Смогут ли МЭР и ФАС договориться о правилах госзакупок?

19.09.2011

В начале сентября были опубликованы два проекта изменений действующего законодательства о госзакупках — Мин­экономразвития (МЭР) и Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Возникла и продолжается полемика — чей проект лучше. В чем расхождения?

Вкратце основная цель реформы госзаказа — сделать закупки более прозрачными и эффективными. Система госзакупок должна стать более открытой для общества, будут публиковаться данные не только о текущих процедурах размещения заказа, но и о планировании заказа и итогах исполнения госконтрактов. В этом оба ведомства едины.

Отличие версии МЭР — в реализации программы общественного контроля в сфере госзаказа. Предложено наделить контрольными полномочиями общественные объединения и специальный Совет по федеральной контрактной системе («общественная палата» в госзакупках). Они смогут не только обсуждать и предлагать решения для развития контрактной системы, что и сейчас можно реализовывать через обращения к госорганам и депутатам, но и контролировать проведение заказа и исполнение контрактов отдельными заказчиками. Это, безусловно, увеличивает уровень открытости системы госзакупок, но при этом возникает вопрос об обоснованности и пределах вмешательства общественности в дела бизнеса, ведь конкретная закупка — это бизнес-сделка между государством и конкретным предпринимателем. Нужно найти компромисс между открытостью системы и стабильностью оборота с участием государства.

Основными средствами повышения эффективности госзакупок являются улучшение администрирования госзаказа, разработка наиболее действенных рыночных механизмов взаимодействия с поставщиками и гибких правил для инновационных проектов. В администрировании подходы ведомств в целом совпадают — нужно лучше планировать и контролировать заказ, нужна концентрация профессионалов госзаказа в специальных государственных органах и их подразделениях. Проблемы решаются чисто бюрократическим методом: в ведомствах создаются дополнительные штатные единицы для планирования, размещения и контроля заказа.

Эффективность этих мер полностью зависит от «человеческого материала». Сейчас чиновники также разрабатывают планы закупок, только делается это в рамках подготовки бюджета и программ развития (целевые программы). Контролеров уже немало — есть вышестоящие министерства и ведомства, ФАС, Счетная палата, правоохранительные органы. Предлагаемые МЭР и ФАС системы лучше структурированы, но на деле никакого эффекта не будет без добросовестного выполнения самими чиновниками существующих правил. Если сейчас не работают нормы о персональной ответственности чиновника за результаты размещения госзаказа, то не помогут никакие заклинания об ответственности, записанные в закон.

Предлагаемые рыночные механизмы взаимодействия с поставщиками: ФАС традиционно считает основным инструментом размещения заказа электронный аукцион с единственным оцениваемым параметром — ценой. МЭР делает ставку на конкурсные процедуры, в которых заказчик, оценивая предложения потенциальных поставщиков, принимает в расчет не только цену, но и иные параметры (особые качества, объем гарантий и т.п.). Это расхождение скорее тактического, нежели стратегического характера. Оба проекта предполагают использование разных процедур для разных товаров и отраслей экономики. Особенность позиции каждого ведомства в том, какую процедуру использовать в первую очередь.

Вариант МЭР более рыночный, так как заказчику предоставляется больше возможностей выбирать из предложенных вариантов наилучший, пусть не только по цене, а с учетом субъективных соображений. Позиция ФАС заключается в том, чтобы исключить неадминистрируемые субъективные оценки в госзаказе, но это не позволяет учесть в полной мере потребности заказчика. Представьте покупателя, который пришел в магазин и покупает только самые дешевые товары, хотя имеет средства купить товары более дорогие и лучшего качества. В реальной экономике эффективность любого контракта зависит прежде всего от того, насколько в этом контракте реализованы интересы каждой стороны. Поэтому позиция МЭР более соответствует цели полного обеспечения потребностей госзаказчиков.

В части «модернизационных» статей проектов есть расхождения похожего свойства. ФАС предлагает детальное регулирование самого сложного компонента — закупок в области научных исследований, основанное на «объективных» критериях оценки инновационных проектов (цена и предыдущий опыт). Оценку будет проводить коллегия экспертов, но насколько реально объективное сопоставление качеств двух различных творческих решений — не ясно. Многие уникальные разработки можно оценить только субъективно. Поэтому МЭР предлагает для закупок инноваций усложненный конкурс.

В целом по своему содержанию и внешне, по набору статей и правил, проекты очень похожи. В них выстроена цепочка «жизненного цикла» госзаказа: планирование — размещение — контроль за исполнением. МЭР при этом настаивает на принятии нового закона, который позволит провести масштабные преобразования, а ФАС — на точечном исправлении недостатков действующего закона. Учитывая, что реальных разногласий по содержанию не так много, компромисс вполне возможен.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.