Обзор текущего законодательства.

23.09.2011

Промышленник России №9(130)/2011

Введение

Два первых летних месяца принесли немалый урожай, который предстоит еще убирать и разбирать юристам. В поле нашего зрения оказались самые различные документы.

Один из нормативных актов, включенных в настоящий обзор (постановление правительства Москвы) посвящен ограничению торговых надбавок на лекарственные препараты. Мы бы обратили внимание читателей на то, что он не во всем, с нашей точки зрения, соответствует федеральному законодательству.  

Два федеральных закона, отмеченных в обзоре, регулируют основы национальной платежной системы. Следует обратить внимание на определение этой системы, данное в законе, а также, в частности, на особенности регулирования платежей с использованием денежных средств абонентов операторов сотовой связи.

Еще одни федеральный закон должен в принципе облегчить положение лиц, обращающихся с заявлениями в государственные органы. Речь идет о принципе «одного окна». 

В июле был принят целый блок законов, уточняющих и изменяющих регулирование налоговых отношений. В частности, один из законов, посвященный вопросам так называемого трансфертного ценообразования, направлен на совершенствование принципов определения цен для целей налогообложения. Другим законом введены новые основания для восстановления НДС. Наши юристы постарались дать исчерпывающее описание этих актов, а также предвидеть некоторые их последствия. К данному блоку примыкает постановление президиума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросу досудебного обжалования решений, принимаемых по результатам налоговых проверок.

Наконец, главным – как мне кажется – событием лета в сфере законодательства стало принятие нового закона, ужесточающего требования к производству и обороту алкогольной продукции. Кто-то из юристов уже назвал эти поправки «маленькой тихой антиалкогольной революцией». Ну, не знаю, как насчет революции, но вот для производителей пива это скорее тихая контрреволюция.  Россияне более не смогут покупать алкоголь после 23 часов – причем не только крепкий, но также вино и пиво. Что касается последнего, то резко ужесточены и правила его рекламы. Приведет ли это к уменьшению его потребления?  Предположу, что по ночам пива действительно станут пить меньше. Правда, в основном его потребляют все-таки днем. Вообще же, что касается распространения жестких правил продажи крепкого спиртного на все напитки крепостью более 5%,  оно не кажется мне хорошо продуманным. Думаю, что внутри того сектора потребителей, которые  привыкли потреблять алкоголь и в принципе неотучаемы, более перспективным шагом было бы постепенное замещение крепкого алкоголя легким, в частности, винами.  А введенная мера совершенно неизбежно приведет к появлению нелегального алкоголя вне точек продажи – к поиску водки у таксистов, помните?

Впрочем, эта область законодательства будет еще корректироваться – тут сомнений нет.  Правда, надеемся, до внесения изменений в Конституцию по американскому образцу дело не дойдет.

Установление в г. Москве предельных оптовых надбавок на лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП).

В соответствии с принятыми и вступившими в силу поправками к Постановлению Правительства г.Москвы №163-ПП от 24.02.2010 г., на территории г. Москвы установлен, в том числе, предельный размер торговой надбавки к отпускной цене российского/иностранного производителя на лекарственные препараты, не включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов:

* которыми обеспечиваются отдельные категории граждан, имеющие право на государственную социальную помощь в виде набора социальных услуг в размере 20 процентов;

* которые поставляются лечебно-профилактическим учреждениям города Москвы в размере 15 процентов.

По мнению Goltsblat BLP, Постановление Правительства г.Москвы №163-ПП от 24.02.2010 г. (в ред. постановления Правительства Москвы от 26.04.2011 № 163-ПП) в части установления торговых надбавок к отпускным ценам на лекарственные препараты не включенные в перечень ЖНВЛП противоречит действующему федеральному законодательству. Одним из аргументов является отсутствие федерального закона, предусматривающего государственное регулирование торговых надбавок (наценок) к ценам на лекарственные препараты не включенные в перечень ЖНВЛП.

Существующая судебная практика на уровне Верховного суда РФ подтверждает данный вывод.

Существует ряд способов которые могут использовать участники фармацевтического рынка  в целях защиты своих прав и интересов, например:

* Обращение в Прокуратуру с запросом о проверке соответствия данного нормативного акта требованиям Федерального законодательства;

* Обращение в ФСТ с аналогичным вопросом (так как в ФЗ № 61 говорит о том, что именно эта служба проверяет соответствие актов субъектов федеральному законодательству);

* Обращение в суд с заявлением о признании недействительным нормативного акта.

Правовые и организационные основы национальной платежной системы

Приняты   федеральные законы, устанавливающие правовые основы национальной платежной системы

  • Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 161-ФЗ «О национальной платежной системе»;
  • Федеральный закон от 27 июня 2011 года № 162-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О национальной платежной системе».

Эти  законы вступают в силу 29 сентября 2011 г., хотя их значительная часть вступит в силу в более поздние сроки. Они устанавливают в российском законодательстве правовые и организационные основы национальной платежной системы, регулируют порядок оказания платежных услуг, в том числе осуществления перевода денежных средств, использования электронных средств платежа, деятельность субъектов национальной платежной системы, а также требования к организации и функционированию платежных систем, порядок надзора и наблюдения в национальной платежной системе.  Сама национальная платежная система определяется как совокупность операторов по переводу денежных средств (в том числе электронных), банковских платежных агентов (субагентов), платежных агентов, организаций федеральной почтовой связи, операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры. Указанные лица осуществляют переводы денежных средств и оказывают платежные услуги в порядке и на условиях, определенных названными и иными федеральными законами и принятыми в их исполнение актами Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти, а также Банка России.

В рамках национальной платежной системы допускаются переводы денежных средств как с открытием, так и без открытия банковского счета, в том числе с использованием электронных денежных средств, которые впервые становятся законным средством безналичных расчетов в России. Переводы электронных денежных средств осуществляются кредитными организациями (включая небанковские), обладающими специальной лицензией Банка России. Однако в отличие от кредитных организаций операторам электронных денежных средств запрещается осуществлять начисление процентов, а равно выплату иных вознаграждений клиентам по их остатку на счете.

Получателями и плательщиками электронных денег могут быть как граждане, так и юридические лица. При этом все платежные системы, действующие в России, обязаны обеспечить соответствие требованиям российских законов, в том числе утверждать по согласованию с Банком России правила платежной системы и изменения к ним, а также обеспечить соблюдение банковской тайны и организовать систему защиты информации (в том числе персональных данных).

