Обзор текущего законодательства.

18.10.2011

Промышленник России №10(131)/2011

Часть рассматриваемого периода – с середины июля по начало сентября – пришлась на парламентские каникулы. Июль же принес нам несколько новых нормативных актов, регулирующих различные отношения, связанные с капитальным строительством и использованием инженерных коммуникаций. В этом инженерно-строительном блоке я бы обратил внимание на уточнение порядка выдачи разрешений на строительство. Там есть некоторые новые важные моменты. Следует отметить то, что теперь в случае перехода к другому лицу права на земельный участок, новый правообладатель вправе осуществлять строительство, реконструкцию на таком участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка. Закон раскрывает юридическое содержание таких понятий как «капитальный ремонт» и «реконструкция».

Таким образом, для строительного бизнеса есть довольно важные новости.

Законодатель продолжает вносить изменения в режим пользования лесными угодиями. Теперь и в ценных лесах, и на особо защитных участках лесов допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства. Правда, эти объекты должны иметь отношение к добыче нефти… Ну, это, конечно, многое объясняет и оправдывает.

Обращают на себя внимание два постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, посвященных проблемам недвижимости. Одно из постановлений вышло еще в апреле, но не попало в обзор: мы посчитали правильным все же упомянуть его.

Другое постановление вызывает особый интерес: оно разрешает сделки с недвижимостью, которая только будет создана в будущем. В частности, речь идет о возможности заключения договора купли-продажи в отношении земельного участка, который еще не был сформирован. Это очень важная новелла в судебной практике, поскольку до последнего времени в отношении недвижимого имущества, которое будет создано в будущем, была полная неопределенность, что существенно сдерживало развитие рынка недвижимости.

Отметим также, что ратифицированы некоторые международные соглашения, определяющие статус работников из Казахстана и Белоруссии. В определенной мере они носят интеграционный характер. Указанные работники могут рассчитывать на полный набор социальных гарантий. Облегчается и порядок оформления с ними трудовых отношений: в частности, трудящимся-мигрантам из названных государств теперь не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории России. Важно и то, что работодатели смогут теперь привлекать работников из Белоруссии и Казахстана без учета ограничений по защите национального рынка труда (квот).

В закон об автодорогах, внесены поправки, включающие требование об оформлении земельных отношений для объектов в границах полосы отвода автодорог. Это важная деталь.

Принято постановление Правительства о контроле над оборотом препаратов, содержащих малые количества наркотических средств и психотропных веществ. Теперь эти препараты подпадают под обычные меры контроля за теми наркотическими средствами и психотропными веществами, которые содержатся в этих препаратах. Означает ли это что и такие лекарства массового спроса как, скажем, седалгин, нурофен можно будет купить только по рецепту? Формально получается, что да. Мне кажется это не реальная борьба с наркоманией, но очевидный перехлест.

Специалистам в области корпоративного права следует изучить новый федеральный закон, вносящий целый ряд поправок в другие законы, нацеленные на защиту прав кредиторов. Речь идет о пересмотре некоторых способов такой защитыпри уменьшении уставного капитала, изменении требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов.

И несколько слов о планируемых законах . Как известно, Минздравсоцразвития опубликовало проект закона, резко ограничивающего табакокурение и вводящий новые акцизы на табачную продукцию. Как человек некурящий я, пожалуй, готов был бы это только приветствовать. Но, стараясь рассуждать объективно, должен привести мнение представителей торговли, полагающих, что излишняя торговая нагрузка на табачные изделия сделает их привлекательными для теневого бизнеса. На рынок пойдет серый товар, который будет дешевле официального, но хуже качеством. В то же время, рестораторы говорят о том, что они готовы оборудовать места для курения – таким образом, чтобы интересы некурящих никак не страдали… Честно говоря, пока не представляю, как у них это получится.

