Обзор законодательства за июль-август 2011.

05.08.2011

Журнал "Промышленник России".

Закончился очередной Экономический Форум с Петербурге. Одним из ключевых вопросов,  обсуждавшихся во время  форума, был вопрос об инвестиционной привлекательности Российской Федерации. Отток инвестиций продолжается, хотя и несколько замедлился. Форум продолжает оставаться наиболее востребованной  площадкой для обсуждения представителями власти и бизнеса первоочередных мер по улучшению экономической ситуации в стране, привлечения инвестиций, развития российских технологий и бизнеса. В этом плане, думаю, одной из наиболее важных на форуме была сессия «Привлечение капитала для экономического роста России». Похоже, представителям исполнительной власти нужно сделать выводы из выступлений представителей крупных компаний, вкладывающих в нашу экономику немалые средства. Они должны ощущать себя комфортно в формирующейся экономической среде,  они должны быть спокойны за свой бизнес и собственность.

Вообще,  за те 15 лет, в течении которых в Санкт-Петербург собираются представители власти и бизнеса, выработались определенные традиции. В ходе форума оговариваются условия крупных сделок, вырабатываются  согласованные решения. Жаль, впрочем, что на сей раз не удалось найти компромисс по ценам по поставкам российского газа в Китай. Но ничего, думаю, позже все же договорятся.  Может быть, более важно было то, что на форуме обсуждались различные аспекты модернизации развивающихся экономик. Как известно, один из важнейших импульсов экономическому росту должны дать инновационные компании и центры типа "Сколково", "Роснано" или, скажем, "Лаборатории Касперского", и ряда других, производящих программные продукты. Перед нами в очередной раз встает задача перехода от экстенсивного к интенсивному развитию. Думаю, юристы должны внести свой вклад в правовое обеспечение такого инновационного процесса.

Угадывается ли линия на улучшение инвестиционного климата в тех актах, которые привлекли наше внимание в апреле и мае? В определенной мере. Сократился перечень лицензируемых видов деятельности. Несколько облегчен порядок выдачи лицензий. В этих мерах при желании можно усмотреть намерение правительства несколько сократить присутствие государства в экономике.

Усилена уголовная и административная ответственность за взяточничество. Данные новеллы могут служить сигналом иностранным инвесторам, наблюдающим за тем, как государство пытается вести борьбу с коррупцией. Дело в том, что речь идет о привлечении к уголовной ответственности иностранных должностных лиц.


1. Новый федеральный закон о лицензировании отдельных видов деятельности.

Принят Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Федеральный закон), который вступает в силу 3 ноября 2011 года (за исключением отдельных положений с иными сроками вступления в силу).

Федеральный закон определяет сферу его применения, права и обязанности лицензирующих органов, лицензионные требования, перечень лицензируемых видов деятельности, перечень документов для получения лицензии, порядок переоформления лицензии, порядок лицензионного контроля, порядок приостановления и прекращения действия лицензии.

К основным положениям Федерального закона можно отнести следующие.