В числе иных содержательных особенностей законов можно назвать следующие:

  • установлены нормативные требования, предъявляемые к субъектам платежной системы и механизмам взаимодействия между ними при оказании услуг клиентам;
  • определены критерии отнесения платежных систем к системно и социально значимым, а также специальные требования к осуществлению ими деятельности;
  • предусмотрено, что в целях обеспечения исполнения принятых обязательств перед клиентами и поддержания финансовой стабильности каждая из платежных систем должна утвердить организационную модель управления рисками в платежной системе, а также сформировать гарантийный фонд платежной системы;
  • вводится форма расчетов платежными требованиями с возможностью ее применения в целях перевода по требованию получателя средств (прямого дебетования), в том числе в сфере расчетов с использованием электронных денежных средств;
  • заложены основы регулирования платежей с использованием денежных средств абонентов операторов сотовой связи (мобильных платежей);
  • подробно регламентирована деятельность платежных агентов и субагентов.

Соответствующие изменения внесены в законы о банках и банковской деятельности, о Центральном банке, о противодействии легализации преступных доходов, о связи и другие.

Так, согласно изменениям в Налоговый кодекс РФ предусмотрены процедуры уведомления об открытии счетов электронных денежных средств и приостановления операций по таким счетам, взыскания налогов, сборов, пеней и штрафов за счет электронных денежных средств (в том числе в иностранной валюте), а также обязанности банков по предоставлению налоговым органам информации о таких счетах и корреспондирующая ответственность. В целом правовой режим счетов электронных денежных средств для целей налоговых отношений аналогичен порядку регулирования в отношении банковских счетов.


Новый законодательный порядок представления документов ("Одно окно").

Принят Федеральный закон от 1 июля 2011 года № 169-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее – Федеральный закон).

Федеральный закон официально опубликован в "Российской газете" 4 июля 2011 года, однако вступил в силу с 1 июля 2011 года (за исключением отдельных положений с иными сроками вступления в силу). Изменения внесены в более чем 70 российских законов. В особенности они коснулись Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг".

Суть изменений – во внедрении в российское законодательство принципа "одного окна" при подаче документов на получение, оформление, переоформление, прекращение согласований, регистраций, разрешений, лицензий и по другим обращениям, когда государственные и муниципальные органы сами запрашивают друг у друга имеющиеся у них необходимые документы.

Этот Федеральный закон облегчает положение заявителей, но, естественно, не освобождает их полностью от сбора и подготовки документов.

В связи с принятым Федеральным законом рекомендуем в вашей работе по указанным вопросам дополнительно сверяться в соответствующих законах с актуализированным порядком подготовки, представления и получения документации.

Кроме того, обращаем внимание, что в некоторых случаях изменены или иным образом изложены сами перечни соответствующей документации, что также может иметь важное значение для вашей практической работы.

Приведем один пример. Согласно изменениям в Федеральный закон "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства", если в составе ходатайства о предварительном согласовании сделки российский заявитель не представил в уполномоченный орган (ФАС России) документ из Единого государственного реестра юридических лиц (индивидуальных предпринимателей), то по межведомственному запросу уполномоченного органа (ФАС России) такие сведения ему предоставляет федеральный орган исполнительной власти, регистрирующий юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ФНС России).

Нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти подлежат приведению в соответствие с данным Федеральным законом в срок до 30 сентября 2011 года.

Позиция Президиума ВАС РФ по вопросу досудебного обжалования решений, принимаемых по результатам налоговых проверок

Опубликовано постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 18421/10, которым дано толкование порядка досудебного обжалования решений об отказе в возмещении НДС.

В рассматриваемом деле общество обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании частично недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС. При этом общество не обжаловало данное решение в административном порядке, полагая, что на решения об отказе в возмещении НДС данный порядок не распространяется.

Отказывая в удовлетворении заявленных налогоплательщиком требований, Президиум ВАС РФ указал, что решение об отказе полностью или частично в возмещении заявленной налогоплательщиком суммы налога и решение о частичном возмещении суммы налога как основанные на установленных в ходе налоговой проверки обстоятельствах могут быть обжалованы в суд только после рассмотрения вышестоящим налоговым органом соответствующей жалобы налогоплательщика и проверки его доводов и обстоятельств, явившихся основанием как для отказа в возмещении, так и для принятия решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности.

При этом Президиум ВАС РФ отметил, что довод общества о том, что оспариваемое решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость не относится к ненормативным правовым актам, по которым досудебный порядок обжалования является обязательным, противоречит нормам действующего законодательства.

Таким образом, Президиум ВАС РФ отошел от буквального прочтения соответствующих норм Налогового кодекса РФ, как и от сути позиции, отраженной в определении суда первой инстанции по данному делу, оставленном без изменения Президиумом ВАС РФ, которые свидетельствуют о необходимости обжалования в вышестоящем  налоговом органе только решений о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности. Согласно расширительному толкованию Президиума ВАС РФ, чтобы обратиться в суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа об отказе в возмещении НДС, налогоплательщик ранее должен соблюсти административный порядок обжалования в вышестоящем налоговом органе по крайней мере решения о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.

Учитывая неоднозначные формулировки рассматриваемого постановления Президиума ВАС РФ, полагаем целесообразным до суда обжаловать в вышестоящем налоговом органе как решение о привлечении (об отказе в привлечении) к налоговой ответственности, так и решение об отказе в возмещении НДС.

Новые правила о трансфертном ценообразовании

18 июля 2011 года был принят Федеральный закон  № 227-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения» (далее – Закон), который урегулировал вопросы так называемого трансфертного ценообразования.

Обращаем внимание на следующие ключевые положения Закона:

1. Вступление в силу и особенности применения: Закон вступает в силу с 1 января 2012 г. При этом штрафы по результатам корректировок не будут взиматься в отношении периодов до 2014 г., штраф в размере 20% будет взиматься в 2014-16 гг. и штраф в размере 40% будет взиматься только с 2017 г.

2. Взаимозависимые лица: Доля непосредственного или косвенного участия одной организации в другой организации, дающая основания для признания лиц взаимозависимыми, составляет 25%. При этом прямое или косвенное участие государства в российских организациях само по себе не является основанием для признания таких организаций взаимозависимыми. Также сохраняется право суда признать лиц взаимозависимыми по основаниям, прямо не предусмотренным в Законе.

3. Предмет сделок, подлежащих контролю: Положения Закона распространяются на сделки c товарами (работами, услугами), то есть можно сделать вывод, что Закон не распространяет свое действие на сделки с иными объектами гражданских прав (имущественными правами и т.п.). Не исключено, что данное положение впоследствии может быть скорректировано законодателем.