КАПИТАЛЬНЫЙ РЕМОНТ И РЕКОНСТРУКЦИЯ ОБЪЕКТОВ КАПИТАЛЬНОГО СТРОИТЕЛЬСТВА: ИЗМЕНЕНИЯ В РЕГУЛИРОВАНИИ

Федеральные законы от 18.07.2011 № 215-ФЗ и 243-ФЗ с одинаковым названием "О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" впервые ввели определение термина «капитальный ремонт» и изменили регулирование капитального ремонта и реконструкции объектов капитального строительства.

Определение терминов «капитальный ремонт» и «реконструкция» объектов капитального строительства.

По общему правилу капитальный ремонт понимается как:

- замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций,

- замена и (или) восстановление систем и сетей инженерно-технического обеспечения объектов или их элементов, а также

- замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов.

Капитальным ремонтом линейных объектов является изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Реконструкция понимается как:

- надстройка, перестройка и расширение объектов капитального строительства,

- замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объектов, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.

При этом изменения показателей производственной мощности объектов капитального строительства и изменения качества инженерно-технического обеспечения сами по себе уже не считаются реконструкцией. Отдельное определение дано для реконструкции линейных объектов.

Упрощение подготовки документации для проведения капитального ремонта.

Отношения по проведению капитального ремонта объектов капитального строительства фактически выведены за пределы регулирования законодательства о градостроительной деятельности (независимо от того, затрагиваются ли при его проведении конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства или нет):

- документация по капитальному ремонту уже не подлежит государственной экспертизе проектной документации (за исключением капитального ремонта автомобильных дорог общего пользования);

- если капитальный ремонт проводится в отношении опасного производственного объекта, документация на такой ремонт и ее изменения подлежат экспертизе промышленной безопасности. Без положительного заключения такой экспертизы осуществление капитального ремонта не допускается;

- для проведения капитального ремонта не требуется получение разрешения на строительство и разрешения на ввод объекта в эксплуатацию;

- при проведении капитального ремонта не осуществляется государственный строительный надзор.

В случае проведения капитального ремонта осуществляется лишь подготовка отдельных разделов проектной документации (в зависимости от содержания работ), состав и требования к содержанию которых устанавливаются Правительством РФ.

Указанные положения, за исключением отдельных положений, вступили в силу 22 июля 2011 г.

РАЗРЕШЕНИЯ НА СТРОИТЕЛЬСТВО: ИЗМЕНЕНИЯ В ОТНОШЕНИИ ВЫДАЧИ, ДЕЙСТВИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ

Федеральным законом № 224-ФЗ от 18 июля 2011 г. «О внесении изменений в статьи 51 и 56 Градостроительного Кодекса РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» конкретизированы положения Градостроительного кодекса РФ о выдаче, действии и прекращении разрешений на строительство.

Как и прежде, разрешение на строительство по общему правилу выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка. Исключения из этого правила теперь получили большую определенность:

- В случае строительства, реконструкции объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами (за исключением месторождений общераспространенных полезных ископаемых), разрешение на строительство выдается федеральным органом управления государственным фондом недр;

- В случае, если строительство объекта планируется на территориях двух и более:

-  субъектов РФ, разрешение будет выдаваться уполномоченным федеральным органом исполнительной власти;

-  муниципальных образований (районов, городских округов) - органом исполнительной власти субъекта РФ;

- поселений или на межселенной территории в границах муниципального района - органом местного самоуправления муниципального района.

- Решение о досрочном прекращении действия разрешения на строительство может быть принято уполномоченным органом, выдавшим разрешение, вследствие расторжения договоров аренды земельных участков.

- Градостроительный кодекс РФ дополнен положениями о судьбе выданного разрешения на строительство в случае образования новых земельных участков на основе/ с вовлечением участка, который существовал на момент выдачи разрешения и на котором планировалось строительство.

Прямо закреплено положение, согласно которому в случае перехода к другому лицу права на земельный участок новый правообладатель вправе осуществлять строительство, реконструкцию на таком участке в соответствии с разрешением на строительство, выданным прежнему правообладателю земельного участка.

