Показатель, делающий статистику красивой.

20.10.2011

"Московские торги", №5 Сентябрь, 2011

Итоги размещения заказа в Москве в течение одной недели наглядно показывают действительный потенциал закона о госзакупках (94-ФЗ) - насколько достигаются те цели, которые задумывались законодателем и которые озвучиваются антимонопольной службой.

Аукцион в электронной форме ожидаемо занимает первое место среди процедур размещения как по числу торгов, так и по  совокупной стоимости размещенного заказа.

Хотя 94-ФЗ к аукционным товарам относит только те, для которых существует функционирующий рынок и сравнивать которые можно только по их ценам, на практике на аукционах размещаются заказы и тех товаров и услуг, закупки которых должны осуществляться на аукционе в соответствии с Распоряжением Правительства России от 27.02.2008 г. № 236-р, и тех товаров, которые могут закупаться на конкурсе (например, медицинское оборудование). Многие представители заказчиков просто боятся выбрать иную процедуру, чтобы не быть втянутыми в разбирательства с контролирующими органами и не заплатить предусмотренный штраф за нарушения при выборе процедуры (до 30000 рублей в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях).

Возникает вопрос - а нужно ли столь жестко ограничивать право заказчиков выбирать процедуру размещения и фактически загонять их на аукционы? Статистика показывает, что заявляемые преимущества аукционов - существенная экономия средств и реальная конкуренция (участие максимально широкого круга потенциальных поставщиков) - в реальных условиях не очень заметны.

Экономия средств на электронных аукционах сопоставима с экономией, которую получают заказчики при запросе котировок и на открытых конкурсах. Такая ситуация вполне объяснима - с апреля 2011 года действует жесткое правило, обязывающее заказчиков обосновывать начальные (максимальные) цены размещения. Если заказчик определил начальную цену корректно, то есть в соответствии с рыночной ситуацией,  независимо от выбранной процедуры размещения заказа снижение цены в ходе торгов не будет существенным, так как никакой разумный и добросовестный поставщик не станет поставлять товар по цене, которая существенно ниже рыночного уровня. Если на торгах достигается существенная экономия (20%, 30% и т.п.), то это скорее аномалия, свидетельствующая или об ошибке заказчика при определении начальной цены (ее завышении), или о недобросовестности поставщика, желающего продать свой «залежалый» товар любой ценой.

В части обеспечения конкуренции аукционы на первый взгляд более привлекательны, так как среднее количество заявок на один аукцион больше, чем при конкурсах и запросах котировок. Но это преимущество нивелируется большим количеством отклоненных в рамках аукционов заявок (около 40 % от общего количества заявок), а также большим количеством аукционов с одной заявкой (их доля сопоставима с долей конкурсов, на которые также была подана одна заявка). Свою роль играет и «усреднение» показателя участия на аукционах - есть аукционы, где размещаются широко представленные на рынке товары и участвуют десятки предпринимателей, есть аукционы, на которых 2 заявки (нередко от аффилированных компаний, создающих видимость торгов). Средний показатель будет такой, который делают статистику «красивой».

Почему аукцион не обеспечивает существенно более высокую конкуренцию по сравнению с другими способами размещения заказа? Потому что аукцион это специфический инструмент, который годится в тех случаях, когда закупается стандартизированные товары и услуги (например, продукты, производимые в соответствии с определенным ГОСТом).

На практике, как уже было указано выше, на аукционы выносят закупки и нестандартных товаров и услуг, например, оборудования, которое может быть поставлено разного качества и в разных комплектациях. Заказчик должен максимально детально описать предмет закупки, что лишает процедуру гибкости, зачастую не дает возможности участникам предлагать товары или услуги сопоставимого или превосходящего качества. Это все ослабевает заинтересованность самих предпринимателей в участии в торгах.

Если выделить из числа аукционов те тендеры, которым более соответствуют конкурсные процедуры, уверен, что показатели «чистых» аукционов будут значительно лучше и по количеству участников, и по экономии бюджетных средств. Для этого прежде всего необходимо скорректировать перечень товаров и услуг, размещение которых возможно только на аукционе, и обеспечить права заказчиков выбирать процедуры размещения заказа в отношении товаров и услуг, не попавших в аукционный перечень. Это позволит более эффективно использовать инструментарий действующего закона о госзакупках.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.