Выбор способа прекращения деятельности хозяйственного общества.

31.05.2010

Екатерина Дедова,
руководитель группы корпоративной практики/слияния и поглощения «Гольтцблат БЛП ЛЛП»

Елена Сайфуллина,
юрист корпоративной практики /слияния и поглощения
«Гольтцблат БЛП ЛЛП»

В современных условиях в России большая часть предпринимателей рано или поздно сталкивается с проблемой закрытия части (или всех) подразделений своего бизнеса.

В настоящее время этот вопрос может быть особенно актуален для крупных холдингов, планирующих реструктуризацию своей деятельности.

В настоящей статье рассматривается несколько способов прекращения бизнеса: собственно ликвидация юридических лиц, а также некоторые формы их реорганизации, при которых одно (или несколько) реорганизуемых лиц прекращают свое существование.

С учетом актуальности данной тематики статьи для частного бизнеса анализируются вышеназванные способы прекращения деятельности в отношении хозяйственных обществ.

Для того чтобы определить оптимальный вариант закрытия бизнеса в каждой конкретной ситуации необходимо обладать достоверной информацией о реальном положении дел в компании, существование которой планируется прекратить.
Необходимо также четко представлять результат, который будет достигнут в итоге прекращения существования той или иной компании.

Поскольку зачастую реальный результат не совпадает с первоначально планируемым или желаемым, многие компании обращаются к консультантам для оценки существующей ситуации в хозяйственном обществе, выработки вариантов и плана прекращения ее деятельности.

Причин для принятия решения о прекращении деятельности компании может быть много. Исходя из нашего опыта, наиболее распространенными из них являются:

  • реорганизация бизнеса, которая может быть обусловлена различными факторами, например, сменой собственников или необходимостью оптимизации хозяйственной деятельности.
  • нерентабельность бизнеса, когда владельцы компании принимают решение о закрытии бизнеса по причине его убыточности.
  • достижение поставленных при создании компании бизнес-целей. Если компания была создана на определенный срок и под определенный проект, то по окончании реализации данного проекта необходимость поддерживания деятельности такой компании может отпасть.

***
Когда причины закрытия бизнеса определены, необходимо получить представление об активах, которыми владеет хозяйственное общество, подлежащее закрытию (имущество, имущественные права, лицензии, разрешения).

На данном этапе также важно получить информацию обо всех кредиторах общества, о текущих судебных разбирательствах, стороной которых является общество, а также выяснить иные моменты, которые могут быть критичными для прекращения существования компании.

Зачастую найти ответы на данные вопросы возможно только в результате комплексного анализа деятельности юридического лица, проводимого в рамках аудита (due diligence).

По сути, результаты этой проверки и будут положены в основу выработки критериев, определяющих выбор варианта прекращения деятельности компании.

Если помимо собственно прекращения деятельности компании параллельно должны решаться и иные задачи (например, передача недвижимого имущества собственникам общества, подлежащего закрытию, сохранение взаимоотношений с поставщиками и подрядчиками, сохранение «узнаваемости» бренда на рынке и т.п.), они также должны быть приняты во внимание при выборе способа прекращения существования компании.

***
Если говорить об инструментах, предусмотренных российским правом, то прекращение существования компании возможно путем:

  • ликвидации (способ прекращения деятельности хозяйственного общества без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим лицам),
  • либо реорганизации.

В рамках данной статьи рассматриваются две формы реорганизации из пяти предусмотренных законом:

  • присоединение (форма реорганизации, в результате которой прекращается деятельность хозяйственного общества, и к присоединяющему обществу переходят все права и обязанности присоединяемого общества) и
  • слияние (форма реорганизации, в которой участвуют как минимум два хозяйственных общества, в результате которой права и обязанности каждого из таких обществ переходят к вновь возникшему хозяйственному обществу).

С учетом требований российского законодательства, мы полагаем, что при выборе способа прекращения деятельности хозяйственного общества необходимо принимать во внимание следующие основные моменты:

  1. величину активов юридических лиц, участвующих в прекращении деятельности хозяйственного общества, и их групп лиц;
  2. финансовое состояние, дебиторскую и кредиторскую задолженность хозяйственного общества, деятельность которого прекращается;
  3. взаимоотношения с кредиторами;
  4. взаимоотношения с органами государственной власти;
  5. наличие имущества (в первую очередь, недвижимого) на балансе хозяйственного общества, деятельность которого прекращается;
  6. трудовые отношения в обществе, деятельность которого планируется прекратить.

***

1. Величина активов юридических лиц, участвующих в прекращении деятельности хозяйственного общества, и их групп лиц.

Такое решение как прекращение деятельности одной бизнес-единицы может в итоге повлечь весьма серьезные издержки, если не принимать во внимание требования антимонопольного законодательства.

