К вопросу об исполнении судебных решений, вынесенных в пользу налогоплательщиков, по заявлениям, содержащим материальные требования о возврате налога.

30.07.2009

Сергей Калинин,
старший юрист юридической фирмы Goltsblat BLP.

Исполнительное производство по делам об обжаловании незаконных решений налоговых органов, которыми налогоплательщику было отказано в возврате излишне уплаченных (взысканных) налогов, а равно по делам об их обязании произвести возврат таких налогов, имеет ряд отличий от исполнительного производства по гражданско-правовым спорам.

Прежде всего, следует учитывать статус ответчика по данной категории споров. Налоговый орган не производит возврат налога из собственных средств, т.е. находящихся на лицевом счете территориальной инспекции ФНС России, которой предъявлено требование о возврате налога. Она только обязана направить поручение на возврат суммы излишне уплаченного (взысканного) налога в территориальный орган Федерального казначейства (п. 8 ст. 87, п. 2 ст. 79 НК РФ). В аналогичном порядке производится возмещение НДС (п. 8 ст. 176 НК РФ).

По этой причине в ходе исполнительного производства по делу об обязании инспекции ФНС России осуществить возврат налога невозможно использование большинства мер принудительного исполнения, предусмотренных п. 3 ст. 68 Федерального закона от 2 октября 2007 г. «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве).

Вместе с тем в рассматриваемом случае мерой воздействия на должника (инспекцию ФНС России) предусмотренный ст. 17.15 КоАП РФ является штраф в размере от 10 до 20 тысяч рублей, который может быть наложен судебным приставом-исполнителем на руководителя территориальной инспекции ФНС России.

Штраф за неисполнение судебного акта также может быть наложен и арбитражным судом, выдавшим исполнительный лист, по заявлению взыскателя или судебного пристава-исполнителя (ст. 332 АПК РФ). Размер такого штрафа, налагаемого на должностное лицо, не может превышать 5 тысяч рублей, на организацию – 100 тысяч рублей .

Кроме того, налогоплательщик вправе обратиться в прокуратуру с жалобой на нарушения, допускаемые налоговым органом. По результатам рассмотрения жалобы прокурором может быть вынесено представление об устранении нарушений закона, по которому в течение месяца должны быть приняты конкретные меры.

В качестве крайнего шага налогоплательщик вправе также обратиться в прокуратуру с заявлением о возбуждении уголовного дела в отношении руководителя инспекции ФНС России по ст. 315 УК РФ (злостное неисполнение государственным служащим решения суда). Указанная статья предусматривает в качестве максимального наказания за данное преступление лишение свободы на срок до двух лет.

Судебная практика допускает также предъявление налогоплательщиком исполнительного листа по делам об обязании налогового органа возвратить сумму излишне уплаченного (взысканного) налога непосредственно в органы Федерального казначейства. Так, по одному из дел, рассмотренных ФАС Волго-Вятского округа , налогоплательщик предъявил исполнительный лист, выданный арбитражным судом по делу об обязании налогового органа возместить сумму НДС, в территориальный орган Федерального казначейства. Последний вернул исполнительный лист налогоплательщику, сославшись на отсутствие поручения налогового органа на возврат налога.

Арбитражный суд признал незаконным возврат Федеральным казачеством исполнительного листа, указав на следующее. В силу ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве, условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств из соответствующего бюджета бюджетной системы РФ устанавливаются бюджетным законодательством РФ. На основании ст. 218 Бюджетного кодекса РФ (далее – БК РФ) исполнение бюджетов по доходам предусматривает возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов. Согласно п. 2 ст. 239 БК РФ, обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы РФ производится на основании судебных актов в соответствии с гл. 24.1 БК РФ. Исполнительный документ, предусматривающий обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федерального бюджетного учреждения-должника, направляется судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем вместе с документами, указанными в п. 2 ст. 242.1 БК РФ, в орган Федерального казначейства по месту открытия должнику как получателю средств федерального бюджета лицевых счетов для учета операций по исполнению расходов федерального бюджета, а также средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (п. 1 ст. 242.3 БК РФ). К исполнительному документу (за исключением судебного приказа), направляемому судом по просьбе взыскателя или самим взыскателем, должны быть приложены надлежащим образом заверенная копия судебного акта, на основании которого он выдан, а также заявление взыскателя с указанием реквизитов банковского счета взыскателя, на который должны быть перечислены средства, подлежащие взысканию (п. 2 ст. 242.1 БК РФ).

Доводы Казначейства о невозможности исполнения исполнительного листа со ссылкой на п. 2 ст. 78 НК РФ (т.е. в силу отсутствия поручения налогового органа на возврат налога) были отклонены судом в силу следующего. Пунктом 3 ст. 242.1 БК РФ установлены основания для возврата взыскателю документов, поступивших на исполнение. К ним относятся: непредставление какого-либо документа, указанного в п. 2 настоящей статьи; несоответствие документов, указанных в п. 1 и 2 настоящей статьи, требованиям, установленным ГПК РФ, АПК РФ и Законом об исполнительном производстве; нарушение установленного законодательством РФ срока предъявления исполнительного документа к исполнению; представление взыскателем заявления об отзыве исполнительного документа. Перечень оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Следовательно, отсутствие поручения налогового органа на возврат налога не является основанием для отклонения органом Федерального казачества исполнительного листа на возврат излишне уплаченных сумм налога.

Рассматривая особенности исполнения судебных актов по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, уместно упомянуть о немедленном исполнении судебных актов по данной категории дел, предусмотренном ст. 201 АПК РФ. Как было разъяснено ВАС РФ в Информационном письме от 24 июля 2003 г. № 73 , в тех случаях, когда фактической целью заявителя является взыскание из бюджета денежных средств, такого рода интерес носит имущественный характер независимо от того, защищается ли он путем предъявления в суд заявления о взыскании соответствующих денежных средств либо посредством предъявления требования о признании незаконным бездействия конкретного государственного органа (должностного лица). Поэтому судебный акт по такому спору приводится в исполнение по общему правилу, закрепленному в ч. 1 ст. 182 АПК, т.е. после вступления его в законную силу.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.