Таможенные риски и риски привлечения к административной ответственности при импорте товаров, содержащих товарные знаки.

01.04.2010

Александр Кирильченко, Юрист GBLP.

С каждым годом вопросы защиты интеллектуальной собственности приобретают в нашей стране все большее значение. Одним из наиболее распространенных объектов интеллектуальной собственности являются товарные знаки, под которыми понимаются обозначения, служащие для индивидуализации товаров. Исключительное право на товарный знак принадлежит юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю, который получил соответствующее свидетельство или приобрел данное право на основании заключенного с правообладателем договора об отчуждения исключительного права на товарный знак.

Правовое содержание данного правомочия предполагает возможность правообладателя по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование средства индивидуализации. При этом отсутствие запрета не считается согласием (разрешением) правообладателя. Согласно положениям части 4 ГК РФ указанное согласие должно быть выражено в договоре об отчуждении (предусматривает фактически продажу исключительного права на товарный знак) или лицензионном договоре (предполагает передачу только права пользования товарным знаком).

В соответствии с ч. 1 ст. 1229 ГК РФ использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации (в том числе способами, предусмотренными ГК РФ) без согласия правообладателя, является незаконным и влечет ответственность, установленную ГК РФ и другими законами. Ввоз товаров, содержащих товарные знаки, по мнению автора, также подпадает под понятие использования и требует согласия правообладателя. Положения, обеспечивающие соблюдение указанных правовых норм, содержатся в том числе в Таможенном кодексе РФ (ТК РФ) и КоАП РФ.

В связи с этим при импорте товаров, содержащих товарные знаки, могут возникать дополнительные таможенные риски. В целях их минимизации  импортерам следует заранее их оценить и уделять особое внимание соблюдению законодательства об интеллектуальной собственности.

1. Таможенные риски.

Согласно ст. 403 ТК РФ обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности является одной из функций таможенных органов, в целях реализации которой им предоставлено право приостанавливать выпуск товаров, обладающих признаками контрафактных. Для таможенной защиты своих товаров правообладатель (или его представитель) должен предварительно зарегистрировать принадлежащий ему товарный знак в Таможенном реестре объектов интеллектуальной собственности (далее – ТРОИС), который ведет ФТС России. Для этого необходимо предоставить:

  • заявление о принятии таможенными органами мер, связанных с приостановлением выпуска товаров;
  • документы, подтверждающие права на товарный знак (например, свидетельство Роспатента на товарный знак, зарегистрированный Роспатентом договор об отчуждении, сертификат Всемирной организации интеллектуальной собственности о международной регистрации товарного знака, заключение Роспатента о предоставлении правовой охраны товарному знаку в силу международных договоров и другие);
  • подробное описание товаров, содержащих товарный знак;
  • договор страхования риска ответственности либо обязательство о возмещении имущественного вреда декларанту, собственнику, получателю товаров, который может быть причинен приостановлением выпуска его товаров.

В случае соблюдения указанных требований Управление торговых ограничений, валютного и экспортного контроля ФТС России включает товарный знак в ТРОИС и доводит это до сведения подчиненных таможенных органов. После этого таможенными органами ведется работа по выявлению товаров, перемещаемых с нарушением законодательства об интеллектуальной собственности. В данной работе прежде всего задействованы подразделения по защите интеллектуальной собственности таможен и региональных таможенных управлений, а также таможенные посты.

Решению этой же задачи соответствует обязанность декларанта указывать в грузовой таможенной декларации (далее – ГТД) товарные знаки, нанесенные на перемещаемые ими товары. В случае, если данный товарный знак внесен в ТРОИС, таможенные органы проверяют: 1) ввозится ли данный товар уполномоченным импортером или лицом, не имеющим на то согласия правообладателя; 2) имеет ли товар признаки подделки (фальсификации).

В этой связи импортеру до начала поставки товаров следует выяснить включен ли товарный знак в реестр Роспатента и ТРОИС на предмет предоставления правовой охраны в РФ, поскольку в этом случае импортер должен иметь лицензионное соглашение с правообладателем (или его представителем) на право ввоза в РФ.

Необходимость получения данного разрешения правообладателя вызвана положениями статей 1229 и 1487 части четвертой ГК РФ. Как упоминалось выше, статья 1229 ГК РФ устанавливает запрет на использование товарного знака в любой форме без согласия правообладателя. Исключение из этого правила содержится в статье 1487 ГК РФ, согласно которой в РФ провозглашается национальный принцип исчерпания прав правообладателя. То есть не является нарушением исключительного права на товарный знак использование этого товарного знака другими лицами в отношении товаров, которые были введены в гражданский оборот на территории РФ непосредственно правообладателем или с его согласия.

В большинстве случаев ввозимые в РФ товары не отвечают данным требованиям, поскольку они введены в гражданский оборот только в стране вывоза, но не в РФ. Для ввода их в гражданский оборот в России необходимо согласие правообладателя.
Поэтому даже если импортер приобрел за границей товар с охраняемыми  РФ товарными знаками на вполне легальных основаниях (заключив внешнеторговый контракт, оформив иные товаросопроводительные документы), но не получил согласие правообладателя на ввоз товаров в РФ, он рискует оказаться в ситуации, когда выпуск его товаров будет приостановлено. При этом могут возникнуть непредвиденные расходы на хранение товара, а также может привести к несоблюдению контрактных сроков и упущенной выгоде.

2. О процедуре приостановления выпуска товаров.