По общему правилу,

  • если суммарная стоимость активов или суммарная стоимость выручки за последний календарный год, предшествующий году реорганизации, групп лиц, участвующих в реорганизации, превышает установленные ФЗ «О защите конкуренции» пределы или
  • если, в случае присоединения, одно из таких лиц включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более чем тридцать пять процентов,

такая реорганизация юридических лиц подлежит контролю со стороны Федеральной антимонопольной службы (в форме предварительного одобрения или последующего уведомления в зависимости от величины активов/суммарной выручки) .

При получении предварительного согласия или уведомлении антимонопольного органа следует принимать во внимание периодическое повышение антимонопольным органом пределов, при которых такое согласие или уведомление требуется.

Так, последний раз пределы были пересмотрены (в сторону повышения) Федеральным законом № 164-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 17 июля 2009 года, вступившим в силу 23 августа 2009 года.

Однако по состоянию на текущий момент, антимонопольным органом уже подготовлен новый пакет изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», направленный, в том числе, на очередное повышение стоимостного показателя указанных пределов.
В тех случаях, когда реорганизация, подлежащая предварительному одобрению в соответствии с установленными законом критериями, происходит в рамках одной группы лиц, можно избежать необходимости получения предварительного одобрения.

Это возможно в двух случаях:

  1. если перечень лиц, входящих в одну группу, был представлен в ФАС России не позднее чем за один месяц до осуществления реорганизации, и
  2. если перечень лиц, входящих в эту группу, на момент осуществления реорганизации не изменился по сравнению с представленным в ФАС перечнем таких лиц.

По общему правилу, за ликвидацией юридического лица как таковой антимонопольный контроль не осуществляется - за исключением случая, когда ликвидируемое хозяйственное общество владеет долями и (или) акциями в других юридических лицах.

В этом случае антимонопольный контроль может потребоваться при приобретении участником(ами) хозяйственного общества прав на доли и (или) акции в других юридических лицах на основании универсального правопреемства, если такое приобретение удовлетворяет критериям, установленным законом.

Если такая сделка осуществляется в рамках одной группы, то в этом случае также возможно последующее уведомление ФАС России вместо получения предварительного согласия.

Проблемная ситуация может возникнуть, когда ликвидируемое хозяйственное общество и его участники не образуют одну группу лиц.

В этом случае при переходе долей и (или) акций такого общества к его участникам в порядке универсального правопреемства, необходимо получать предварительное согласие ФАС России.

Может ли ФАС России не дать такое согласие, и тем самым поставить под вопрос возможность проведения добровольной ликвидации как таковой?

К сожалению, данный вопрос на уровне законодательства и разъяснений ФАС России не решен.

Нам представляется, что в подобных ситуациях приобретение в порядке универсального правопреемства долей и (или) акций не сможет значительно повлиять на уровень экономической концентрации.

Тем не менее, теоретически риск неполучения согласия ФАС России существует.

2.Финансовое состояние, дебиторская и кредиторская задолженность хозяйственного общества, деятельность которого прекращается.

При ликвидации хозяйственного общества все его обязательства подлежат исполнению/изменению и (или) прекращению в зависимости от условий заключенных договоров с контрагентами.

Кредиторы должны быть уведомлены о ликвидации общества в порядке, предусмотренном действующим законодательством.
В случае, если задолженность общества по требованиям его кредиторов превышает законодательно установленные допустимые значения, и реструктурировать эту задолженность по договоренности с кредиторами не представляется возможным, ликвидация может обернуться инициированием процедуры банкротства .

А это, в свою очередь, с учетом изменений в законодательстве о несостоятельности, может также вовлечь в данный процесс контролирующих должника лиц, если они своими бизнес-решениями спровоцировали предбанкротное состояние хозяйственного общества.

Кроме того, в соответствии с недавними изменениями, внесенными в ФЗ «Об акционерных обществах», общество не позднее чем через шесть месяцев после окончания соответствующего финансового года обязано принять решение о своей ликвидации, если стоимость его чистых активов окажется меньше установленного законом минимального размера уставного капитала по окончании финансового года, следующего за вторым финансовым годом или каждым последующим финансовым годом, по окончании которых стоимость чистых активов общества оказалась меньше его уставного капитала.

При закрытии хозяйственного общества путем его реорганизации все права и обязанности прекращающего свое существование общества по передаточному акту переходят к оставшемуся (в случае присоединения) или вновь созданному обществу (при слиянии).
В данном случае, поскольку все гражданско-правовые обязательства продолжают действовать, и требования кредиторов даже после проведения реорганизации могут быть удовлетворены за счет имущества общества-правопреемника, риск инициирования процедуры банкротства не возникает.