В то же время в указанных выше случаях образования новых земельных участков либо при переходе права на земельный участок или переоформлении лицензии на пользование недрами лицо, у которого возникло право на земельный участок или право пользования недрами, обязано уведомить в письменной форме соответствующие органы, уполномоченные на выдачу разрешения на строительство. Эти органы в течение 10 рабочих дней со дня получения уведомления принимают решение о внесении изменений в разрешение на строительство.

Указанные изменения вступили в силу 22 июля 2011 года.

СТРОИТЕЛЬСТВО ЛИНЕЙНЫХ ОБЪЕКТОВ: ПРОДЛЕНА ВОЗМОЖНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНЫХ ПЛАНОВ ЗЕМЕЛЬНЫХ УЧАСТКОВ

Федеральным законом от 20 марта 2011 г. №41-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым для строительства линейного объекта необходимо получение проекта планировки и проекта межевания, а не градостроительного плана земельного участка. Применение этой нормы вызвало серьезные практические затруднения.

В этой связи Федеральный закон от 19 июля 2011 г. №246-ФЗ ввел переходное правило, согласно которому до 31 декабря 2012 г. в отношении земельных участков, предназначенных для строительства и реконструкции линейных объектов, могут предоставляться градостроительные планы земельных участков (часть 4 статьи 4 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ "О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации").

Данное изменение вступило в силу 2 августа 2011 г.

НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЕ: ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦЕННЫХ И ОСОБО ЗАЩИТНЫХ ЛЕСОВ И ПОРЯДОК ИЗЪЯТИЯ УЧАСТКОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ НУЖД

Федеральный закон от 18.07.2011 №222-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "О недрах" и статью 8.2 Федерального закона "О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации" установил, что изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков осуществляется на основании решений об их изъятии по ходатайствам пользователей недр. Порядок подготовки, рассмотрения ходатайств и принятия решений об изъятии земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием недрами, устанавливается Правительством Российской Федерации.
После вступления этих положений в силу (19 января 2012 г.) можно ожидать, что практика изъятия земельных участков для нужд недропользования станет более распространённой.

Кроме того, этот Закон установил, что в ценных лесах и на особо защитных участках лесов допускаются строительство, реконструкция и эксплуатация объектов капитального строительства, связанных с выполнением работ по геологическому изучению и разработкой месторождений углеводородного сырья, в отношении которых лицензии на пользование недрами получены до 31 декабря 2010 года, на срок, не превышающий срока действия таких лицензий.

Эти положения вступили в силу 22 июля 2011 г.

ЗАКОН ОБ АВТОДОРОГАХ: УСЛОВИЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ ИНЖЕНЕРНЫХ КОММУНИКАЦИЙ, ОБЪЕКТОВ ДОРОЖНОГО СЕРВИСА И РЕКЛАМНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Федеральный закон от 11 июля 2011 г. № 193-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" ввел новые положения об условиях эксплуатации инженерных коммуникаций, объектов дорожного сервиса и рекламных конструкций, расположенных в полосе отвода или придорожных полосах автомобильной дороги.

1. Не только прокладка и переустройство, но и перенос инженерных коммуникаций, а также сама их эксплуатация должны осуществляться в границах:

- полосы отвода автодороги - на основании договора, заключаемого владельцами коммуникаций с владельцем автомобильной дороги, и разрешения на строительство (если оно требуется);

- придорожных полос автодороги - при наличии согласия в письменной форме владельца автомобильной дороги и на основании разрешения на строительство (если оно требуется).

В указанных договоре и согласии предусматриваются обязательные технические требования и условия, подлежащие исполнению владельцами коммуникаций.