4. Интервал рыночных цен: Указание на 20% коридор, в рамках которого ранее допускалось колебание цены, примененной сторонами сделки, заменено на интервал рыночных цен.

5. Цены, признаваемые рыночными по умолчанию: Для целей налогообложения признаются рыночными:

  • государственные регулируемые цены (с определенными ограничениями);
  • цены, установленные в соответствии с предписаниями антимонопольных органов (с определенными ограничениями);
  • цены, установленные по результатам биржевых торгов;
  • цены, установленные оценщиком (в тех случаях, когда проведение оценки является обязательной по законодательству РФ);
  • цены, установленные соглашением о ценообразовании.

6. Налоговые проверки: Проверка соответствия цен, используемых налогоплательщиком по сделкам со взаимозависимыми лицами, рыночным ценам выделена в отдельный вид налоговых проверок, которая проводится по особым правилам. Процедура проведения проверки и принятия налоговым органом решения по ее результатам в целом схожа с таковыми по выездной/камеральной налоговой проверке (одним из отличий являются увеличенные в два раза сроки на проведение проверки, представление истребуемых документов и представление возражений по акту проверки).

8. Взыскание доначисленных налогов: При проведении налоговой проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами налоговый орган вправе проверить полноту уплаты налога на прибыль, НДФЛ (в отношении индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов), НДПИ и НДС (в случае если одна из сторон сделки не является плательщиком НДС). Взыскание налогов, доначисленных по результатам проверки в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, возможно только в судебном порядке.

9. Симметричные корректировки: Закон предусматривает возможность проведения симметричных корректировок для тех случаев, когда налоговый орган в ходе проверки одной из сторон контролируемых сделок установил несоответствие примененной цены в сделке со взаимозависимым лицом уровню рыночных цен. В этом случае вторая сторона контролируемой сделки вправе самостоятельно провести симметричные корректировки. Симметричные корректировки допускаются только в том случае, когда одной из сторон сделки, в отношении которой вынесено решение о доначислении налога по результатам корректировки, исполнено соответствующее решение налогового органа.

10. Соглашения о ценообразовании: Для крупнейших российских налогоплательщиков Закон также предусматривает возможность заключения с налоговыми органами соглашений о ценообразовании. В соглашении фиксируется порядок определения цен и (или) применения методов ценообразования в контролируемых сделках для целей налогообложения. Соответственно, заключение соглашения о ценообразовании освобождает налогоплательщика от обязанности доказывать соответствие примененных им цен по сделке со взаимозависимым лицом уровню рыночных цен. Соглашение о ценообразовании заключается на срок не более 3-х лет.

11. Переходные положения: Следует отметить, что положения статей 20 и 40 НК РФ сохраняют свою силу в отношении сделок, по которым доходы и (или) расходы признаны налогоплательщиком до вступления в силу Закона. Хотя первоначальная редакция Закона предусматривала издание Минфином РФ методических рекомендаций по применению Закона, итоговый текст Закона не содержит такого положения. Напомним, что Российская Федерация пока не является членом ОЭСР, и рекомендации ОЭСР по трансфертному ценообразованию не обязательны как для российских налоговых органов, так и судов. Таким образом, налогоплательщикам при принятии решений необходимо основываться на тексте Закона и сложившейся судебной практике, которая сохранят свою актуальность в отношении ряда положений нового Закона (например, предмет сделок, подлежащих контролю, иерархия применения методов и т.п.).

12. Спорные положения. Закон содержит ряд противоречивых положений. Например, в законе используется термин «общедоступные источники информации», при этом данное понятие никак не раскрывается. Это может привести к спорам о том, является ли конкретная информация полученной из общедоступных источников и, может ли такая информация быть использована при определении интервала рыночных цен. Закон выводит из числа контролируемых сделки, заключаемые между организациями, расположенными в одном субъекте РФ, при условии отсутствия убытков. Но остается неясным, будет ли действовать это положение в тех случаях, когда убыток будет заявлен одной из сторон такой сделки после ее исполнения, но в пределах одного налогового периода.

13. Первоочередные задачи: В связи с принятием Закона налогоплательщикам целесообразно предпринять следующие первоочередные шаги:

  • провести инвентаризацию сделок, которые могут быть признаны контролируемыми;
  • определить приемлемый метод определения рыночных цен на реализуемые организацией товары (работы, услуги);
  • определить источники информации, которые могут быть использованы для определения уровня рыночных цен;
  • определить интервал рыночных цен на реализуемые организацией товары (работы, услуги);
  • сопоставить интервал рыночных цен, удовлетворяющий требованиям Закона, с ценами, приемлемыми с точки зрения требований таможенных и (или) антимонопольных органов, а равно учитывающими требования отраслевого законодательства (например, цены на фармацевтические препараты).

Кроме того, вследствие невозможности прямого применения рекомендаций ОЭСР, а также различий в подходах, используемых в рекомендациях ОЭСР и российским законодателем, международным компаниям придется адаптировать свою корпоративную политику по трансфертному ценообразованию с учетом требований российского законодательства. К примеру, в ряде случаев Закон относит к контролируемым внешнеторговые сделки, заключенные между невзаимозависимыми лицами, что нехарактерно для законодательства большинства стран – членов ОЭСР; Закон не содержит положений о распределении внутригрупповых затрат (1) , что, напротив, характерно для большинства европейских стран; кроме того, в отличие от рекомендаций ОЭСР Закон предусматривает иерархию использования источников информации, необходимой для определения интервала рыночных цен, а также предусматривает возможность заключения соглашений о ценообразовании только для российских организаций.
__________________
(1) В настоящее время Государственная Дума приняла в первом чтении законопроект «О консолидированной группе налогоплательщиков», который предусматривает возможность создания консолидированной группы налогоплательщиков только для российских организаций при условии, что совокупная выручка от продажи и прочих доходов в целом по группе составляет не менее 100 млрд. руб., совокупная сумма налогов по группе не менее 15 млрд. руб., а стоимость активов по группе – не менее 300 млрд. руб., то есть, с учетом таких пороговых значений, использование консолидированной группы налогоплательщиков останется невозможным для большинства компаний.

Существенные изменения налогового кодекса РФ в отношении НДС и по другим вопросам

19 июля 2011 года  был принят Федеральный закон № 245-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах» (далее – Закон).