Вместе с тем необходимо помнить, что переходят также все права и обязанности по уплате налогов, сборов и иных платежей (включая уплату штрафов и пеней) в отношении прекративших свое существование обществ.

3.Взаимоотношения с кредиторами.

Взаимоотношения с кредиторами прекращающих свое существование хозяйственных обществ различаются в зависимости от способа прекращения их деятельности.

Если при ликвидации хозяйственного общества требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной ст. 64 Гражданского Кодекса РФ, и в той части, в какой у общества достаточно имущества для удовлетворения требований всех кредиторов, то при реорганизации хозяйственного общества кредиторы обладают рядом существенных прав, предоставленных им законодателем.

Кредиторы в данном случае имеют право на:

  • предоставление им информации о принятом решении о реорганизации;
  • требование досрочного исполнения обязательств .

При невозможности обществ, участвующих в реорганизации, досрочно исполнить обязательства кредиторы имеют право требовать прекращения обязательств и возмещения связанных с этим убытков.

На уровне закона порядок индивидуального уведомления кредиторов о принятии обществом решения о реорганизации не закреплен.

В конечном итоге решение вопроса о том, направлять или не направлять уведомления всем кредиторам в индивидуальном порядке остается за компанией. И чаще всего это зависит от соотношения затрат на уведомление и возможных рисков, связанных с потенциальным обжалованием кредитором реорганизации.

Мы склонны считать, что в развитии законодательства и правоприменительной практики в последнее время проявляется вполне определенная тенденция: устанавливать некий баланс между защитой реорганизуемых компаний и учетом интересов кредиторов.
Данным целям служат новые нормы Гражданского кодекса РФ и законов «Об акционерных обществах» и «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Так, в соответствии с п.6 ст.15 ФЗ «Об акционерных обществах», с п.5 ст.51 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» и п.1 ст.60 Гражданского кодекса РФ , реорганизуемое общество после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц, сообщение о своей реорганизации.

Иной обязанности об уведомлении кредиторов законом не предусмотрено.

Более того, нарушение прав кредиторов и (или) невыполнение их требований при реорганизации с учетом современных тенденций правоприменительной практики, не приостанавливает сам процесс реорганизации. Как было отмечено нами ранее, в данном случае происходит универсальное правопреемство по всем долгам прекративших свое существование обществ.

Соответственно, пострадавшие кредиторы даже после завершения процедуры реорганизации не теряют возможности отстаивать свои требования перед правопреемниками таких обществ.

Кроме того, при принятии решения о реорганизации общества следует проверить условия основных договоров, заключенных таким обществом со своими контрагентами.

Так, крупные банки зачастую при предоставлении кредита хозяйственным обществам включают в качестве условия кредитного договора необходимость получения согласия банка на реорганизацию общества-должника по кредитному договору или предусматривают право потребовать досрочного погашения кредита, в случае принятия такого решения обществом.

4.Взаимоотношения с органами государственной власти.

Порядок ведения налогового и бухгалтерского учета во всех хозяйственных обществах, в той или иной мере участвующих в прекращении деятельности отдельной бизнес-единицы, также может оказывать влияние на выбор способа закрытия бизнеса.
Представление в территориальный налоговый орган и во внебюджетные фонды (по их требованию) по месту нахождения общества сообщения о его ликвидации влечет сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также налоговую проверку в отношении ликвидируемого общества, если территориальный налоговый орган примет соответствующее решение.

Несмотря на то, что нормативные акты не связывают завершение процедуры ликвидации с проведением налоговой проверки, исходя из практического опыта, мы не можем исключить, что налоговые органы могут затянуть исключение общества из ЕГРЮЛ до окончания налоговой проверки.

С учетом отсутствия в законодательстве закрытого перечня случаев, служащих необходимыми и достаточными основаниями для принятия решения налоговым органом о проведении налоговой проверки в отношении хозяйственного общества, можно сделать следующий вывод.

При проведении реорганизации в форме присоединения на практике существуют значительные риски того, что подача сообщения в налоговый орган о реорганизации повлечет сверку расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами, а также, вероятнее всего, налоговую проверку в отношении всех обществ, участвующих в такой реорганизации.

Кроме того, налоговые органы могут провести налоговую проверку в организации-правопреемнике даже после завершения процедуры реорганизации.

В данном случае проверка проводится в отношении прекративших свое существование хозяйственных обществ за прошлые налоговые периоды в рамках установленной законодательством «глубины» такой проверки.

Если у ликвидируемого или реорганизуемого общества, деятельность которого прекращается по результатам реорганизации, есть какие-либо лицензии или иные разрешения, то их действие будет прекращено.

