Хроника законодательства.

25.04.2011

Начало года отмечено внесением некоторых немаловажных поправок в земельное законодательство. Поправки нацелены на усиление контроля за использованием земельных участков, а также на повышение эффективности такого использования. Речь идет в первую очередь о землях сельскохозяйственного назначения.  Следует отметить и то, что несколько облегчается приватизация земель.

Участники рынка ценных бумаг должны обратить внимание на то, как теперь определяется стоимость ценных бумаг в целях исчисления ряда налогов.

Высший Арбитражный Суд РФ продолжает обобщать и корректировать судебную практику, связанную с делами о банкротстве. Эта сфера все еще серьезно нуждается в совершенствовании регулирования с учетом новых требований экономики. Определенный вклад должен быть внесен как законодателем, так и судебной системой. Какие сделки, осуществленные банкротом, следует считать оспоримыми?  Как проверять на этот счет контрагента?  Пленум ВАС РФ попытался дать ответы на эти и другие вопросы. Хотя, на наш взгляд, его интерпретации имеют расширительный уклон, который не всегда оправдан.

Еще одна немаловажная тема - порядок предоставления информации акционерам (в том числе миноритарным) о деятельности акционерного общества. Ее актуализации способствовала, в частности, публичная полемика с участием акционеров-блоггеров.  Представляется, что сама по себе эта полемика была весьма полезна.  Она, кажется, еще не закончена, и за судьбой таких блоггеров надо бы последить. Так или иначе, имеется реакция Высшего Арбитражного Суда РФ. Его рекомендации представляют несомненный интерес.

Андрей Гольцблат, Управляющий партнер


Изменения в законодательстве об обороте с/х земель.

С 1 января 2011 г. вступил в силу Федеральный закон от 29.12.2010 N 435-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения" (далее - Закон).  К наиболее существенным положениям Закона, в частности, можно отнести:

1) Уточнение порядка изъятия с/х земель ввиду их неиспользования.

Земельный участок из земель с/х назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд со дня возникновения у такого собственника права собственности на такой участок он не используется для ведения с/х производства или осуществления иной деятельности, связанной с с/х производством. Признаки неиспользования участков с учетом особенностей ведения с/х производства в субъектах РФ должны быть установлены Правительством РФ.

В указанный выше срок не включается срок, в течение которого участок не мог быть использован по назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование, а также срок освоения участка, который не может составлять более чем два года.

Закон предусматривает право (но не обязанность) органа исполнительной власти субъекта РФ обратиться в суд с требованием об изъятии неиспользуемого участка. Если требование об изъятии будет судом удовлетворено, участок подлежит продаже с публичных торгов. Если торги будут признаны несостоявшимися, такой участок может быть приобретен в государственную или муниципальную собственность по начальной цене этих торгов. Средства, вырученные от продажи участка, выплачиваются его бывшему собственнику за вычетом расходов на подготовку и проведение публичных торгов.

2) Снижена цена приватизации с/х земель.

Если ранее Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» допускал приватизацию с/х угодий по цене не более 20% их кадастровой стоимости, то с 31 декабря 2010 г. в соответствии с Законом с/х организации, а также граждане, осуществляющие деятельность по ведению крестьянского (фермерского) хозяйства, получили возможность приватизировать любые используемые ими земли с/х назначения по цене не более 15% их кадастровой стоимости.

Определение цены ценных бумаг в целях исчисления налога на прибыль и налога на доходы физических лиц с 2011 года.

С 1 января 2011 года приказами Федеральной службы по финансовым рынкам от 9 ноября 2010 г. № 10-65/пз-н, № 10-66/пз-н, № 10-67/пз-н установлен новый порядок определения расчетной цены и рыночной цены (включая предельную границу ее колебаний) ценных бумаг и финансовых инструментов срочных сделок в целях применения налога на прибыль организаций и налога на доходы физических лиц.

