Снижаем налоговые риски в договорах оказания услуг.

28.04.2011

Журнал "Бухгалтерия. Просто, понятно, практично".

Заключая договор на управленческий консалтинг, компания не детализировала комплекс услуг. Налоговая инспекция отказалась признать расходы, заподозрив, что имела место мнимая сделка. Еще больше ситуация усугубилась тем, что заказчик и исполнитель оказались аффилированными лицами. Можно ли снизить риски отказа в вычете расходов, заключая договор услуг? Это по силам любой компании. Приведем несколько рекомендаций, опираясь на практический опыт.

Совет 1. Включите экономическое обоснование необходимости расходов прямо в текст договора

Итак, один из самых «популярных» поводов оспаривания расходов на оказание услуг налоговиками - их недостаточная экономическая обоснованность. Сразу отметим -судебная практика в целом складывается в пользу налогоплательщика. В особенности после того, как Конституционный суд РФ в Определении от 04.06.2007 № 366-О-П разъяснил, что налоговый орган не может оценивать, насколько целесообразны те или иные расходы. Тем не менее встречаются случаи, когда налогоплательщикам не удается доказать свою правоту.

Усилить позицию компании можно, закрепив экономическое обоснование приобретения услуг в коммерческой или маркетинговой политике организации.

Снизить вероятность претензий со стороны налоговиков можно, если включить непосредственно в текст договора описание потребности компании в услугах, экономическую логику их приобретения. Добавить такой абзац можно даже в преамбулу. А использовать для текстовки - формулировки из судебных решений по аналогичным спорам.

В самом же договоре укажите, что при толковании правил, установленных договором, нужно исходить из целей, определенных преамбулой.

К примеру, в отношении услуг по продвижению товаров можно прописать следующее:

Заказчик заинтересован в максимальном продвижении на рынке, популяризации среди потребителей своей продукции категории N, произведенной в Российской Федерации.

или

Заказчик заинтересован в увеличении объема продаж и стимулировании сбыта товаров потребителям, что в результате приводит к увеличению объема поставок товаров в торговые организации. При этом Заказчик, являясь производителем продукции, не теряет коммерческого интереса к ней и после заключения договора поставки, преследуя цель увеличения объема продаж. Достижению этой цели способствует правильная организация торгового пространства в местах продажи товаров, фирменная выкладка товаров категории N. 
 
Примерно такими были формулировки по делу «Дирол Кэдбери», использованные в постановлении Президиума ВАС РФ от 22.12.2009 № 11175/09. Присутствие в договоре таких положений, во-первых, затруднит предъявление претензий в недостаточной экономической обоснованности. А во-вторых, послужит хорошим подспорьем в случае судебного разбирательства, если налоговый орган все же предъявит претензию.

Совет 2. Проверьте «добросовестность» контрагента

Подпись неуполномоченного лица на счете-фактуре, отсутствие контрагента по адресу регистрации, предоставление им «нулевой» отчетности... Вряд ли найдется компания, которая не столкнулась с этими аргументами налоговых инспекторов, отказавших в вычете НДС и признании расходов по налогу на прибыль. В том числе и по договорам услуг.

Как избежать неприятного спора? Плотно заняться выстраиванием работы внутренних контрольных служб - с тем чтобы обеспечить реальную проверку контрагентов. В принципе, чем более развернутым будет список контрольных мероприятий, тем лучше. Ведь эти меры сами по себе уже служат доказательством должной осмотрительности и осторожности налогоплательщика.

Напомним, перечень действий компании и документов, которых до- подробнее статочно для подтверждения ее должной осмотрительности, закреплен в разъяснениях Минфина (письма Минфина России от 10.04.2009 № 03-02-07/1-177, от 06.07.2009 № 03-02-07/1-340.)

Когда отношения между компаниями достаточно длительные, полезно регулярно запрашивать у исполнителя его налоговую и бухгалтерскую отчетность. Для этого в договор может быть включено следующее положение:

Исполнитель соглашается по запросу Заказчика, но не чаще, чем один раз I (укажите нужный период), предоставлять копии налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость, а также копии бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках за последний отчетный период с доказательством сдачи их налоговым органам (отметка налогового органа, протокол передачи по электронным каналам связи).

При этом важно, чтобы соответствующая договоренность соблюдалась сторонами, а не осталась формальным условием на бумаге.