Установлено, что если владелец коммуникаций осуществляет их перенос и эксплуатацию без вышеуказанных документов либо с нарушением обязательных технических требований и условий, то по требованию органа государственного строительного надзора и (или) владельца автомобильной дороги он обязан прекратить соответствующую деятельность и осуществить снос незаконно возведенных объектов. В противном случае автодорога будет приведена в первоначальное состояние за счет владельца коммуникаций.

2. Введено требование об оформлении земельных отношений для объектов в границах полосы отвода автодорог (кроме частных автодорог):

- земельные участки в границах полосы отвода для строительства, реконструкции, капитального ремонта и эксплуатации объектов дорожного сервиса, установки и эксплуатации рекламных конструкций могут использоваться на условиях частного сервитута[1]. Соглашения об установлении частных сервитутов заключаются с владельцами автодорог по согласованию с органами, уполномоченными на предоставление участков владельцам автодорог. Ранее возможность предоставления земельных участков в границах полосы отвода для устройства и эксплуатации рекламных конструкций законом прямо не допускалась;

- земельные участки в границах полосы отвода для прокладки, переустройства, переноса и эксплуатации инженерных коммуникаций могут использоваться на условиях публичного сервитута. Решения об установлении публичных сервитутов принимаются органами, уполномоченными на предоставление участков владельцам автодорог, по заявлениям владельцев инженерных коммуникаций (в отношении земельных участков в границах полосы отвода федеральной автодороги общего пользования – Росавтодор).

Владелец автомобильной дороги может требовать прекращения публичного сервитута в судебном порядке в случае неосуществления обладателем сервитута деятельности, для которой был установлен сервитут, в течение 3 и более лет, либо нарушения требований нормативных актов при осуществлении такой деятельности.

При установлении сервитутов прекращение права постоянного (бессрочного) пользования земельными участками не требуется. Сервитуты, установленные на срок не менее года, подлежат государственной регистрации.

До 1 января 2013 г. установлен переходный период, в течение которого владельцы инженерных коммуникаций, размещенных в полосе отвода и придорожных полосах автодорог (кроме частных автодорог), владельцы объектов дорожного сервиса и рекламных конструкций, размещенных в полосе отвода автодорог (кроме частных автодорог), обязаны оформить сервитут в отношении земельных участков. Владельцы инженерных коммуникаций, кроме того, обязаны в этот срок заключить необходимые договоры/ получить согласие владельца автодороги, содержащие обязательные технические требования и условия.

С 1 января 2013 г. эксплуатация коммуникаций в отсутствие указанных договора или согласия будет служить основанием для привлечения к административной ответственности.

Федеральный закон № 193-ФЗ вступил в силу 15 июля 2011 года.

УРЕГУЛИРОВАНЫ ВАЖНЫЕ ВОПРОСЫ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

Федеральными законами от 11 июля 2011 года № 186-ФЗ и № 178-ФЗ ратифицированы:

Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей;

Соглашение о сотрудничестве по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств.

Соглашения были подписаны Белоруссией, Казахстаном, Россией 19 ноября 2010 года и вступают в силу через 30 дней с даты получения Интеграционным Комитетом ЕврАзЭС последнего уведомления о выполнении внутригосударственных процедур для их вступления в силу.

Первое соглашение относится к трудящимся-мигрантам, являющимся гражданами Белоруссии, Казахстана, России, второе соглашение – к незаконным трудовым мигрантам из любых других государств.

Соглашениями установлен правовой статус трудящихся-мигрантов и членов их семей, регулируется осуществление трудящимися-мигрантами трудовой деятельности. Определены вопросы социальной защиты мигрантов, указаны направления и формы сотрудничества по противодействию нелегальной трудовой миграции из третьих государств.

Соглашения содержат следующие основные положения:

- Работодатели привлекают трудящихся-мигрантов из Белоруссии, Казахстана, России без учета ограничений по защите национального рынка труда.

- Трудящимся-мигрантам из этих государств не требуется получение разрешений на осуществление трудовой деятельности на территории этих государств.