В частности, при условии закрепления в учетной политике для целей налогообложения критериев выбора одного из предусмотренных Порядком методов цена может рассчитываться исходя из:

  • цены ценной бумаги на рынке ценных бумаг (на основании котировок на покупку, объявленных профессиональными участниками рынка либо размещенных в информационных системах, а также композитной цены на покупку / средней цены закрытия по данным информационных агентств Томсон Рейтерс и Блумберг соответственно);
  • установленных Порядком формул, учитывающих вид ценной бумаги и оценку рыночной конъюнктуры (в отношении облигаций, векселей), а также привязанных к стоимости чистых активов (в отношении акций) либо сумме рассчитанной компенсации в связи с погашением пая (в отношении инвестиционных паев);
  • стоимости, определенной оценщиком.

Нужно обратить внимание на то, что согласно Порядку в отношении не обращающихся на рынке ценных бумаг расчетная цена для целей налога на прибыль может определяться на основании средневзвешенной цены котировок на покупку ценных бумаг только при условии, что котировки объявлены не менее чем тремя лицами.
Опубликовано также письмо Минфина РФ от 27 января 2011 года № 03-03-06/2/18 по вопросу определения интервала цен у организаторов торговли на рынке ценных бумаг для целей исчисления по сделкам налога на прибыль организаций.

Согласно п. 5 ст. 280 НК РФ рыночной ценой ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, признается фактическая цена их реализации или иного выбытия, если эта цена находится в интервале между минимальной и максимальной ценами сделок (интервал цен) с указанной ценной бумагой, зарегистрированной организатором торговли на рынке ценных бумаг на дату совершения соответствующей сделки.

Минфин РФ ранее занимал позицию, согласно которой наличие на бирже только одной зарегистрированной сделки с ценной бумагой не позволяет рассчитать интервал цен по этим ценным бумагам, поскольку минимальная и максимальная цены продаж совпадают. Минфин РФ настаивал, что в таком случае необходимо учитывать результаты ближайших торгов, на которых было зарегистрировано не менее двух сделок с указанными ценными бумагами (см. письмо Минфина РФ от 19 января 2007 г. № 03-03-06/2/6).

Однако Президиум ВАС РФ в постановлении от 9 марта 2010 г. № 14965/09 заключил, что наличия одной биржевой сделки, зарегистрированной в день совершения сделки налогоплательщиком, достаточно для вывода о наличии или отсутствии отклонений фактической цены реализации ценных бумаг от их рыночной цены.
Судя по рассматриваемому письму Минфина РФ, министерство согласилось с позицией Президиума ВАС РФ. Это существенно снижает вероятность споров с налоговыми органами в случае применения налогоплательщиком данной позиции.


Разъяснения Пленума ВАС РФ по обжалованию сделок банкрота.

 3 февраля 2011 года опубликовано постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23 декабря 2010 года № 63 «О некоторых вопросах, связанных с применением главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Постановление), в котором разъяснены многие актуальные вопросы оснований и процедуры обжалования сделок, совершенных банкротом.
Среди разъяснений можно выделить следующие.

  • Пленум ВАС РФ весьма расширительно подошел к толкованию круга оспоримых сделок и действий по их исполнению, включив сюда среди прочего платежи и передачу имущества по договору, банковские операции, выплату заработной платы, уплату налогов, сборов и таможенных платежей, действия по исполнению судебного акта и перечисление взыскателю средств в ходе исполнительного производства.
  • Разъяснено, что при заключении сделки с компанией, в отношении которой уже введена процедура банкротства, предполагается, что контрагент должен знать об этом в силу того, что сведения о процедуре банкротства подлежат обязательному опубликованию. Учитывая это обстоятельство, во избежание оспаривания заключаемых сделок на основании главы III.1 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» все участники делового оборота должны более тщательно проверять своих контрагентов, в том числе путем отслеживания публикаций о банкротствах.
  • К числу неравноценных сделок отнесены также сделки, формально предусматривающие равноценное встречное исполнение в тех случаях, когда стороне на момент ее заключения известно, что у контрагента нет и не будет имущества, достаточного для исполнения своих встречных обязательств.