Лицензию в некоторых случаях может сохранить только общество, к которому было осуществлено присоединение, однако, вероятно, может потребоваться ее переоформление в компетентном лицензирующем органе.

Перспективы судебных разбирательств, стороной которых является хозяйственное общество, чья деятельность прекращается, зависит от способа прекращения его деятельности.

При реорганизации хозяйственного общества происходит процессуальное правопреемство, и реорганизованное общество или вновь образованное общество становится стороной такого судебного разбирательства со всеми правами и обязанностями стороны по делу.
При ликвидации хозяйственного общества в процессе рассмотрения гражданского или арбитражного судебного дела по общему правилу производство по нему подлежит прекращению, независимо от того, истцом или ответчиком в гражданском деле было ликвидированное хозяйственное общество, и допускает или нет данное спорное материальное правоотношение правопреемство.
Вместе с тем, в связи с недостаточной урегулированностью  данного вопроса, мы бы рекомендовали - при принятии решения о ликвидации хозяйственного общества - обращать особое внимание на ситуации, когда оно вовлечено в судебные споры в качестве стороны дела.

Также не стоит забывать, что при наличии валютных операций, совершаемых по внешнеторговым контрактам, обществу необходимо будет выполнить требования валютного законодательства, связанные с закрытием паспортов сделок и др.

5.Наличие имущества у общества, деятельность которого прекращается.

Ситуация с ликвидацией общества, которое не имеет на балансе какого-либо ценного имущества, не вызывает вопросов.
Все оставшееся имущество при недостаточности денежных средств общества для удовлетворения требований его кредиторов будет продано с публичных торгов и направлено на эти цели.

Однако если имущество общества представляет ценность для его последующего использования другими компаниями группы лиц (например, недвижимое имущество, производственное оборудование), ликвидация как вариант прекращения деятельности хозяйственного общества представляется разумной только при следующих условиях:

  • ликвидируемое хозяйственное общество не имеет кредиторской задолженности, или оно имеет кредиторскую задолженность, но обладает достаточным количеством денежных средств для проведения расчетов с кредиторами, или
  • ликвидируемое хозяйственное общество имеет кредиторскую задолженность, не обладает достаточным количеством денежных средств для проведения расчетов с кредиторами, но обладает иным имуществом, которое может быть реализовано на торгах для удовлетворения требований кредиторов. Оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество переходит к участникам ликвидируемого общества.

В случае если ликвидируемое хозяйственное общество не имеет достаточного количества денежных средств и (или) иного имущества для удовлетворения требований кредиторов, можно предварительно профинансировать указанное общество (например, для ООО - путем внесения вкладов в имущество указанного общества), либо рассмотреть вариант с куплей-продажей особо ценного имущества одному из участников группы.

Однако необходимо помнить, что в последнем случае возможен налоговый контроль за ценой продажи такого имущества .
При реорганизации хозяйственного общества имущество, принадлежащее обществу, чья деятельность прекращается, переходит к правопреемнику по передаточному акту, составленному по результатам проведенной инвентаризации .

6.Трудовые отношения в хозяйственном обществе, деятельность которого прекращается.

При ликвидации хозяйственного общества трудовые отношения с работниками прекращаются.

В этом случае хозяйственное общество как работодатель обязано будет соблюсти требования трудового законодательства в отношении сроков уведомления работников о ликвидации общества.

В частности, о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации работники должны быть предупреждены персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.

Общество также обязано выполнить нормы о выплате работникам всех причитающихся по закону выходных пособий и компенсаций. А также - исполнить принятые на себя обязательства по выплате так называемых «золотых парашютов» некоторым категориям работников, в случае, если трудовые договоры с данными работниками предусматривают такие дополнительные выплаты.

При реорганизации хозяйственного общества также желательно уведомлять работников о планируемой реорганизации в разумный срок, несмотря на то, что трудовое законодательство прямо не предусматривает такой обязанности работодателя.

В случае получения согласия работников, трудовые отношения с ними продолжаются.

В таком случае по завершении процедуры реорганизации утверждается новое штатное расписание, а в трудовые договоры вносятся соответствующие изменения.

С теми работниками, которые не согласились продолжить свою деятельность в реорганизованной компании, трудовые отношения прекращаются в соответствии с законодательством без выплаты каких-либо специальных дополнительных компенсаций и/или пособий.

Для иностранных работников необходимо будет заново получать разрешения на работу.

Возможно, реорганизованному обществу также необходимо будет получить разрешение на привлечение иностранной рабочей силы.
Это означает, что иностранные работники фактически не смогут приступить к работе на территории России до завершения оформления миграционных документов.

Для минимизации временных затрат, мы бы могли рекомендовать инициировать решение миграционных вопросов параллельно с принятием решения о реорганизации.


 

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.