- Трудовые отношения трудящегося-мигранта регулируются законодательством государства трудоустройства и оформляются трудовым договором.

- Трудящиеся-мигранты и члены их семей из названных государств освобождаются от регистрации в уполномоченных органах государства трудоустройства в течение 30 суток с даты въезда на территорию государства.

- В случае досрочного расторжения трудового договора позднее 90 суток с даты въезда на территорию государства трудоустройства трудящийся-мигрант имеет право в течение 15 дней заключить новый трудовой договор, в том числе с другим работодателем.

- Трудящиеся-мигранты из названных государств имеют право наравне с гражданами государства трудоустройства вступать в профессиональные союзы.

- Трудящиеся-мигранты и члены их семей могут беспрепятственно переводить заработанные средства в соответствии с законодательством государства трудоустройства и международными договорами соответствующих государств.

- Трудящиеся-мигранты из названных государств имеют право на социальное (кроме пенсионного) обеспечение в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

- Трудящиеся-мигранты и члены их семей имеют право на получение медицинской помощи в соответствии с законодательством государства трудоустройства и его международными договорами.

- Детям трудящихся-мигрантов из названных государств предоставлено право на посещение дошкольных учреждений, получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

- Сотрудничество государств – участников будет осуществляться путем согласования политики в сфере регулирования внешней миграции, обмена нормативными правовыми актами и информацией по вопросам правового статуса трудящихся-мигрантов и членов их семей, предотвращения нелегального использования труда трудящихся-мигрантов, осуществления согласованных мер (включая высылку) в отношении нелегальных трудящихся-мигрантов и др.

УПОРЯДОЧЕНИЕ КОНТРОЛЯ В ОТНОШЕНИИ ЛЕКАРСТВЕННЫХ И ДРУГИХ ПРЕПАРАТОВ С МАЛЫМ СОДЕРЖАНИЕМ НАРКОТИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 20 июля 2011 г. № 599 «О мерах контроля в отношении препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, включенных в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации» (вступило в силу 27 июля 2011 года).

Постановление посвящено контролю за препаратами с малым количеством наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, внесенных в списки II, III, IV перечня таких средств и веществ, подлежащих контролю в России.

Установлено, что указанные препараты подпадают под обычные меры контроля за теми наркотическими средствами и психотропными веществами, которые содержатся в этих препаратах.

Данный порядок, однако, не распространяется на лекарственные препараты, содержащие наряду с малым количеством наркотических средств и психотропных веществ другие фармакологически активные вещества. К таким лекарственным препаратам применяются следующие меры контроля:

- запрет пересылки в почтовых отправлениях, в том числе международных, и под видом гуманитарной помощи (за исключением чрезвычайных ситуаций, когда указанные препараты направляются в субъекты РФ по решениям Правительства РФ);

- отпуск физическим лицам указанных препаратов, предназначенных для медицинского применения, в порядке, установленном Минздравсоцразвития России по согласованию с ФСКН России;

- отпуск физическим лицам препаратов с малым содержанием кодеина или его солей по рецепту врача (фельдшера) (данное положение вступает в силу с 1 июня 2012 года).

Обращает на себя внимание, что ограничения, установленные для лекарственных препаратов с малым содержанием кодеина и его солей, распространяются на довольно широкий круг лекарств, пользующихся высоким спросом населения: пенталгин, солфадеин, каффетин, седалгин, нурофен, коделак, кофекс, терпинкод и др.

Кроме того, рассматриваемым правовым актом из постановления Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. № 648 исключаются положения, касающиеся лицензирования производства, изготовления, переработки, хранения, перевозки, отпуска, реализации, распределения, приобретения, использования и уничтожения юридическими лицами препаратов, которые содержат малые количества наркотических средств и психотропных веществ (Список II и Список III).