Закон вступает в силу 22 августа 2011 года, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу (по НДС – 1 октября 2011 г., по налогу на прибыль – 1 января 2012 г.), за исключением положений с иными сроками вступления в силу. При этом отдельные изменения в ст. 148 НК РФ распространяются на правоотношения, возникшие с 1 января 2011 г.

Обращаем внимание на следующие важные положения Закона:

Уточнены правила определения места реализации товаров (услуг, работ):

1. Местом реализации товаров признается территория РФ в случае отгрузки товаров и с иных территорий, находящихся под юрисдикцией РФ, а также в случае,  если товар находится на указанных территориях и не отгружается и не транспортируется (ст. 147 НК РФ).

2. Перечень услуг (работ), которые облагаются НДС по месту нахождения покупателя, дополнен аудиторскими услугами, а также применяется при передаче единиц сокращения выбросов (прав на единицы сокращения выбросов), полученных в рамках реализации проектов, направленных на сокращение антропогенных выбросов или на увеличение абсорбции поглотителями парниковых газов (пп. 4 п. 1 ст. 148 НК РФ).

3. В перечень услуг по перевозке, облагаемых НДС на территории РФ, включены услуги (работы) по перевозке, которые оказываются иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах, в случае если пункты отправления и назначения находятся на территории РФ (за исключением услуг по перевозке пассажиров и багажа, оказываемых иностранными лицами не через постоянное представительство) (пп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ).

4. Теперь услуги (работы), связанные с перевозкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита по территории РФ, признаются облагаемыми НДС на территории РФ при перевозке не только иностранных, но и иных товаров (пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ).

5. В состав услуг (работ), местом реализации которых признается территория РФ, включены новые виды услуг (работ):

  • услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа по территории РФ, оказываемые российскими организациями (пп. 4.2 п. 1 ст. 148 НК РФ);
  • услуги (работы) (по перечню, указанному в п. 2.1. ст. 148 НК РФ), выполняемые в целях геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья на участках недр, расположенных полностью или частично на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ.

Утвержден новый порядок выставления счетов-фактур и исчисления НДС при корректировке цены отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав):

6. При изменении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), в том числе в случае изменения цены и (или) уменьшения количества (объема) отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав), продавец выставляет покупателю корректировочный счет-фактуру (в соответствии с требованиями п. 5.2 ст. 169 НК РФ) не позднее 5-ти дней со дня составления документов, указанных в п. 10 ст. 272 НК РФ (договор, соглашение, иной первичный документ, подтверждающий согласие (факт уведомления) покупателя на изменение стоимости) (п. 3 ст. 168 НК РФ).

7. При этом при уменьшении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав):

  • у продавца подлежит вычету разница между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) до и после уменьшения стоимости. Вычет применяется не позднее трех лет с момента составления корректировочного счета-фактуры (п. 13 ст. 171, п. 10 ст. 172 НК РФ);
  • покупатель должен восстановить НДС в размере разницы между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) до и после уменьшения стоимости (п. 10 ст. 172 НК РФ).

8. При увеличении стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав):

  • продавец учитывает изменение налоговой базы за налоговый период, в котором осуществлена отгрузка соответствующих товаров (работ, услуг, имущественных прав) (п. 10 ст. 154 НК РФ);
  • у покупателя подлежит вычету разница между суммами НДС, исчисленными исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг, имущественных прав) до и после увеличения (п. 13 ст. 171 НК РФ).

Введены новые основания для восстановления НДС:

9. Основанием для восстановления НДС, ранее принятого к вычету, теперь является использование товаров (работ, услуг, имущественных прав) для операций по реализации товаров на экспорт. Восстановление НДС производится в налоговом периоде, в котором осуществлена отгрузка товаров на экспорт. Восстановленные суммы НДС подлежат вычету в налоговом периоде, на который приходится момент определения налоговой базы по экспортным операциям в соответствии со ст. 167 НК РФ (последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных в ст. 165 НК РФ) (п. 5 ст. 170 НК РФ).

10. Восстановлению подлежат вычеты НДС в размере, ранее принятом к вычету в случае получения налогоплательщиком субсидий из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретенных товаров (работ, услуг) с учетом НДС, а также на возмещение затрат по уплате НДС при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся по ее юрисдикцией. Суммы НДС, подлежащие восстановлению, не включаются в стоимость товаров, а учитываются в составе прочих расходов по ст. 264 НК РФ (п. 6 ст. 170 НК РФ).

11. Предусмотрена обязанность налогоплательщика восстановить НДС по товарам (работам, услугам), приобретенным для выполнения строительно-монтажных работ, проводимых при модернизации (реконструкции) объектов недвижимости, в результате которой изменяется первоначальная стоимость объекта. Суммы НДС подлежат восстановлению в случае, если указанные объекты недвижимости в дальнейшем используются для осуществления операций, указанных в п. 2 ст. 170 НК РФ. Кроме того, вводятся изменения в алгоритм расчета суммы НДС, подлежащей восстановлению в указанном случае (п. 6 ст. 171 НК РФ).

Предусмотрены новые основания для вычета НДС, предъявленного подрядными организациями:

12. Предусмотрена возможность применения вычета НДС, предъявленного налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками), при проведении ими ликвидации основных средств, разборке и демонтаже основных средств.

Решен вопрос о порядке определения налоговой базы по НДС при уступке денежного требования первоначальным кредитором:

13. Налоговая база при уступке первоначальным кредитором денежного требования, вытекающего из договора реализации товаров (работ, услуг), определяется как сумма превышения суммы дохода, полученного первоначальным кредитором при уступке, над размером денежного требования, права по которому уступлены (п. 1 ст. 155 НК РФ).

Урегулировано применение ставки 0% НДС по перевозкам железнодорожным транспортом в Таможенном союзе (ТС):

14. В ст. 164 НК РФ введен новый пункт 9.1, согласно которому по ставке 0% облагаются работы (услуги), выполняемые российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте по:

  • перевозке товаров, вывозимых с территории РФ на территорию государства – члена ТС, а также работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, стоимость которых указана в перевозочных документах;
  • перевозке товаров, перемещаемых через территорию РФ с территории иностранного государства, не являющегося членом ТС (в том числе через территорию ТС), или с территории государства – члена ТС на территорию другого государства, в том числе являющегося членом ТС, а также работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, стоимость которых указана в перевозочных документах.