Совет 3. Оформляйте договор и первичные документы так, как если бы услуга приобреталась у независимого исполнителя

Договор оказания услуг нередко используется компаниями для финансирования центрального аппарата внутри холдингов.

Как показывает практика, в таких договорах часто используются общие, расплывчатые формулировки предмета договора. Цена договора определена без привязки к объему оказанных услуг. Положения о действиях сторон по выявлению и устранению недостатков, обнаруженных при приемке, вовсе отсутствуют. Но главное - из оформляемых сторонами актов и отчетов об оказанных услугах зачастую не очевидно, что именно приобрел заказчик и как именно мог использовать в своей хозяйственной деятельности.

Если бы покупатель услуг приобретал их у независимого исполнителя, то он вряд ли удовлетворился бы полученным результатом и представленными документами. А при таком подходе, как описано выше, высоки риски признания сделок мнимыми.

Ошибка: Формальный или просто небрежный подход к заключению договора, определению предмета оказываемых услуг,оформлению актов приемки услуг.

В общем, при оформлении внутригрупповых сделок «упрощенный формат» договора не годится. И заключать сделку, и оформлять первичные документы нужно так, как это было бы сделано при заключении договора с третьими лицами. Кроме того, для разработки формы договора совсем не лишнее привлечь не только сотрудников юридического подразделения компании, но и налоговых специалистов. Дело в том, что при внутригрупповых сделках существенны именно негативные налоговые (а не гражданско-правовые) последствия.

Совет 4. Детализируйте услуги в актах приемки или приложениях к нему

Вопрос документального подтверждения оказания услуг традиционно один их самых трудных. Налоговый орган настаивает на детальном описании услуг в актах и отчетах. А нередко требует от компании дополнительных доказательств факта получения услуг. Компании в свою очередь ссылаются на отсутствие в законодательстве таких требований и пытаются оспаривать претензии налоговых органов в судах.

Нужно учитывать, что судебная практика складывается неоднозначно. Еще в январе 2009 года Президиум ВАС России вынес решение, которое могло бы положить конец спорам. Суд заключил, что если в актах приема-передачи работ указаны все обязательные реквизиты, названные в ст. 9 Закона «О бухгалтерском учете», инспекция не вправе предъявлять дополнительные требования к содержанию актов (постановление Президиума ВАС РФ от 20.01.2009 № 2236/07). Тем не менее федеральные арбитражные суды округов продолжают выносить отрицательные для налогоплательщиков решения (например, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 26.02.2010 № А29-7138/2009, Московского округа от 17.02.2010 № КА-А40/368-10).

Цель компании - убедить налоговый орган в реальности оказания услуг, подтвердить факт их получения документами. Особую актуальность эта задача приобрела после появления постановления Президиума ВАС РФ от 20.04.2010 № 18162/09 по так называемому «Делу Муромского стрелочного завода». В нем суд подчеркнул, что в споре о необоснованной налоговой выгоде суд должен исходить из реальности совершенной хозяйственной операции.

Ошибка: Включив в договор на оказание услуг требование о дополнительных документах, реальная подготовка которых под сомнением, компания вооружает налоговый орган дополнительным аргументом для оспаривания вычета.

Практика подсказывает, что во многих случаях достичь цели можно за счет мелких - на первый взгляд - деталей.

Опишите более подробно выполненные услуги, не ограничивайтесь формальным их перечислением. Укажите лиц - фактических участников процесса, даты передачи результатов (отчетов), даты телефонных разговоров. Оформляйте отчеты об услугах, отражая их количественные, качественные и ценовые показатели. А вот включать в договоры на услуги условия не стоит. Типичный пример такого «излишества» - требование обязательных регулярных фотоотчетов в договоре на выкладку товаров.
 
6 ПРАВИЛ ОЦЕНКИ НАЛОГОВЫХ РИСКОВ в ЛЮБОМ ДОГОВОРЕ 

  1. Проверьте соблюдение формальностей для доказательства признания договора
    заключенным.
  2. Оцените возможность подтверждения реальности совершаемой сделки.
  3. Проведите проверку контрагента.
  4. Изучите условия оплаты на предмет соответствия ст. 40 НК РФ.
  5. Проанализируйте, убедительно ли обоснованы расходы для целей уплаты налога на прибыль.
  6. Оцените договор на возможные проблемы с НДС.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.