  • Значительно – до 49 сокращается (хотя нередко за счет объединения в более широкие группы) перечень лицензируемых видов деятельности. Лицензирование не относящихся к ним видов деятельности и лицензии на них прекращаются. Лицензии, предоставленные на лицензируемые виды деятельности ранее, действуют бессрочно. Ранее предоставленные лицензии на виды деятельности, наименования которых изменены, и такие лицензии, которые не содержат перечень выполняемых работ в составе конкретных видов деятельности, по истечении срока их действия подлежат переоформлению (и затем действуют бессрочно). Введение лицензирования новых видов деятельности возможно только путем изменения существующего перечня лицензируемых видов деятельности.
  • Лицензирование продолжает осуществляться в порядке, установленном федеральными законами, в отношении 11 видов деятельности: использование атомной энергии; производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции; деятельность, связанная с защитой государственной тайны; деятельность кредитных организаций; деятельность по организации биржевой торговли, деятельность биржевых посредников и биржевых брокеров; виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг; деятельность акционерных и паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов; клиринговая деятельность; страховая деятельность.
  • Особенности лицензирования услуг связи, телевизионного вещания, радиовещания, частной детективной (сыскной) и частной охранной деятельности, образовательной деятельности могут устанавливаться законами о соответствующих видах деятельности.
  • Правительство РФ определяет лицензирующие федеральные органы исполнительной власти, утверждает положения о лицензировании, порядок предоставления в электронной форме документов на лицензию, типовую форму лицензии. Федеральными законами осуществление полномочий РФ в области лицензирования может быть передано субъектам РФ.
  • При подаче лицом заявления на предоставление или переоформление лицензии лицензирующий орган проводит в отношении соответствующего лица документарные проверки и внеплановые выездные проверки без согласования с органом прокуратуры. Плановые проверки проводятся в общем порядке.
    К лицензионным не могут быть отнесены требования к конкретным видам и объему выпускаемой или планируемой к выпуску продукции.
  • Не допускается взимание платы за лицензирование, за исключением предусмотренной государственной пошлины.
  • Срок рассмотрения документов на лицензию – не более 45 рабочих дней, после этого решение сообщается в течение 3 рабочих дней.
  • Лицензируемую деятельность можно осуществлять со дня, следующего за днем принятия решения о предоставлении лицензии, то есть одновременно осуществляемых внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий, присвоения лицензии регистрационного номера и регистрации приказа лицензирующего органа о предоставлении лицензии.
  • Лицензия действует бессрочно. В целом ряде случаев она должна переоформляться (преобразование, изменение наименования, адреса лица, мест осуществления или перечня работ по лицензируемой деятельности). При слиянии лицензия переоформляется, только если у каждого участника слияния имеется лицензия на один и тот же вид деятельности. При прекращении лицом лицензируемого вида деятельности заявление об этом направляется в лицензирующий орган не позднее чем за 15 календарных дней.
  • Лицензия аннулируется по решению суда на основании рассмотрения заявления лицензирующего органа об ее аннулировании.
  • Информация по вопросам лицензирования (в том числе сведения реестров лицензий) является открытой и общедоступной (за исключением случаев государственной или служебной тайны). Сведения о конкретной лицензии предоставляются лицензирующим органом бесплатно в течение 5 рабочих дней.


2. Усиление уголовной и административной ответственности за взяточничество.

17 мая 2011 года вступил в силу Федеральный закон от 4 мая 2011 года № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» (далее – Федеральный закон).

Его суть заключается в следующем:

  • Установлена уголовная ответственность за посредничество во взяточничестве (ст. 2911 УК РФ), т.е. за непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование указанным лицам в достижении либо реализации соглашения о получении и даче взятки в значительном, крупном, особо крупном размере. Максимальный размер наказания за посредничество во взяточничестве составит до 12 лет лишения свободы со штрафом в размере 70-кратной суммы взятки.
  • Введена уголовная ответственность за обещание или предложение посредничества во взяточничестве (ч. 5 ст. 2911 УК РФ). Совершение указанных деяний влечет наказание вплоть до лишения свободы на срок до 7 лет со штрафом в размере от 10-кратной до 60-кратной суммы взятки.
  • Установлено, что иностранные должностные лица и должностные лица публичной международной организации несут уголовную ответственность за дачу и получение взятки на общих основаниях. При этом под иностранным должностным лицом понимается любое назначаемое или избираемое лицо, занимающее какую-либо должность в законодательном, исполнительном, административном или судебном органе иностранного государства, и любое лицо, выполняющее какую-либо публичную функцию для иностранного государства, в том числе для публичного ведомства или публичного предприятия; под должностным лицом публичной международной организации понимается международный гражданский служащий или любое лицо, которое уполномочено такой организацией действовать от ее имени.
  • Увеличен срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства РФ о противодействии коррупции – с 1 года до 6 лет со дня совершения административного правонарушения.
  • Установлена административная ответственность не только за незаконную передачу, но и за незаконное предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица должностному лицу денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав за совершение действия (бездействия), связанного с занимаемым им служебным положением.

Принятие данных изменений во многом направлено на выявление именно посредников, то есть лиц, в полномочия которых не входит осуществление тех или иных управленческих функций, но способных иным образом содействовать во взяточничестве.

До принятия изменений уголовное преследование в отношении посредников, как правило, осуществлялось по менее тяжкой статье 159 УК РФ («Мошенничество») или ч. 3 ст. 30 / ст. 159 УК РФ (покушение на совершение мошенничества). Ведь коррупционер обычно не обладал необходимыми полномочиями действовать в отношении взяткодателя, и при этом в худшем (для него) случае давал показания, свидетельствующие о желании заработать без передачи денег третьим лицам или совершения действий в пользу взяткодателя. Подобный пробел в законодательстве приводил к существенному уменьшению размера и вида назначаемого судом наказания.