В целом рассматриваемое Постановление направлено на то, чтобы повысить эффективность процедур оспаривания сделок в рамках банкротства. Однако не следует забывать, что при этом увеличивается и риск того, что сделки, совершенные добросовестными участниками рынка, могут быть впоследствии признаны недействительными. В связи с этим особенно повышается значение тщательной проверки контрагентов как перед заключением сделки, так и во время ее исполнения.


Практика рассмотрения споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ.

Опубликовано Информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 18 января 2011 г. № 144 «О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров о предоставлении информации участникам хозяйственных обществ», которое содержит рекомендации арбитражным судам по вопросам требований о предоставлении информации участникам ООО и акционерам АО.

Мы бы выделили следующие  рекомендации.

  • АО помимо прямо перечисленных в Федеральном законе об АО документов обязано хранить иные документы, предусмотренные уставом, внутренними документами, решениями общего собрания акционеров, совета директоров, органов управления, а также документы, предусмотренные Положением о порядке и сроках хранения документов акционерных обществ (утв. постановлением ФКЦБ России от 16 июля 2003 г. № 03-33/пс), Перечнем типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием сроков хранения (утв. приказом Минкультуры России от 25 августа 2010 г. № 558), и иными правовыми актами Российской Федерации. В соответствии с названным Перечнем общество обязано хранить в том числе гражданско-правовые договоры, и они также должны предоставляться по требованию акционеров. Полагаем, что в силу Федерального закона об ООО соответствующие требования к хранению и предоставлению документов действуют и для ООО.
  • Споры по искам настоящих и бывших участников и акционеров о предоставлении им обществами информации относятся к корпоративным спорам (в силу п. 2 ст. 225.1 АПК РФ).
  • При реализации права на получение информации участники и акционеры не обязаны раскрывать цели и мотивы, которыми они руководствуются, требуя предоставления информации об обществе.
  • В предоставлении информации может быть отказано при наличии злоупотребления правом, (например, при запросе конфиденциальной информации фактическим конкурентом).
  • Если будет доказано, что право на информацию не нарушено, в удовлетворении требования об информации также можно отказать (например, при запросе информации за прошлые периоды, которая явно не представляет ценности для анализа).
  • Получение обществом искового заявления участника, акционера о предоставлении информации может рассматриваться как требование о предоставлении информации. Если к моменту принятия судом решения информация не будет предоставлена, суд удовлетворяет требование, причем предоставление информации после принятия решения не является основанием для его отмены.
  • С момента приобретения статуса участника, акционера лицо может требовать предоставления документов общества независимо от даты составления этих документов, в том числе за период, когда данное лицо не являлось его участником, акционером. Но если на момент рассмотрения дела лицо не является участником или акционером, его требования о предоставлении информации не могут быть удовлетворены.

Введена обязательная статистическая форма учета перемещения товаров в Таможенном союзе.

Принято постановление Правительства Российской Федерации от 29 января 2011 г. № 40 «Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС», которое вступает в силу 1 апреля 2011 года.

С этой даты перевозка товаров между странами Таможенного союза должна сопровождаться новым документом - статистической формой учета перемещения товаров.

Статистическая форма  заполняется отправителем, получателем или иным лицом, обладающим правом на товар, и затем передается перевозчику. Статистическая форма заполняется до перевозки товаров по территории Российской Федерации, но не ранее чем за 15 дней до ее начала. 

Статистическую форму можно заполнить на портале Федеральной таможенной службы по адресу https://edata.customs.ru/stat. При заполнении форме автоматически присваивается регистрационный номер.
В статистической форме указываются информация об отправителе и получателе товаров, описание товара, его цена, вес, код по ТН ВЭД ТС и др.

При выявлении ошибок или неточностей необходимо представить уточненную статистическую форму в течение 10 рабочих дней с момента их выявления.

Статистическую форму не нужно заполнять в отношении:

  • товаров, перемещаемых для личного пользования физическими лицами государств - членов Таможенного союза;
  • транзитных товаров;
  • товаров, перемещаемых в целях ремонта;
  • товаров, перемещаемых железнодорожным транспортом (в отношении них будет разработан отдельный порядок статистического учета);
  • некоторых других категорий товаров.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.