УНИФИКАЦИЯ ПОСЛЕДСТВИЙ ПРИ УМЕНЬШЕНИИ УСТАВНОГО КАПИТАЛА И НЕСООТВЕТСТВИИ ЕМУ ЧИСТЫХ АКТИВОВ В ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЩЕСТВАХ. НОВЫЙ ЕДИНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ РЕЕСТР

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон № 228-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пересмотра способов защиты прав кредиторов при уменьшении уставного капитала, изменения требований к хозяйственным обществам в случае несоответствия уставного капитала стоимости чистых активов», который вступает в силу с 1 января 2012 года (отдельные положения – с 1 января 2013 года).

К основным положениям данного закона относятся следующие.

Уменьшение уставного капитала

- Защита прав кредиторов при уменьшения уставного капитала в ООО унифицирована с такой защитой в АО. Исключена обязанность письменно уведомлять кредиторов об уменьшении уставного капитала. О решении уменьшить капитал необходимо сообщить регистрирующему органу в течение 3 рабочих дней и опубликовать уведомление об уменьшении в установленном органе печати дважды с периодичностью 1 раз в месяц.

- Как и в АО, кредиторы ООО сохранили право потребовать досрочного исполнения обязательств, а при невозможности исполнения – их прекращения и возмещения убытков. Это можно сделать, если права требования возникли до опубликования уведомления, а требование о досрочном исполнении (прекращении и убытках) заявлено не позднее 30 дней с даты последнего опубликования. При этом срок исковой давности для данного требования ограничен 6 месяцами со дня последней публикации.

- Аналогично АО, суд вправе отказать в удовлетворении требования кредитора в случае, если ООО докажет, что:

- в результате уменьшения его уставного капитала права кредиторов не нарушаются;

- предоставленное обеспечение является достаточным для надлежащего исполнения соответствующего обязательства.

- Для ООО смягчены требования об уменьшении уставного капитала при снижении чистых активов. Если их стоимость в ООО останется меньше уставного капитала по окончании третьего (ранее было – второго) или каждого последующего финансового года с меньшей уставного капитала стоимостью чистых активов, общество не позднее 6 месяцев после соответствующего финансового года обязано принять решение об уменьшении уставного капитала до размера, не превышающего стоимости его чистых активов, либо о ликвидации общества.

Чистые активы

- Устанавливается метод оценки стоимости чистых активов по данным бухгалтерского учета: для АО – в порядке, определенном Минфином РФ и ФСФР России (или иным соответствующим федеральным органом исполнительной власти), для ООО – в порядке, определенном указанным Правительством РФ или иным соответствующим федеральным органом исполнительной власти.

- Годовой отчет ООО должен содержать раздел о состоянии чистых активов общества, в котором указывается информация об изменении их стоимости и др. Исходя из текста рассматриваемых изменений, такой раздел в годовом отчете ООО должен быть всегда, тогда как в АО данный раздел обязателен только в случае недостаточности чистых активов по отношению к уставному капиталу.

- Для АО и ООО устанавливается новая обязанность – обеспечить любому заинтересованному лицу доступ к информации о стоимости своих чистых активов в существующем порядке.

Иные изменения

- С 1 января 2013 года наряду с Единым государственным реестром юридических лиц (ЕГРЮЛ) предусмотрено ведение Единого федерального реестра сведений о фактах деятельности юридических лиц. Новый реестр будет содержать информацию о юридическом лице, а его сведения будут размещаться в сети «Интернет». Неотъемлемой частью данного реестра будет также Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

- В Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц будут вноситься сведения:

- о создании юридического лица, его нахождении в процессе реорганизации или ликвидации, вынесении арбитражным судом определения о введении наблюдения, решении регистрирующего органа о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ, таком исключении или о ликвидации юридического лица;

- об уменьшении или увеличении уставного капитала, назначении или прекращении полномочий единоличного исполнительного органа, изменении адреса (места нахождения) юридического лица;

- о получении, приостановлении, возобновлении, переоформлении, аннулировании или прекращении лицензии на осуществление вида деятельности;

- о чистых активах АО (на последнюю отчетную дату) и чистых активах ООО (в случаях, предусмотренных законом);

- внесение которых предусмотрено законодательством; а также

- иные сведения, которые юридическое лицо вносит по своему усмотрению (за исключением сведений, доступ к которым ограничен в соответствии с законодательством).