15. При этом для подтверждения применения ставки 0% и налоговых вычетов по указанным услугам (работам) в налоговые органы представляется реестр перевозочных документов с указанием в нем даты реализации работ (услуг), их стоимости, наименований или кодов государств отправления товаров, наименований или кодов входных и выходных российских пограничных и (или) припортовых железнодорожных станций, наименований или кодов государств назначения товаров (пп. 5.1 ст. 165 НК РФ).

Изменен перечень документов, подтверждающих экспорт:

16. Из состава документов, подтверждающих ставку 0% при экспорте, исключена банковская выписка, подтверждающая поступление на счет налогоплательщика выручки от реализации экспортируемого товара иностранному лицу (соответствующие пункты ст. 165 НК РФ признаны утратившими силу).

Решен вопрос о НДС по суммовым разницам:

17. В несколько статей главы 21 НК РФ внесены изменения, предусматривающие, что налоговая база по НДС, сформированная на дату отгрузки, а также вычеты НДС не корректируются на суммовые разницы. При этом суммовые разницы в части НДС, возникающие у продавца при последующей оплате, учитываются в составе внереализационных доходов (ст. 250 НК РФ) или внереализационных расходов (ст. 265 НК РФ) (п.п. 3,4 ст. 153 НК РФ, п. 1 ст. 172 НК РФ). Данное нововведение вносит неясность относительно порядка определения налоговой базы в случае, если по договору производится предоплата и при этом в договоре зафиксирован курс иностранной валюты.

Правила размещения государственных и муниципальных заказов на отдельные виды товаров из иностранных государств

На основании ст. 13 Федерального закона от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» принят приказ Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 мая 2011 г. № 217 «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей размещения заказов на поставки товаров для нужд заказчиков» (далее – Приказ), который вступил в силу 10 июля 2011 года и утратит силу 31 декабря 2011 года.

Приказ определяет особенности допуска следующих категорий иностранных товаров для целей размещения государственных и муниципальных заказов: живых животных, текстильных изделий, одежды, мехов, кожи и изделий из них, обуви, лекарственных препаратов и другой продукции химического синтеза, оборудования и аппаратуры для радио, телевидения и связи, медицинской аппаратуры, средств измерений, фото- и киноаппаратуры, часов, автомобилей, иных транспортных средств, гаражного оборудования.

Приказом установлено, что участникам конкурса или аукциона по размещению заказа, предлагающим поставку указанных товаров российского происхождения (или определенных товаров белорусского происхождения), предоставляются преференции по цене контракта в размере 15 процентов в следующем порядке:

  • при проведении конкурса оценка заявок участников, предлагающих указанные иностранные товары, по критерию «цена контракта» производится с повышающим 15-процентным коэффициентом к предложенной в заявке цене контракта;
  • при проведении аукциона, если победителем аукциона предлагаются указанные иностранные товары, контракт заключается по цене, предложенной победителем аукциона и сниженной на 15 процентов.
    Правила о 15-процентной преференции при размещении заказов не применяются, если:
  • в рамках одного конкурса, аукциона (лота) приобретается несколько видов товаров (работ, услуг), часть из которых не указана в Приказе;
  • конкурс или аукцион признан несостоявшимся и заказчик размещает заказ у единственного поставщика;
  • в заявках на участие в конкурсе или аукционе нет предложений о поставке товаров российского происхождения.

Приказом также дана рекомендация государственным и муниципальным заказчикам устанавливать в документации о конкурсе, аукционе:

  • требование об указании участником в своей заявке страны происхождения поставляемого товара (в противном случае участник не допускается к конкурсу, аукциону);
  • положение об ответственности участника размещения заказа за достоверность представляемых в его заявке сведений о стране происхождения товара.


Особый порядок закупок товаров, работ, услуг некоторыми видами юридических лиц

18 июля 2011 года принят Федеральный закон  № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон), который вступает в силу с 1 января 2012 года.

Закон устанавливает основные принципы и требования к закупке товаров, работ, услуг для следующих видов юридических лиц:

  • государственных корпораций, государственных компаний;
  • субъектов естественных монополий, организаций регулируемых видов деятельности (по электро-, газо-, тепло-, водоснабжению и т.п.);
  • государственных и муниципальных унитарных предприятий;
  • автономных учреждений;
  • хозяйственных обществ с долей РФ, субъекта РФ, муниципального образования в совокупности более 50%;
  • дочерних хозяйственных обществ указанных выше видов юридических лиц, имеющих в них долю в совокупности более 50%;
  • дочерних хозяйственных обществ указанных выше дочерних хозяйственных обществ, имеющих в них долю в совокупности более 50%.

К основным положениям Закона можно отнести следующие:

  • Каждое упомянутое выше юридическое лицо (заказчик) обязано решением своего указанного в Законе органа утвердить положение о закупке, разместить его на официальном Интернет-сайте www.zakupki.gov.ru и с 1 июля 2012 г. (для некоторых лиц – в более поздние сроки) осуществлять свою закупочную деятельность в соответствии с ним.
  • Положение о закупке должно содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения закупки (включая способы закупки – конкурс, аукцион, иные), порядок заключения и исполнения договоров и др. Закупка осуществляется на основе принципов равноправия, отсутствия необоснованных ограничений и неизмеряемых требований к участникам закупки. Доступ к информации о закупке должен осуществляться без взимания платы.
  • Правительство РФ вправе определять в отношении отдельных видов товаров, работ, услуг: перечень для закупки в электронной форме, приоритет закупки по российскому происхождению, особенности закупки субъектами малого и среднего предпринимательства, неразмещение сведений на официальном Интернет-сайте.
  • Заказчики размещают на официальном Интернет-сайте план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее 1 года. План закупки инновационной продукции, высокотехнологичной продукции, лекарственных средств с 1 января 2015 г. размещается на период от 5 до 7 лет.
  • Заказчики вправе не размещать на официальном Интернет-сайте сведения о закупке на сумму не выше 100 тыс. руб. (заказчики с годовой выручкой более 5 млрд. руб. – о закупке на сумму не выше 500 тыс. руб.).
  • Заказчики обязаны ежемесячно размещать на официальном Интернет-сайте сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных по результатам закупок (в том числе у единственного поставщика либо даже если сведения о таких закупках составляют государственную тайну или по решению Правительства РФ не размещались на официальном Интернет-сайте).
  • Сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения договоров, а также о поставщиках, с которыми по решению суда расторгнуты договоры по причине допущения существенных нарушений, включаются в реестр недобросовестных поставщиков, что может препятствовать участию таких лиц в закупках в будущем.
  • Ряд нарушений Закона при организации и проведении закупок может быть обжалован участниками закупок в антимонопольный орган. Участник закупки также вправе обжаловать действия (бездействие) заказчика в судебном порядке.