Устранение данного пробела означает, что теперь посреднику в ряде случаев будет выгодно заключать со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве – соглашение между сторонами обвинения и защиты, в котором указанные стороны согласовывают условия ответственности подозреваемого или обвиняемого в зависимости от его действий после возбуждения уголовного дела или предъявления обвинения.
Очевидно, что заключение такого соглашения будет предполагать раскрытие следствию всей известной посреднику цепочки от взяткодателя до непосредственного взяткополучателя. Следует отметить, что до принятия изменений раскрытие такой цепочки наоборот было крайне невыгодным для посредника.
На практике, вероятно, это приведет к росту количества уголовных дел, возбужденных в отношении посредников, и, как следствие, к увеличению рисков для лиц, прибегающим к подобного рода посредникам / услугам.


3. Новый порядок учета расходов на НИОКР

Принят Федеральный закон от 7 июня 2011 года № 132-ФЗ «О внесении изменений в статью 95 части первой, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в части формирования благоприятных налоговых условий для инновационной деятельности и статью 5 Федерального закона «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон).

Бóльшая часть положений Закона вступает в силу с 1 января 2012 г., отдельные положения - с 8 июня 2011 г. либо имеют обратную силу.

Закон уточняет порядок учета расходов на научные исследования и (или) опытно-конструкторские разработки (НИОКР) при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Прежде всего, четко определяется перечень расходов на НИОКР. В частности, к ним отнесены суммы амортизации по основным средствам и нематериальным активам (за исключением зданий и сооружений), используемым для выполнения НИОКР, суммы оплаты труда работников, участвующих в выполнении НИОКР, материальные расходы, непосредственно связанные с выполнением НИОКР, стоимость работ по договорам на выполнение НИОКР – для налогоплательщиков, являющихся заказчиком НИОКР, и т.д.

Предусматривается, что расходы на НИОКР независимо от их результата включаются налогоплательщиком в состав прочих расходов в размере фактических затрат в том отчетном (налоговом) периоде, когда им завершены соответствующие исследования или разработки. Ранее указанные расходы могли быть учтены равномерно в течение одного года с момента завершения соответствующих исследований и разработок.

Закон сохраняет льготные условия в отношении учета расходов на отдельные виды НИОКР. Так, в случае, если налогоплательщик осуществляет расходы на НИОКР по перечню исследований и разработок, который установлен Правительством РФ, налогоплательщик вправе учесть расходы на НИОКР в размере фактических затрат с применением коэффициента 1,5. Однако теперь налогоплательщик, использующий такое право, должен будет представлять в налоговый орган по месту нахождения организации отчет о выполненных НИОКР. Данный отчет представляется одновременно с налоговой декларацией по итогам налогового периода, в котором завершены НИОКР или отдельные этапы таких работ.

Из Закона не ясно, будет ли уточнен действующий перечень НИОКР, который установлен постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2008 г. № 988. Напомним, что этот перечень НИОКР предусматривает исследования и разработки, в частности, в следующих областях:

  • Биоинформационные технологии.
  • Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
  • Клеточные технологии.
  • Нанотехнологии и наноматериалы.
  • Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла и т.п.

Поправки предоставляют налогоплательщику право выбора варианта учета расходов на приобретенные в результате НИОКР исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности. Последние признаются нематериальными активами. Указанные расходы по выбору налогоплательщика могут амортизироваться в общеустановленном порядке или учитываться в составе прочих расходов в течение двух лет.

Предусмотрена возможность создания налогоплательщиком резервов предстоящих расходов на НИОКР. Суммы отчислений в резерв учитываются в составе прочих расходов на последнее число отчетного (налогового) периода. В случае создания резерва все текущие расходы на НИОКР учитываются налогоплательщиком за счет такого резерва.

Вводится отдельная статья, регламентирующая особенности ведения налогового учета расходов на НИОКР (ст. 332.1 НК РФ).

Кроме того, Закон уточняет определение расходов, связанных с приобретением прав на программы для ЭВМ и базы данных, а также расходов, связанных с совершенствованием технологии, организации производства и управления (подп. 26 и 35 п. 1 ст. 264 НК РФ).

Помимо вопросов учета расходов на НИОКР, Закон также касается налогообложения дохода, полученного иностранной организацией от реализации акций российских компаний, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося на территории РФ. Установлено, что реализация таких акций, если они обращаются на организованном рынке ценных бумаг, не будет формировать налогооблагаемого дохода у иностранной организации.