- Хотя в целом внесение сведений о фактах в Единый федеральный реестр осуществляет регистрирующий орган, некоторые подлежащие опубликованию юридическим лицом сведения (в том числе о чистых активах) должны вноситься в данный реестр им самим в установленном порядке.

Отдельно упомянем о некоторых решениях Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

ПРЕЗИДИУМ ВАС РФ: СОБСТВЕННИК НЕДВИЖИМОСТИ МОЖЕТ АРЕНДОВАТЬ ЧАСТЬ УЧАСТКА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ПУБЛИЧНОЙ СОБСТВЕННОСТИ

Президиумом Высшего Арбитражного Суда РФ принято Постановление от 19.04.2011 N 14950/10, в котором высказана принципиальная правовая позиция о возможности аренды части земельного участка.

Обстоятельства судебного дела, рассмотренного Президиумом, заключаются в следующем. Росимущество обратилось в Росреестр с заявлением о государственной регистрации права федеральной собственности на две из пяти частей земельного участка. На указанных частях располагаются здания, принадлежащие на праве собственности юридическому лицу. Росреестр отказал в государственной регистрации, справедливо полагая, что государственная регистрация права собственности на части участка невозможна.

Президиум ВАС РФ поддержал эту правовую позицию, указав, что государственная регистрация права собственности на часть земельного участка противоречит законодательству. Однако, при этом собственник здания не лишается права, предусмотренного ст. 36 Земельного кодекса РФ, на заключение договора аренды учетной части земельного участка, занятой зданием и необходимой для его использования. Такой договор может быть заключен лишь после регистрации права собственности Российской Федерации на указанный земельный участок в целом.

Таким образом, Президиум ВАС РФ расширительно истолковал ст. 36 Земельного кодекса РФ, которая предусматривает возможность аренды или приватизации только земельного участка, но не его части.

Вполне вероятно, что высказанная Президиумом ФАС РФ позиция о возможности аренды части участка на практике будет применяться не только в отношении ст. 36 Земельного кодекса РФ, но и в отношении частей участков, находящихся в частной собственности, для строительства линейных объектов или для субаренды частей земельных участков.

ПЛЕНУМ ВАС РФ О ДОГОВОРАХ В ОТНОШЕНИИ БУДУЩЕЙ НЕДВИЖИМОСТИ

11 июля 2011 г Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принял постановление № 54 «О некоторых вопросах разрешения споров, возникающих из договоров по поводу недвижимости, которая будет создана или приобретена в будущем» (далее – Постановление). Ниже комментируются основные положения этого Постановления.

- ВАС РФ подтвердил возможность заключения договора купли-продажи недвижимого имущества, которое будет создано или приобретено продавцом в будущем. Также в Постановлении предусмотрена возможность заключения договора купли-продажи в отношении земельного участка, который еще не был сформирован. При этом для индивидуализации объектов недвижимости, которые будут созданы в будущем, возможно указать такие данные как их местонахождение, ориентировочная площадь и иные характеристики. Отметим, что ранее в большинстве случаев суды придерживались позиции о недопустимости продажи объекта недвижимости, который будет создан в будущем.

- Споры по предварительным договорам, когда продавец обязуется передать в будущем покупателю объект недвижимости, но при этом покупатель обязан до заключения основного договора уплатить полную цену имущества или ее существенную часть, подлежат рассмотрению судами в соответствии с положениями ГК РФ о договоре купли-продажи с предоплатой.

- ВАС РФ указал, что продавца по договору купли-продажи недвижимости, которая будет создана в будущем, нельзя понудить к созданию такой недвижимости. Однако если она уже была создана и право на нее зарегистрировано за продавцом, то возможно требовать передачи ее покупателю, а также регистрации перехода права собственности на указанную недвижимость.