Закон направлен на эффективное использование денежных средств заказчиками, развитие добросовестной конкуренции, обеспечение гласности и прозрачности закупок. С учетом сходства цели данного Закона с Федеральным законом от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ рассматриваемым Законом определено, что если заказчик в установленные сроки не принял и не разместил положение о закупке, то при осуществлении закупок он обязан руководствоваться положениями указанного Федерального закона до дня размещения положения о закупке.

Совершенствование правовой защиты персональных данных

25 июля 2011 года  принят  Федеральный закон № 261-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О персональных данных», который вступил в силу с 27 июля 2011 г. и распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июля 2011 г.

Данным законом предусмотрены существенные изменения, в том числе:

  • Уточнены основные понятия в области персональных данных и принципы обработки персональных данных.
  • Введены условия, которые оператор обязан соблюдать при поручении обработки персональных данных другому лицу. Так, для этого необходимо получить согласие субъекта персональных данных, между оператором и таким другим лицом должен быть заключен соответствующий договор, содержащий обязанность лица соблюдать конфиденциальность персональных данных и обеспечивать их безопасность при обработке, а также требования к защите персональных данных. При этом лицо, осуществляющее обработку персональных данных по поручению оператора, не обязано получать согласие субъекта на обработку его персональных данных. Ответственность перед субъектом персональных данных продолжает нести оператор.
  • Субъекту персональных данных или его представителю предоставлена возможность давать свое согласие на обработку персональных данных в любой форме, позволяющей подтвердить факт получения такого согласия.
  • Более подробно урегулирован порядок трансграничной передачи персональных данных. При этом указанный порядок зависит от того, являются ли иностранные государства сторонами Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных. Кроме того, уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных утверждает перечень государств, не являющихся участниками названной Конвенции, однако обеспечивающих адекватную защиту прав субъектов персональных данных.
  • Вводятся новые требования к запросу субъекта персональных данных на доступ к его персональным данным. Помимо данных о документе, удостоверяющем личность субъекта персональных данных, запрос должен содержать сведения, подтверждающие участие этого субъекта в отношениях с оператором (номер договора, дата заключения договора, условное словесное обозначение и (или) иные сведения), либо сведения, иным образом подтверждающие факт обработки персональных данных оператором, подпись субъекта персональных данных или его представителя.
  • Указаны новые случаи, при которых право субъекта на доступ к его персональным данным может быть ограничено: обработка персональных данных осуществляется в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма; обработка персональных данных осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством РФ о транспортной безопасности.
  • Устанавливаются меры, направленные на обеспечение выполнения оператором возложенных на него обязанностей. При этом в законе указано, что состав и перечень данных мер определяется оператором самостоятельно. К таким мерам, в частности, могут относиться назначение лица, ответственного за организацию обработки персональных данных, издание локальных нормативных актов и иных документов по вопросам обработки персональных данных, осуществление внутреннего контроля обработки персональных данных и др.
  • Введено понятие уровней защиты персональных данных при их обработке в информационных системах, которые зависят от возможного вреда субъекту персональных данных, объема и содержания обрабатываемых данных и вида деятельности, при осуществлении которой они обрабатываются. При этом определено, что уровни защиты, а также требования к защите персональных данных и к материальным носителям биометрических персональных данных устанавливаются Правительством РФ.
  • Для работодателя, являющегося юридическим лицом, обязательным является назначение лица, ответственного за организацию обработки персональных данных. Указанное лицо подчиняется указаниям исполнительного органа юридического лица и подотчетно ему.
  • На лицо, ответственное за организацию обработки персональных данных, возлагается обязанность осуществлять внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками законодательства о персональных данных, доводить до сведения работников положения законодательства, регулирующего данные вопросы, организовывать прием и обработку обращений и запросов субъектов персональных данных.
  • Закреплено положение, в соответствии с которым гражданин, права которого нарушены при обработке персональных данных, имеет право требовать возмещения морального вреда, при этом такая компенсация производится независимо от возмещения имущественного вреда и понесенных субъектом персональных данных убытков.
  • Помимо федеральных и региональных органов государственной власти правом принимать нормативные правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных, наделены Банк России и органы местного самоуправления.

Россия ратифицировала соглашение о единых принципах и правилах конкуренции

11 июля 2011 года  принят Федеральный закон № 185-ФЗ «О ратификации Соглашения о единых принципах и правилах конкуренции».

Cоглашение подписано Белоруссией, Казахстаном, Россией (далее – Стороны) 9 декабря 2010 г. Его целью является формирование Сторонами единой конкурентной политики для обеспечения свободного перемещения товаров, услуг, капитала, свободы экономической деятельности, эффективной работы товарных рынков на территории Таможенного союза, недопущения негативного воздействия на взаимную торговлю Сторон.

Соглашение устанавливает единые принципы и правила конкуренции на территории Сторон и для их хозяйствующих субъектов на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон. Критерии отнесения рынка к трансграничному для определения компетенции Комиссии Таможенного союза будут установлены решением Межгосударственного совета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) в течение 6 месяцев после вступления в силу Соглашения.

Единые принципы и правила конкуренции, в частности, предусматривают:

  • недопустимость антиконкурентных действий органов власти (заключения соглашений, направленных на недопущение, ограничение или устранение конкуренции; предоставления государственных или муниципальных преференций, кроме случаев, предусмотренных законодательством Сторон);
  • запрет на ограничивающие конкуренцию соглашения (по исчерпывающему перечню) между хозяйствующими субъектами-конкурентами, на вертикальные соглашения (за исключением допустимых по Соглашению; при этом в рамках вертикального соглашения можно устанавливать максимальную цену перепродажи товара), а также на иные соглашения, если они приводят или могут привести к ограничению конкуренции (такие соглашения могут быть признаны допустимыми при выполнении ряда условий Соглашения);
  • запрет физическим лицам, коммерческим и некоммерческим организациям координировать экономическую деятельность хозяйствующих субъектов;
  • запрет на злоупотребление хозяйствующими субъектами доминирующим положением (доминирующее положение устанавливается в соответствии с Методикой оценки состояния конкуренции, утверждаемой Комиссией Таможенного союза);
  • запрет на недобросовестную конкуренцию;
  • возможность государственного ценового регулирования на товарных рынках, не находящихся в состоянии естественной монополии, в исключительных случаях (чрезвычайные ситуации, стихийные бедствия и т.д.) по решению Стороны, которое может быть отменено решением Комиссии Таможенного союза по жалобе любой другой Стороны.

