Обзор законодательства за март 2011г.

21.04.2011

Промышленник России, №5 (127) 2011

Хроника законодательства

Комментируемый период не был отмечен принятием крупных законодательных актов, но в то же время были приняты разъяснения и уточнения, затрагивающие некоторые сферы экономики, нацеленные на коррекции экономической политики. В разъяснениях пленума Верховного Суда уточнены некоторые обязательства работодателей, связанные с социальным страхованием.

Очередное постановление Правительства направлено на дальнейшее развитие фармацевтической отрасли. Просматриваются две основные цели: поддержка отечественного производителя и перевод отрасли на инновационные рельсы.  В качестве основного инструмента рассматривается государственно-частное партнерство.

Информация о новых ставках арендной платы за федеральные земельные участки, предоставленные (занимаемые) для размещения газопроводов, будет, прежде всего, интересна тем компаниями, которые занимаются строительством магистральных газопроводов.

В данный обзор мы включили также и одно из значимых решений Высшего Арбитражного Суда по налоговому вопросу. Увы, это решение не обрадует налогоплательщиков. Оно, в сущности, будет давать возможность налоговым органам доначислять налоги, не соблюдая процедуру расчета рыночной цены.


Обобщение судебной практики  по делам, связанным с социальным страхованием

19 марта 2011 года принято постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 «О применении судами законодательства об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», содержащее соответствующие разъяснения судам общей юрисдикции.

Из множества разъяснений выделим следующие:

  • Дела по спорам о возмещении вреда (включая моральный) в связи с несчастным случаем на производстве и профессиональным заболеванием подведомственны районным судам общей юрисдикции.
  • Истцы по соответствующим искам освобождаются от уплаты государственной пошлины.
  • Право на обеспечение по страхованию имеют сами застрахованные, а в случае их смерти – нетрудоспособные иждивенцы и родившийся ребенок. При этом право нетрудоспособных иждивенцев на возмещение вреда по случаю потери кормильца не ставится в зависимость от родства или свойства с умершим кормильцем. Основополагающими в этом случае являются юридические факты состояния на иждивении и нетрудоспособности.
  • Поскольку компенсация морального вреда по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не предусмотрена, суд с согласия истца вправе привлечь к участию в деле в качестве соответчика причинителя вреда (работодателя или ответственного за вред лица).
  • Для правильной квалификации события, причинившего вред жизни или здоровью, необходимо в каждом случае исследовать юридические значимые обстоятельства: участвует ли лицо в производственной деятельности работодателя; отнесено ли событие к квалифицируемым в качестве несчастных случаев и подпадают ли обстоятельства события под связанные (часть третья ст. 227 ТК РФ) или не связанные (часть шестая ст. 2292 ТК РФ) с производством; подлежало ли лицо обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
  • Если работодатель не зарегистрировался в качестве страхователя или не уплатил страховой взнос за работника, взыскание в пользу работника страхового возмещения за причиненный вред следует производить с соответствующего отделения Фонда социального страхования, поскольку неблагоприятные последствия неисполнения работодателем своих обязанностей не должны распространяться на пострадавшего работника.
  • Степень утраты профессиональной трудоспособности определяется в зависимости от способности пострадавшего выполнять не любую, а только ту профессиональную деятельность, которую он фактически осуществлял до страхового случая. Поэтому если застрахованный не способен полностью выполнять работу определенной квалификации, объема и качества, то его способность к профессиональной деятельности следует считать утраченной полностью.
  • В рассматриваемом постановлении подробно разъяснены действия в случае несогласия застрахованного с определенной ему степенью утраты профессиональной трудоспособности, указаны сроки, в течение которых производятся страховые выплаты, а также порядок определения их размера, применения индексации и пр.


Правительство о развитии фармацевтической отрасли

29 марта 2011 года вступило в силу постановление Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2011 г. № 91 «О федеральной целевой программе «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу» (далее – ФЦП).