Смысл данной процедуры заключается в том, чтобы предоставить правообладателю время для сбора доказательств нарушения его прав и их защиты в уполномоченых органах. В настоящее время таможенным законодательством установлен частно-правовой принцип принятия решения о приостановлении выпуска товаров, т.е. только на основании заявления правообладателя или его представителя. На практике факт ввоза товаров с признаками возможного нарушения прав правообладателя устанавливают таможенные органы и сообщают об этом правообладателю или его представителю в России, который по своему усмотрению принимает решение о направлении официального заявления о защите своих прав.

Однако не исключено, что в ближайшее время таможенные органы получат право самостоятельно, по собственной инициативе (без заявления правообладателя) приостанавливать выпуск товаров -  в порядке ex officio. Данный вопрос уже рассматривается на уровне Государственной Думы в связи с внесением соответствующего законопроекта ФТС России.

Срок приостановления выпуска составляет 10 дней с возможностью продления еще на 10 дней. При этом таможенный орган обязан уведомить об этом декларанта и правообладателя (его представителя). Ст. 398 ТК РФ предполагает, что  за это время правообладатель должен собрать доказательства нарушения его прав импортером. Таможенные органы оказывают ему содействие в этом, предоставляя образцы ввозимого товара и необходимую дополнительную информацию. При этом импортеру следует иметь в виду, что какая-то конфиденциальная информация о товаре или условиях его поставки может быть раскрыта перед третьими лицами в лице правообладателя или его представителя, хотя дальнейшее ее распространение преследуется по закону.

Если до истечения указанного выше срока правообладатель не получит от уполномоченного органа решение 1) об изъятии, 2) о наложении ареста или 3) о конфискации товаров, приостановление выпуска прекращается и продолжается их обычное таможенное оформление в соответствии с необходимыми таможенными процедурами.

До недавнего времени  административная и арбитражная практика понимала под уполномоченным органом, который вправе изъять или арестовать товар по подозрению в нарушении прав правообладателя, таможню. В связи с этим таможенные органы изымали в рамках дел об административных правонарушениях по ст. 14.10 КоАП РФ не только фальсифицированные товары, но и ввозимые по «параллельному» импорту .

По мнению автора, такая практика и незаконна, и нецелесообразна. Статья 14.10 КоАП РФ предполагает административное преследование только за ввоз фальсифицированных товаров (подделок известных брэндов), но не за «параллельный» импорт. В противном случае государство в лице таможенных органов, призванное обеспечивать публичные интересы, вовлекается вопросы урегулирования финансовых споров между правообладателем и импортером на предмет уплаты роялти за ввоз товара: по нашему мнению, это нецелесообразно.

Полагаем, что органом, уполномоченным изымать, арестовывать или конфисковывать ввозимые по «параллельному» импорту товары, является арбитражный суд. Именно в рамках частно-правового состязательного арбитражного процесса правообладатель должен доказать факт нарушения его исключительных прав и требовать принятия указанных мер и возмещения убытков.

3. Риски привлечения к административной ответственности.

В РФ за незаконное использование чужого товарного знака предусмотрена административная ответственность по ст. 14.10 КоАП РФ, которая предусматривает штраф от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией предметов, содержащих незаконное воспроизведение товарного знака. Несмотря на несложную диспозицию данной статьи, практика ее применения имеет в России некоторые особенности. До принятия Постановления Президиума ВАС РФ по делу №А40-9281/08-145-128 таможенные органы и арбитражные суды исходили из того, что административным правонарушением является как ввоз фальсифицированных товаров, так и ввоз товаров по «параллельному» импорту.

В связи с этим импортеры сталкивались с ситуацией, когда в отношении них возбуждали административные дела в связи с ввозом на территорию РФ товаров, легально купленных на территории иностранных государств.

В настоящее время подобная практика признана ВАС РФ не соответствующей закону. Так, ВАС РФ указывает, что предметом административного правонарушения по ст. 14.10 КоАП РФ может быть только товары, содержащие незаконное воспроизведение товарного знака. Если товарный знак нанесен на товар самим правообладателем или уполномоченным им лицом (т.е. оригинальные товары), то он не содержит признаков незаконного воспроизведения товарных знаков. В связи с этим за его ввоз на территорию Российской Федерации общество не может быть привлечено к ответственности, предусмотренной статьей 14.10 КоАП РФ. Данный вывод также был основан не только на формальном анализе санкции статьи 14.10 КоАП РФ, но и на суждениях относительно баланса публичных и частных интересов, имеющих доктринальный характер.

Так, в Определении о передаче указанного судебного дела в Президиум ВАС РФ  отмечено, что:

1) Совокупность мер гражданско-правовой ответственности за нарушение права на товарный знак составляет самостоятельный и достаточный комплекс средств для обеспечения защиты интересов правообладателя, в связи с чем применение мер публичной ответственности за такое нарушение не может преследовать цели защиты исключительно интересов правообладателя и должно быть направлено прежде всего на пресечение противоправного поведения, посягающего на публичный порядок, в частности, недопущение оборота контрафактных товаров.

2) Вытекающее из принципа соблюдения баланса частных и публичных интересов ограничение распространения норм публично-правовой ответственности, в том числе административной, на область гражданско-правовых деликтов, к категории которых относится и нарушение права на товарный знак, а также принцип установления административной ответственности только за деяния, представляющие угрозу публичным интересам, позволяет сделать вывод о том, что не всякое нарушение права на товарный знак образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного статьей 14.10 КоАП РФ, а лишь то, которое связано с оборотом контрафактных товаров, этикеток, упаковки товаров, как содержащее объективные признаки угрозы публичным интересам.

Таким образом, в настоящее время импортеру не грозит возбуждение против него административного дела, если он будет ввозить оригинальный товар, что не исключает возможности приостановления выпуска данного товара и последующие судебные иски со стороны правообладателя или его представителя.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.