4. Ограничение для больных наркоманией на занятие определенными видами профессиональной деятельности

18 мая 2011 г. было принято постановление Правительства Российской Федерации  № 394 «Об утверждении перечня отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, на занятие которыми устанавливаются ограничения для больных наркоманией». Постановление вступило в силу 31 мая 2011 года.

Постановление устанавливает ограничения для больных наркоманией на занятие 28 видами деятельности. В перечень этих видов деятельности включены деятельность по производству и обороту наркотических средств и психотропных веществ, работы по управлению всеми транспортными средствами или их движением, деятельность по добыче и переработке полезных ископаемых, все виды деятельности в области использования атомной энергии, деятельность в области промышленной безопасности, подземные работы и некоторые другие виды деятельности.

Между прочим, постановление может затронуть права довольно значительной части российского населения. По сообщению Минздравсоцразвития РФ в настоящее время число больных наркоманией в России составляет примерно 358 тыс. человек.

5. Отдельно следует сказать о некоторых важных судебных решениях.  В частности обнародована позиция Президиума ВАС РФ по вопросу о допустимом объеме судебного обжалования решения налогового органа
Опубликовано  постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2011 г. № 16240/10 по делу о допустимом объеме судебного обжалования решения налогового органа, которое было обжаловано налогоплательщиком в обязательном досудебном порядке (п. 5 ст. 101.2 НК РФ) в вышестоящий налоговый орган полностью, но с представлением доводов лишь по части эпизодов. Как известно, ранее в судебной практике существовали различные позиции о возможности судебного обжалования эпизодов, не подкрепленных доводами в апелляционной жалобе, поданной в вышестоящий налоговый орган.
В рамках указанного дела предприниматель обратилась в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решения о привлечении к налоговой ответственности, представив доказательство подачи и рассмотрения апелляционной жалобы вышестоящим налоговым органом. Однако суды трех инстанций удовлетворили требования лишь в части, оставив без рассмотрения те требования, по которым не были приведены доводы в апелляционной жалобе Суды сослались несоблюдение обязательного досудебного порядка урегулирования налогового спора.

Президиум ВАС РФ, отменяя решения нижестоящих судов и передавая дело на новое рассмотрение, указал, что в апелляционной жалобе предпринимателя в налоговый орган содержалась просьба об отмене решения инспекции полностью. А то обстоятельство, что доводы, опровергающие выводы налоговой инспекции, приведены лишь по части доначислений, не свидетельствует о намерении обжаловать решение частично.
Таким образом, согласно позиции Президиума ВАС РФ суды не могут отказать в рассмотрении требований по существу на основании того, что в апелляционной жалобе налогоплательщика в налоговый орган не приведены доводы в обоснование неправомерности решения инспекции по всем эпизодам. Из этой позиции Президиума ВАС РФ также можно сделать вывод, что во избежание риска утраты права на судебное обжалование решения налоговой инспекции в полном объеме в апелляционной жалобе в налоговый орган необходимо обязательно указывать, что решение обжалуется полностью.

Президиум ВАС РФ прямо указал в данном постановлении, что содержащееся в нем толкование правовых норм является общеобязательным и подлежит применению при рассмотрении аналогичных дел. Следовательно, налогоплательщики, которым отказали в рассмотрении требований по аналогичным основаниям, могут воспользоваться процедурой пересмотра судебных актов по новым обстоятельствам, установленной главой 37 АПК РФ.

Следует также обратить внимание на некоторые законопроекты. Мы продолжаем отслеживать изменения в содержании ряда важных документов, которые в течение текущего года могут стать законами.


6. Новые правовые документы в области медицины и фармацевтики.

21 апреля 2011 г. Правительство РФ внесло в Государственную Думу проект федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации». Этот проект широко обсуждается медицинской и фармацевтической общественностью.

В законопроекте изложены основные принципы охраны здоровья, указаны полномочия государственных и муниципальных органов в сфере охраны здоровья, права и обязанности граждан в этой сфере, рассмотрена медицинская экспертиза, урегулированы права и обязанности медицинских и фармацевтических организаций и работников, описано финансовое обеспечение охраны здоровья (включая платные медицинские услуги), определено управление и установлена ответственность в сфере охраны здоровья граждан.

Предполагается, что федеральный закон в основном вступит в силу с 1 января 2012 года, и с этого дня утратят силу действующие Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан 1993 г.