ФЦП утверждена в целях перехода отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития. Мероприятия программы разработаны на основе государственно-частного партнерства, софинансирования государством и бизнесом исследований, разработок и производства отечественной фармацевтической и медицинской продукции. При этом вклад бизнеса предполагается в размере не менее 25 процентов затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, приобретение лицензий и соответствующее производство.

Ресурсное обеспечение ФЦП составит 188 млрд. рублей (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет федерального бюджета 122,6 млрд. рублей (из них: научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы – 94,7 млрд. руб., капитальные вложения – 25,3 млрд. руб., прочие затраты – 2,6 млрд. руб.), за счет средств внебюджетных источников – 65,5 млрд. рублей.

В частности, в целях развития научно-технического потенциала фармацевтической промышленности  было отобрано 155 наименований лекарственных средств, производство которых предполагается осуществлять на территории РФ. При этом указано, что в первоочередном порядке будут проводиться конкурсы на право заключения государственного контракта на разработку технологии производства таких лекарственных средств на территории РФ.

Утверждены ставки арендной платы за федеральные земельные участки, предоставленные (занимаемые) для размещения газопроводов.

C 8 апреля 2011 г. вступил в силу приказ  Минэкономразвития РФ от 14 января 2011 г. N 9 утверждены ставки арендной платы в отношении земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации и предоставленных (занятых) для размещения газопроводов и иных трубопроводов аналогичного назначения, их конструктивных элементов.

Ставки за квадратный метр земельного участка варьируются в зависимости от субъекта Российской Федерации (например, ставка для Ленинградской области равна 0,27 рублей).

Устанавливается порядок определения размера арендной платы при заключении договоров аренды земельных участков начиная с 2012 года. В целях расчета ставки арендной платы за первый год аренды ставка, установленная Приказом, увеличивается на размер уровня инфляции за период начиная с 2011 года включительно и рассчитывается по состоянию на 1 января года, в котором заключается договор. Уровень же инфляции определяется в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на очередной финансовый год и на плановый период.

Высший Арбитражный Суд о налоге на прибыль

4 марта 2011 г. принято определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № ВАС-2087/11 “Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации” (далее – Определение), которым подтверждена правомерность доначисления налога на прибыль по статье 40 НК РФ на основании примененного налоговым органом расчета средневзвешенной цены.

Налогоплательщик осуществлял реализацию железорудного концентрата на экспорт взаимозависимому лицу по цене ниже, чем указанный товар продавался на внутреннем рынке. Отклонение цен составило более 20%. Налоговый орган, сопоставив данные о реализации концентрата на внутреннем и внешнем рынке, пришел к выводу, что концентрат, отгружаемый на внутренний и внешний рынки, относятся к идентичным товарам.
Поскольку официальные источники информации и биржевые котировки на железорудный концентрат отсутствовали, налоговый орган доначислил налогоплательщику налог на прибыль, рассчитав средневзвешенную цену.

Суды трех инстанций поддержали позицию налогового органа. ВАС РФ согласился с позицией нижестоящих судов, основываясь на следующих выводах:

  • в отсутствие официальных источников информации налоговый орган правомерно применил метод средневзвешенной цены;
  • методы последующей реализации и затратный метод обоснованно не применялись, так как не позволяли точно определить рыночную цену;
  • несмотря на то, что метод средневзвешенной цены нормативно не закреплен, суд вправе учесть любые обстоятельства, имеющие значение для результата сделки;
  • налогоплательщик не представил доказательств того, что цена, установленная налоговым органом, не соответствует рыночной цене.

Таким образом, ВАС РФ в Определении фактически признал обоснованным доначисление налога на прибыль исходя из расчетной рыночной цены, даже в случае применения налоговыми органами метода расчета такой цены, отличного от тех, что нормативно закреплены в ст. 40 НК РФ.

Для налогоплательщиков данная позиция ВАС РФ носит негативный характер.

Не исключено, что теперь при оспаривании налоговых претензий суды станут придавать меньше значения доводам о несоблюдении налоговыми органами процедуры расчета рыночной цены. Налогоплательщикам следует быть готовыми доказывать соответствие применяемых цен рыночному уровню по существу.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.