Комиссия Таможенного союза может принять решение о наложении штрафа за нарушение правил конкуренции на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон. Такое решение является исполнительным документом и подлежит исполнению национальными органами принудительного исполнения актов Стороны, на территории которой зарегистрирован хозяйствующий субъект-нарушитель.

Соглашение устанавливает существенные штрафные санкции для должностных лиц и юридических лиц за следующие нарушения правил конкуренции:

  • заключение хозяйствующим субъектом недопустимого антиконкурентного соглашения, а равно участие в нем;
  • недопустимая координация экономической деятельности хозяйствующих субъектов;
  • злоупотребление доминирующим положением;
  • непредставление в Комиссию Таможенного союза или уполномоченный орган Стороны предусмотренных Соглашением сведений, а равно представление заведомо недостоверных сведений (по этому нарушению штраф предусмотрен и для граждан).

Соглашением установлено, что уполномоченным органом в сфере контроля за соблюдением единых принципов и правил конкуренции единого экономического пространства является Комиссия Таможенного союза. Она будет осуществлять пресечение нарушений хозяйствующими субъектами Сторон установленных Соглашением запретов, если такие нарушения негативно влияют на конкуренцию на трансграничных рынках на территории двух и более Сторон. Определены соответствующие полномочия Комиссии (по рассмотрению заявлений, включая проведение необходимых расследований, возбуждению и рассмотрению дел о нарушениях, вынесению определений и принятию обязательных решений, в том числе о применении санкций, и другие).
Акты, действия (бездействия) Комиссии Таможенного союза в сфере конкуренции оспариваются в Суде ЕврАзЭС в порядке, предусмотренном Статутом Суда ЕврАзЭС и Соглашением об обращении в Суд ЕврАзЭС по спорам в рамках Таможенного союза.

Предусмотрены приведение законодательства Сторон в соответствие с едиными принципами и правилами конкуренции, установленными Соглашением, и разработка и принятие модельного закона о конкуренции в срок не более 18 месяцев с момента вступления в силу Соглашения.

Соглашение вступит в силу со дня получения депозитарием последнего уведомления о выполнении Сторонами внутригосударственных процедур, необходимых для его вступления в силу.


Изменены требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в российской федерации

18 июля 2011 года принят Федеральный закон № 218-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе» (далее – Закон), который вступает в силу с 22 июля 2011 года, кроме целого ряда положений, вступающих в силу в более поздние сроки.

Закон, на разработку которого ушло более двух лет, призван ужесточить регулирование в алкогольной отрасли. В то же время, законодатель видел свою задачу в том, чтобы создать более прозрачные механизмы государственного контроля за деятельностью субъектов алкогольного рынка, в том числе посредством государственного надзора и лицензионного контроля за соблюдением обязательных требований к этиловому спирту, алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Закон относит к алкогольной продукции спиртные напитки с содержанием спирта 0,5% и более. Пиво также отнесено к алкогольной продукции. Правительство РФ должно до 5 июля 2012 г. установить перечень пищевой продукции, не относящейся к алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5%.
Отныне реклама алкогольной продукции крепостью более 5% разрешается только в печатных изданиях (кроме первой и последней страниц газет, журналов), стационарных торговых объектах, в которых осуществляется розничная продажа алкогольной продукции, и сети «Интернет». Указанное ограничение в полной мере распространяется на рекламу пива.

Предприятиям торговли запрещается продажа всей алкогольной продукции, включая пиво, после 23 часов и до 8 часов местного времени, за исключением продажи при оказании услуг общественного питания. Субъекты РФ имеют право установить дополнительное ограничение времени и мест продажи такой продукции вплоть до полного запрета. Временно, до 1 января 2013 г. в ночное время разрешается реализация пива и напитков на его основе с содержанием спирта до 5% в нестационарных торговых объектах.

Вводятся жесткие требования к перечню субъектов торговой деятельности, имеющих право на реализацию алкогольной продукции, а также к торговым площадям. Организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны иметь для этого в собственности, хозяйственном ведении, оперативном управлении или в аренде по договору на срок один год и более стационарные торговые объекты и складские помещения общей площадью не менее 50 кв. метров (25 кв. метров в сельских поселениях), а также контрольно-кассовую технику. Требования по размеру помещений не распространяются на розничных продавцов пива и пивных напитков.

В соответствии с Законом лицензированию подлежат любые виды деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением производства и оборота этилового спирта по фармакопейным статьям, пива и пивных напитков, розничной продажи спиртосодержащей продукции, закупки спирта и алкогольной продукции в целях использования их в качестве сырья или в технических целях. Перевозки этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25% подлежат лицензированию с 1 июля 2012 года. Перечень требований к соискателям соответствующих лицензий существенно расширен за счет увеличения числа документов, представляемых в лицензирующий орган.

Кроме того, срок рассмотрения вопроса о продлении лицензии увеличивается с 15 до 30 дней, заявление о продлении ранее выданной лицензии должно быть подано не менее чем за 90 дней до истечения срока лицензии. Вводится норма о досудебном аннулировании лицензии решением уполномоченного государственного органа.

Производителям алкогольной продукции предписывается производить расчет, а также неукоснительно соблюдать нормы минимального использования мощности основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта (производственной мощности). В случае невозможности соблюдения таких минимальных норм производитель алкогольной продукции обязан направить письменное уведомление в лицензирующий орган о приостановлении использования основного технологического оборудования с указанием даты приостановления.

Вводится запрет на производство алкогольной продукции обособленным подразделением организации, использующим основное технологическое оборудование для производства этилового спирта. Также не допускается производство этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, если объем такого производства не соответствует норме минимального использования производственной мощности, установленной Правительством РФ.

Закупка (за исключением импорта) и поставка (за исключением экспорта) этилового спирта и/или дистиллята коньячного (спирта коньячного) должны осуществляться при условии представления извещения об уплате (или об освобождении от уплаты) авансового платежа акциза в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах.

Следует отметить, что в окончательную редакцию Закона не вошли, в частности, положения об обязанности производителя наносить на этикетку алкогольной продукции надпись о вреде алкоголя, занимающую не менее 20% площади этикетки, а также об обязательном выделении полочного пространства для алкогольной продукции локального производства и квотировании на ввоз неместной продукции.

Действие Закона не распространяется на обращение лекарственных средств, ветеринарных препаратов, парфюмерно-косметической продукции, содержащих этиловый спирт и прошедших государственную регистрацию.

