Аудиовизуальный сбор с импортеров техники. Почему норма ГК РФ фактически не действует.

07.09.2010

Александр Кирильченко, юрист «Гольцблат БЛП».

Какие взносы должны платить импортеры аудио- и видеотехники?
Кто вправе собирать средства с импортеров на авторское вознаграждение?
Мешает ли таможенному оформлению отсутствие факта уплаты взноса?

Согласно статье 1245 Гражданского кодекса авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений принадлежит право на вознаграждение за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений исключительно в личных целях. Средства для этих вознаграждений должны уплачивать изготовители и импортеры оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения (аудио- и видеотехники, незаписанных карт памяти, дисков, кассет и проч.).

Однако данная норма в настоящее время является фактически недействующей, поскольку для ее реализации отсутствуют необходимые механизмы.

Основания и порядок уплаты вознаграждения по Гражданскому кодексу.

Как известно, граждане вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения воспроизводить правомерно обнародованные аудиовизуальные произведения исключительно в личных целях (ст. 1273 ГК РФ). Проще говоря, можно без вознаграждения прослушивать музыку и смотреть фильмы в домашних условиях. Но авторам, исполнителям, изготовителям фонограмм и аудиовизуальных произведений за такое воспроизведение в личных целях все-таки полагается вознаграждение, имеющее компенсационный характер, и выплачиваться оно должно за счет средств изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей (п. 1 ст. 1245 ГК РФ).

Получатель платежей. Сбор средств для выплаты вознаграждения за воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (далее – аудиовизуальный сбор) уполномочена осуществлять аккредитованная организация (п. 2 ст. 1245 ГК РФ). Это организация по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе, получившая государственную аккредитацию на конкретный вид деятельности (подп. 4 п. 1 ст. 1244 ГК РФ). Однако в настоящее время ни одна организация по управлению авторскими и смежными правами на коллективной основе не аккредитована на получение аудиовизуальных сборов. В этом можно убедиться, ознакомившись со списком организаций, получивших госаккредитацию в сфере управления конкретными авторскими и смежными правами, на официальном сайте Росохранкультуры - www.rosohrancult.ru.

Порядок уплаты. Конкретный перечень оборудования и материальных носителей, размер и порядок сбора соответствующих средств, а также порядок распределения вознаграждения и его уплаты аккредитованной организацией правообладателям должно утвердить Правительство РФ. Но до настоящего времени соответствующие нормативные правовые акты Правительством не приняты.

Таможенное оформление ввозимого оборудования и материальных носителей.

Аналогичные положения, предусматривавшие уплату вознаграждения за воспроизведение в личных целях за счет средств изготовителей и импортеров  аудио- и видеотехники и материальных носителей, содержались и в Законе РФ от 09.07.1993 № 5351-1 «Об авторском праве и смежных правах» (ст. 26 закона № 5351-1). Во исполнение данного закона был издан Указ Президента РФ от 05.12.1998 № 1471 «О мерах по реализации прав авторов произведений, исполнителей и производителей фонограмм на вознаграждение за воспроизведение в личных целях аудиовизуального произведения или звукозаписи произведения» (далее – указ № 1471), который формально действует до сих пор. Он устанавливает, что ввозимые в РФ аудио-, видеотехника и материальные носители могут быть выпущены таможенными органами в свободное обращение только при условии выплаты импортером аудиовизуального взноса. При этом Таможенный кодекс РФ не содержит подобного основания для условного выпуска товаров (ст. 151 ТК РФ) или для отказа в выпуске для свободного обращения (ст. 149 ТК РФ). Нет таких оснований и в Таможенном кодексе Таможенного союза (ст. ст. 183, 195, 200, 201, 210 ТК ТС). Тем не менее, на практике были попытки ограничить выпуск в свободное обращение соответствующих товаров без уплаты аудиовизуального сбора.