- Согласно положениям Постановления, если не установлено иное, судам надлежит оценивать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства или реконструкции объектов недвижимости, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи. Следует отметить, что данное положение может существенно повлиять на порядок налогообложения участников инвестиционной деятельности. Напомним, что ранее в зависимости от конкретных обстоятельств сделки и формулировок инвестиционного контракта денежные средства, поступившие от участников инвестиционной деятельности (соинвесторов), рассматривались организатором строительства либо как целевые средства и не включались в налогооблагаемую базу по НДС и налогу на прибыль, либо как оплата за реализованные имущественные права на жилые/нежилые помещения, в этом случае налоговая база определялась как разница между затратами на приобретение соответствующих имущественных прав и выручкой от их реализации. Учитывая предложенную ВАС квалификацию договоров, связанных с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства, с большой долей вероятности при определении налоговых обязательств организатора строительства по НДС и налогу на прибыль налоговые органы не будут принимать во внимание целевой характер денежных средств, поступивших организатору строительства (за исключением договоров, заключенных в соответствии федеральным законом об участии в долевом строительстве), а равно не будут рассматривать их как оплату за реализованные имущественные права, т.е. налоговые органы будут определять налоговую базу организатора строительства по НДС и налогу на прибыль с учетом всех денежных средств, поступивших ему от других участников инвестиционной деятельности (при условии неприменимости льготы по НДС на реализацию жилых помещений). Хотя очевидно, что ВАС РФ ориентирует суды при любых сомнениях квалифицировать договоры, связанные с инвестиционной деятельностью в сфере финансирования строительства, как договоры купли-продажи будущей недвижимой вещи, в тоже время ВАС РФ прямо не исключает и иную гражданско-правовую квалификацию подобных договоров. В зависимости от того, насколько данное положение о возможности иной квалификации подобных договоров будет воспринято судами на практике, будет зависеть и возможность минимизировать перечисленные негативные налоговые последствия.

- Пленумом ВАС РФ также разъяснено, что в случаях, когда из условий договора усматривается, что каждая из сторон вносит вклады (передает земельный участок, вносит денежные средства, выполняет работы, поставляет строительные материалы и т.д.) с целью достижения общей цели, а именно создания объекта недвижимости, соответствующий договор должен быть квалифицирован как договор простого товарищества. На практике подобные договорные отношения оформлялись сторонами как путем заключения договора простого товарищества, так и путем заключения инвестиционного контракта (т.е. смешанного договора или договора не предусмотренного ГК РФ). При этом налоговые последствия, возникающие из договора простого товарищества, потенциально являются более обременительными по сравнению с налоговыми последствиями, возникающими из инвестиционного контракта.

Также ВАС РФ отметил, что положения Постановления не подлежат применению при рассмотрении споров, связанных с созданием недвижимого имущества в соответствии с федеральным законом об участии в долевом строительстве. Допустимые способы привлечении денежных средств граждан для строительства недвижимости по-прежнему ограничены теми, которые предусмотрены в названном законе.

И, наконец, о наиболее значимых законопроектах – прежде всего, опубликованных официально.

В первых числах сентября 2011 года Минздравсоцразвития России опубликовало свой законопроект «О защите здоровья населения от последствия потребления табака».

Основным пунктом законопроекта является запрет курения во всех ресторанах, кафе, барах, зданиях наземного и воздушного транспорта, на рабочих местах.

Вторым пунктом закона станет запрет продажи табачных изделий в торговых точках размером менее 50 кв. метров. Минздравсоцразвития России также предлагает повысить акцизы на табачные изделия на 50 процентов.



[1] Сервитут – один из видов вещного права, заключающийся в праве пользоваться в установленных пределах чужой вещью или ограничивать её собственника в определённом отношении (примечание - Goltsblat BLP)

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.