Наконец, мы хотели бы обратить внимание и на законопроектную работу – на некоторые конкретные документы, который могут в ближайшее время быть внесены в Государственную Думу.

Новая редакция законопроекта о консолидированной группе налогоплательщиков

На официальном сайте Министерства финансов Российской Федерации по адресу http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?id4=13211 размещена новая редакция проекта федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с созданием консолидированной группы налогоплательщиков», ранее принятого Государственной Думой в 1-м чтении. Данная редакция подготовлена Минфином РФ по результатам широкого обсуждения с целью ее использования для подготовки поправок к 2-му чтению законопроекта в Государственной Думе.

Основная концепция законопроекта не претерпела кардинальных изменений, принципиально модифицирован лишь подход к механизму определения общей налоговой базы по налогу на прибыль консолидированной группы. Согласно новой редакции налоговая база определяется как разница между совокупной суммой всех доходов и расходов участников группы, в то время как в предыдущей версии законопроекта из налоговой базы исключались доходы и расходы по сделкам между ее участниками. Также изъяты нормы об особом порядке исчисления амортизации консолидированной группой.

При доработке текста были внесены некоторые иные содержательные уточнения, а также технические правки. Так, скорректирован перечень требований к участникам консолидированной группы налогоплательщиков, более полно описаны состав группы и распределение прав и обязанностей между ее участниками, в том числе во взаимоотношениях с налоговыми органами.

Ключевые положения новой редакции законопроекта можно суммировать следующим образом:

1. Консолидированная группа налогоплательщиков не является юридическим лицом и образуется на основании договора о консолидации, который заключается между участниками не менее чем на два года и подлежит регистрации в налоговом органе. Такой договор регулируется законодательством о налогах и сборах, а в неурегулированной части – гражданским законодательством и может быть оспорен заинтересованными сторонами в случае его несоответствия закону (например, в отсутствие необходимых корпоративных одобрений).

2. Консолидированную группу налогоплательщиков могут образовать российские организации, удовлетворяющие следующим критериям в отношении каждого отдельного участника:

  • доля прямого или косвенного участия такого участника или любого другого участника этой консолидированной группы в отношении каждого отдельного участника группы составляет не менее 90%;
  • организация является налогоплательщиком по налогу на прибыль и не применяет освобождение от обязанностей налогоплательщика либо ставку 0% по налогу на прибыль как осуществляющая образовательную или медицинскую деятельность;
  • организация не является участником иной консолидированной группы, резидентом ОЭЗ, плательщиком налога на игорный бизнес, клиринговой организацией и не использует специальный налоговый режим;
  • организация не находится в процессе реорганизации, ликвидации либо процедуре банкротства;
  • размер чистых активов превышает размер уставного капитала;
  • если совокупные показатели по всем участникам за предшествующий год соответствуют следующим значениям:
    • 15 млрд. рублей по сумме уплаченных налога на прибыль, НДС, акцизов и НДПИ (кроме налогов, уплаченных в связи с перемещением товаров через границу РФ);
    • 100 млрд. рублей по выручке от продаж и прочих доходов;
    • 300 млрд. рублей по стоимости активов согласно бухгалтерской отчетности (в предыдущей редакции – 1 трлн. рублей).

3. Банки, страховые организации, негосударственные пенсионные фонды, профессиональные участники рынка ценных бумаг могут быть участниками консолидированной группы только совместно с другими организациями, имеющими такой же статус (соответственно, банк, страховая организация и т.п.).

4. Законопроект предусматривает возможность консолидации только для целей налога на прибыль, иные налоги уплачиваются участниками самостоятельно. Также правила о консолидации не распространяются на порядок исчисления, уплаты и подачи отчетности по налогу на прибыль по ставкам, отличным от общей налоговой ставки в 20% (например, по дивидендам), а также по налогу на доходы иностранных организаций, удерживаемому у источника.

5. Законопроект не позволяет учесть для целей определения налоговой базы предконсолидационные убытки участников, однако они могут быть учтены соответствующим участником после выхода из консолидированной группы на основании общих правил Налогового кодекса РФ.

6. Распределение общей суммы налога на прибыль между участниками производится по критериям, установленным для распределения прибыли между обособленными подразделениями (численность работников (расходы на оплату труда), остаточная стоимость амортизируемого имущества). Лимиты на вычет нормируемых расходов, привязанные к показателям налогоплательщика, исчисляются по каждому соответствующему участнику отдельно (например, по рекламным, представительским расходам).

7. От имени консолидированной группы налогоплательщиков действует ответственный участник, который является уполномоченным представителем участников консолидированной группы на основании закона и исполняет права и обязанности группы как налогоплательщика, в том числе по уплате налога, подаче налоговой отчетности, взаимодействию с налоговыми органами при проведении проверок. При этом участники налоговой консолидации сохраняют право самостоятельно участвовать в процедуре проведения налоговой проверки, представлять документы в налоговые органы по их запросам, обжаловать вынесенные в отношении них решения по итогам проверок. Отдельно предусматривается, что ряд важных полномочий в отношении деятельности группы ответственный участник несет и после прекращения договора о консолидации.

8. Каждый участник консолидированной группы обязан вести налоговый учет по общим правилам налогового законодательства и предоставлять ответственному участнику необходимые сведения. За сообщение недостоверных данных или несообщение данных, приведшее к неуплате налога, устанавливается ответственность, аналогичная установленной в статье 122 Налогового кодекса РФ ответственности за неуплату налога.

9. Предусмотрен особый порядок взыскания неуплаченных сумм налога с консолидированной группы, а также приостановления операций по счетам. В случае неуплаты налогов налоговые органы могут, согласно установленной очередности, обращать взыскание на денежные средства на счетах и имущество ответственного участника, а в случае их недостаточности – на денежные средства и имущество любого из участников, которые в таком случае приобретают регрессное требование к ответственному участнику.

10. Установлены также особенности налогового контроля в отношении консолидированной группы. В частности, может проводиться только совместная выездная налоговая проверка всех участников консолидированной группы, при этом в отношении отдельного участника такая проверка может проходить параллельно с выездной проверкой по иным налогам. Предусматриваются увеличенные вдвое по сравнению с обычной процедурой сроки проведения выездной налоговой проверки (до 1 года), сроки на представление запрошенных документов, возражений на акт проверки, а также на вступление в силу решения по итогам проверки и прочие.

11. Планируемая дата вступления закона в силу – 1 января 2012 года. 

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.