Временный порядок контроля за ввозом оборудования и носителей. Не принимая необходимые нормативные правовые акты, указанные в статье 1245 Гражданского кодекса, Правительство РФ, тем не менее, поручило Федеральной таможенной службе разработать временный порядок контроля за ввозом оборудования и материальных носителей, используемых для свободного воспроизведения в личных целях (далее – временный порядок контроля). Этот порядок доведен письмом ФТС от 20.04.10 №  01-11/19707. Его суть сводилась к тому, что при таможенном оформлении поименованных в нем товаров импортер (декларант) оборудования и материальных носителей был обязан предоставить таможенному органу доказательства выплаты аудиовизуального сбора или урегулирования процедуры его выплаты (письмо,  гарантийное обязательство, соглашение или договор с импортером). Поскольку подтвердить оплату или урегулирование процедуры оплаты может только организация, аккредитованная на сбор вознаграждения, то очевидно, что письмо или гарантийное обязательство должно было выдаваться либо удостоверяться именно такой организацией. В соответствии с пунктом 3 временного порядка контроля непредставление декларантом вышеуказанных документов  считалось несоблюдением условий выпуска товаров, названных в указе № 1471. Оставался открытым вопрос, как должен поступить таможенный инспектор, если декларант не предоставлял письмо или гарантийное обязательство (а он и не мог его предоставить при всем желании в силу отсутствия аккредитованной организации). Отказ в выпуске товара в свободное обращение, как и его условный выпуск не соответствуют таможенному законодательству, а выпуск в свободное обращение – временному порядку контроля. Эта неопределенность существовала недолго и разрешилась сама собой в связи с признанием временного порядка контроля недействующим из-за того, что он не прошел установленную процедуру опубликования и государственной регистрации, необходимой для нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти (решение Высшего арбитражного суда от 16.06.10 № ВАС-6978-6979/10).

Фактическая ситуация с уплатой вознаграждения.

В настоящее время вопросы уплаты аудиовизуальных сборов по-прежнему не урегулированы. Не установлен ни перечень конкретных наименований товаров, в отношении которых требуется уплата таких взносов, ни порядок уплаты взносов, ни их размер. Отсутствует соответствующая аккредитованная организация. При этом до сих пор не отменен указ № 1471, но это не должно создавать какие-либо трудности для импортеров аудио- и видеотехники и материальных носителей. Во-первых, в силу противоречия указа таможенному законодательству. Во-вторых, из-за отсутствия необходимых правительственных актов, при наличии которых был бы возможным механизм реализации данного указа. При таможенном оформлении таможенный инспектор не вправе требовать от импортера подтверждения урегулирования финансовых отношений с авторскими обществами и при отсутствии таких подтверждений отказывать в выпуске товаров в свободное обращение либо оформлять их условный выпуск.


Товары, при ввозе которых  требуется уплата «аудиовизуального сбора».

В настоящее время перечень товаров, импорт которых требует уплаты взносов на вознаграждение авторам и иным правообладателям аудиовизуальных произведений, отсутствует. В утратившем силу временном порядке контроля были поименованы, в частности, звуковоспроизводящая и звукозаписывающая аппаратура и радиоприемники, вычислительные машины и их блоки, содержащие устройства ввода или вывода информации, телевизоры с видеозаписывающим оборудованием, телефонные аппараты (включая сотовые), а также различные виды незаписанных материальных носителей. Очевидно, что при принятии необходимых нормативных актов Правительства РФ в них будут фигурировать аналогичные товары.

ВОПРОСЫ В ТЕМУ

Когда аудиовизуальный сбор не должен уплачиваться даже при наличии установленного порядка его уплаты?

Средства для выплаты вознаграждения за свободное воспроизведение фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях не взимаются с изготовителей того оборудования и тех материальных носителей, которые являются предметом экспорта, а также с изготовителей и импортеров профессионального оборудования, не предназначенного для использования в домашних условиях (п. 4 ст. 1245 ГК РФ).

Каким был механизм уплаты аудиовизуального сбора во время действия закона «Об авторском праве и смежных правах»?

Этот механизм фактически отсутствовал, как и сейчас. Согласно указу № 1471 перечень оборудования и материальных носителей, применительно к которым импортеры этих товаров должны были платить аудиовизуальных сбор, а также порядок и условия выплаты вознаграждения авторам и иным правообладателям должно было утвердить Правительство РФ. Но эти нормативные акты так и не появились.

#КРИК#
«В настоящее время ни одна организация не аккредитована на получение аудиовизуальных сборов»

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.