим органом решения по жалобе. Предложен и альтернативный вариант регулирования (выбирать будет Пленум): трехмесячный срок исчисляется отдельно с момента истечения срока на вынесения решения, и заново - с момента получения информации о факте вынесения решения (п. 72). Пропуск срока на рассмотрение апелляционной жалобы во всех случаях влечет отнесение судебных расходов на ответчика (п. 74).

7. Проект подтверждает, что в случае оставления решения вышестоящим налоговым органом без изменения (как полностью, так и в части) предметом обжалования является именно первичное решение (т.е. спорить надо с нижестоящим органом). Но внесение вышестоящим органом изменений в решение может иметь влияние на подсудность дела (п. 75 проекта). Из этого, видимо, следует, что при наличии таких изменений вышестоящий налоговый орган должен признаваться соответчиком и дело может быть рассмотрено судом как по месту нахождения принявшего решение налогового органа, так и по месту нахождения вышестоящего налогового органа.

8. Требования об уплате налога могут быть направлены налогоплательщику либо в случае неуплаты указанной им в декларации суммы, либо в случае доначисления по результатам налоговой проверки. В первом случае срок на выставление требования составляет три месяца со дня наступления срока уплаты налога, во втором - 10 дней со дня вступления в силу решения по результатам проверки. Иных случаев и сроков нет (п. 53 проекта). Пени, указанные в решении, включаются в требования по результатам проверки. Пени за последующий период до вступления решения в силу - отдельно в течение трех месяцев со дня вступления решения в силу. В дальнейшем требования могут включать только пени за последние три месяца до дня их выставления (п. 54).

9. Проект допускает взыскание с налогового агента суммы налога, не удержанной им с налогоплательщика: в порядке искового судопроизводства в рамках гражданско-правовой ответственности за причинение убытков (п. 2). Этот подход вызывает очень серьезные сомнения с точки зрения его правовой допустимости как таковой.

10. Поскольку с 01.01.2012 г. взыскание недоимок по результатам проверок сделок со взаимозависимыми лицами будет допускаться только в судебном порядке (пп. 4 п. 2 ст. 45 НК РФ), это будет распространяться и на случаи доначислений на основании пп. 1 п. 2 ст. 40 НК РФ, т.е. по действующей до конца 2011 года системе контроля за трансфертным ценообразованием (п. 11).

11. Проект принципиально изменяет подход к допустимости доказательств. Если Постановление № 5 прямо указывает на право налогоплательщика при оспаривании решений по выездным проверкам приводить любые доказательства (вне зависимости от того, представлялись ли они ранее налоговому органу), то теперь все доказательства должны быть представлены как налоговым органом, так и налогоплательщиком еще в рамках административной процедуры. Исключения допускаются лишь по уважительным причинам (п. 78 проекта). Правда, в этой связи апелляционное административное обжалование признается частью административной процедуры: для допустимости доказательств в судебном процессе будет достаточно представить их вышестоящему налоговому органу. При таком подходе становится уже очевидной необходимость предоставить налогоплательщику право быть заслушанным вышестоящим налоговым органом, однако этот вопрос проект обходит стороной.

12. Проект императивно закрепляет обязанность суда при признании решения недействительным указать в резолютивной части судебного акта на обязанность налогового органа вернуть из бюджета соответствующие суммы налогов, пеней, штрафов (п. 83), если на основании решения они были взысканы с налогоплательщика. Тем самым окончательно отпадает необходимость дополнять неимущественные требования о признании решений недействительными имущественными требованиями об обязании налогового органа возвратить соответствующие суммы.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.