В Государственной Думе 19 мая 2011 г. были проведены парламентские слушания по законопроекту, на которых он получил поддержку. Вместе с тем были отмечены положения законопроекта, которые еще требуют доработки, соблюдения баланса интересов граждан, производителей и потребителей медицинской и фармацевтической продукции, государства. В частности, представители Минздравсоцразвития РФ согласились с тем, что необходимо в разумных пределах учесть озабоченности медико-фармацевтического сообщества в отношении возможностей работы их профессиональных представителей.

Ожидается, что рассматриваемый законопроект будет вынесен для принятия в 1-м чтении в Государственной Думе в начале июня с.г.

И еще о некоторых актах, вступление в силу которых планируется в ближайшее время.

  • 31 мая 2011 г. вступает в силу приказ Минпромторга России от 31 марта 2011 г. № 400, которым утверждено Положение об управлении реализацией федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу». Предусмотрено, что для осуществления ФЦП составляется организационно-финансовый план, включающий мероприятия, их ресурсное обеспечение и результат, публичность (открытость) которых должна быть обеспечена на официальных сайтах и посредством публикаций в СМИ.
  • 20 июня 2011 г. вступает в силу постановление Правительства РФ от 18 мая 2011 г. № 387 об освобождении от уплаты таможенных сборов при ввозе в РФ незарегистрированных лекарственных средств для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента, а также гемопоэтических стволовых клеток и костного мозга для проведения неродственной трансплантации, ввозимых в РФ на основании разрешительного документа Минздравсоцразвития РФ.
  • Продолжается принятие порядков оказания медицинской помощи населению. Так, например, вступает в силу приказ Минздравсоцразвития РФ от 28 февраля 2011 г. № 155н об утверждении таких порядков по профилю «оториноларингология» (при заболеваниях уха, горла и носа) и по профилю «сурдология-оториноларингология» (при заболеваниях, связанных с нарушением слуха).


7. Новая редакция законопроекта о трансфертном ценообразовании.

Новая редакция законопроекта о внесении изменений в Налоговый кодекс РФ в связи с совершенствованием принципов определения цен для целей налогообложения (о трансфертном ценообразовании), подготовленная Минфином РФ для внесения поправок в законопроект к его второму чтению в Государственной Думе, размещена на сайте Минфина РФ по адресу:http://www1.minfin.ru/ru/legislation/projorders/index.php?id4=12623.
В новой редакции базовые положения законопроекта не претерпели кардинальных изменений. Вместе с тем в этой редакции учтен ряд замечаний, касающихся области международного налогообложения, а также в большей мере восприняты основные принципы трансфертного ценообразования, рекомендованные ОЭСР.

Нужно обратить внимание на ключевые положения новой редакции законопроекта:

1. Планируемая дата вступления закона в силу – 1 января 2012 года (при этом штрафы в размере 40% будут взиматься только с 2014 г.).

2. Доля прямого или косвенного участия одной организации в другой организации, дающая основание для признания лиц взаимозависимыми, остается на прежнем уровне в 20%. При этом прямое или косвенное участие государства в российских организациях само по себе не является основанием для признания организаций взаимозависимыми. Сохраняется право суда признать лиц взаимозависимыми по основаниям, прямо не предусмотренным в законе.

3. Положения закона распространяются на сделки c товарами (работами, услугами), а также на сделки с иными объектами гражданских прав (имущественными правами и пр.).

4. Контролируемыми сделками, в частности, признаются:

  • Сделки между российскими взаимозависимыми лицами, если общая сумма доходов (расходов) по таким сделкам:
    • превышает 1 млрд. руб. за календарный год;
    • превышает 60 млн. руб. за календарный год и одна из сторон сделки:
      • является налогоплательщиком НДПИ; или
      • применяет специальный режим налогообложения в виде ЕНВД или единого сельскохозяйственного налога; или
      • не является налогоплательщиком налога на прибыль или применяет ставку 0 процентов; или
      • является резидентом особой экономической зоны.

5. Сумма доходов и/или расходов по контролируемым сделкам за календарный год определяется путем сложения сумм полученных доходов (понесенных расходов) от таких сделок с одним лицом (взаимозависимыми лицами) за календарный год с учетом порядка признания доходов и расходов, установленных главой 25 НК РФ.

6. Общее количество методов, используемых в целях сопоставления цены сделки с рыночной ценой, сокращено до пяти:

  • метод сопоставимых рыночных цен;
  • метод цены последующей реализации;
  • затратный метод;
  • метод сопоставимой рентабельности;
  • метод распределения прибыли.

8. Проверка соответствия цен, используемых налогоплательщиком, рыночным ценам выделена в отдельный вид налоговых проверок, которая проводится по особым правилам.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.