Закон online.

27.01.2011

Сервис «Мой арбитр» позволит подавать иски и жалобы в электронной форме в арбитражные суды, рассказал начальник управления информатизации и связи Высшего арбитражного суда (ВАС) Игорь Соловьев. Через интернет можно инициировать процесс, материалы дела нужно будет по-прежнему предоставлять в бумажном виде, объясняет он. «Это уникальный сервис для российской судебной системы», — утверждает Соловьев. По его словам, затраты на создание сайта были минимальны, так как он разрабатывался специалистами ВАС. Инвестиции могут потребоваться в дальнейшем, когда придется совершенствовать технологии, например закупать серверы. «Будем ждать первых отзывов от участников процесса и судов, чтобы понять, куда развиваться», — говорит Соловьев.

«Очень удобно — экономия времени, денег и сил, — отмечает партнер “Яковлев и партнеры” Игорь Дубов. — Главное, чтобы не обязали к электронному заявлению прилагать отсканированные документы, подтверждающие обоснованность требований».

Сам себе консультант

Развитие электронных систем, которые являются подспорьем для юристов, началось в конце 1980-х — начале 1990-х гг., когда появились первые информационные правовые системы — ЮСИС, «Гарант», «Консультант плюс», «Кодекс», «Референт», вспоминает адвокат «Юков, Хренов и партнеры» Анна Бурдина. Однако они были далеки от совершенства, интернета не существовало, поэтому опытные юристы пользовались собственными подборками нормативно-правовых и судебных актов, комментариями судей и специалистов, прибегали к советам коллег. Начинающим юристам, тем, кто менял регион или специализацию, было тяжелее — увеличивался риск проиграть дело или дать некорректную рекомендацию клиенту, объясняет Бурдина.

Сейчас в базе «Консультанта» более 5 млн документов, у «Гаранта» — свыше 4 млн. «Базы удобны для юристов, менеджеров и бухгалтеров, — считает Бурдина. — Но есть недостатки — например, не всегда документы публикуются оперативно, нет иностранных актов даже по основным отраслям права». Высоки и расходы, считает юрист «Налоговика» Дмитрий Липатов, из-за чего многие вынуждены пользоваться пиратскими версиями, что увеличивает нагрузку на лицензионных пользователей еще больше.

«Консультант» планирует активно развивать путеводитель по системе, обещает представитель компании; это инструмент для работы с большими объемами информации, который ориентирован на юристов, кадровиков и финансовых специалистов, добавляет он.

Госуслуги в интернете

Тренд последних двух лет — перевод в электронный вид госуслуг. К 2013 г. через интернет можно будет подать декларации по большинству налогов, следует из графика правительства по переводу госуслуг в интернет. Открытость госорганов растет, однако остается недостаточной, констатирует руководитель экспертной группы Goltsblat BLP Евгений Данилов, например, МИД публикует только названия международных договоров, а за одну печатную страницу документа требует 50 руб. Больше документов о своей деятельности могли бы публиковать Минприроды и Минпромторг, считает он, сложно найти документы на сайте президента. Нужно, чтобы госорганы максимально переводили переписку в электронный вид, считает Липатов: «И сейчас можно получить какие-то объяснения по электронной почте, но они не имеют юридической силы».

Автор статьи: Максим Товкайло

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.