Авторское право на ТВ: Чужой против хищника

31.07.2009

Медиа Профи
Июль 2009

Соблюдение законодательства об авторском праве — неотъемлемая часть повседневной работы телевидения. Однако в нашей стране этой теме на данный момент уделяется незаслуженно мало внимания.

ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ

Телевидение представляет собой продукт коллективного творчества — это и телевизионные передачи со сценарием и музыкальным сопровождением, это трансляция концертных программ, фильмов, а также целая отрасль по производству телевизионных сериалов, реклама и многое другое. В каждом из приведенных примеров авторское право играет едва ли не ключевую роль. В последние годы телевидение в РФ значительно изменилось, стало больше развлекательных передач и телевизионных сериалов. При этом значительная часть, как телевизионных программ, так и телевизионных сериалов создаются на основе иностранных аналогов. В качестве наиболее известных примеров стоит назвать сериалы «Моя прекрасная няня», «Не родись красивой», «Счастливы вместе», программы «Танцы со звездами», «Фабрика Звезд», «Секрет Успеха», «Последний Герой» и др. Применительно к сериалам, происходит переработка иностранного сценария, иногда в большей, иногда в меньшей степени. Как правило, происходит адаптация сценария и всех персонажей сериала к российским реалиям. Поэтому возникает вопрос как о создании оригинального телевизионного «контента» производителями, так и лицензировании «контента» третьих лиц. Мне как практикующему юристу часто приходится сталкиваться с тем, что далеко не все участники отрасли понимают, как правильно соблюсти все требования законодательства в процессе создания и использования на телевидении произведений, охраняемых авторским правом. Поэтому желательно регулярно проводить конференции и круглые столы для участников отрасли, где заинтересованные лица могли бы обсуждать весь спектр проблем в данной сфере.

Несмотря на определенный прогресс в части соблюдения авторских прав, нарушения — явление не редкое.

Далеко не любой случай нарушения авторских прав на телевидении заканчивается судебным разбирательством, поэтому нельзя привести точную статистику нарушений в данной сфере. Например, недавно специалисты нашей компании успешно защитили интересы клиента в случае, когда объекты авторского права, правообладателем которых являлся наш клиент, использовались в рекламе на телевидении компанией — конкурентом. После ряда встреч и обсуждений с представителями компании, использующей объекты авторского права без разрешения клиента, они приняли решение добровольно снять рекламные ролики с эфира. Таким образом, проблема была решена без суда.

Телевидение в настоящий момент — серьезная бизнес индустрия и деятельность ее участников связана со значительными финансовыми вложениями. Поэтому и отношение к своим авторским правам стало более «трепетным», так как правообладатели прекрасно понимают, что, защищая авторские права, в конечном счете, они защищают свой бизнес и инвестиции. Ответственность за нарушение авторских прав может быть гражданско-правовой, административно-правовой или уголовно-правой. В случае с телевидением, наиболее часто применяют гражданско-правовые методы, а именно возмещение убытков или взыскание компенсации. Компенсация является более популярной мерой по вполне понятным причинам, т.к. конкретный размер убытков истца нужно доказывать. Максимальный размер компенсации за нарушение авторских прав — пять миллионов рублей и правообладатель вправе требовать выплаты компенсации за каждый случай незаконного использования или за допущенное нарушение в целом. Сумма компенсации определяется судом исходя из конкретных обстоятельств дела (например, характер нарушения). Обычно сумма компенсации, которая назначается судом, ниже максимального предела. Например, показ фильма «Космос как предчувствие» по телевидению в несколько измененном виде без разрешения правообладателя обошелся двум нарушителям ООО «Киноартстудия» и Комитету по телекоммуникациям и средствам массовой информации г. Москвы в два с половиной миллиона рублей и пятьсот тысяч рублей соответственно.

НАЙТИ И ОБЕЗВРЕДИТЬ

Нормы авторского права одинаково применяются к различным сферам деятельности, будь то Интернет или телевидение, однако законодательство в области интеллектуальной собственности содержит ряд особых норм, применяемых к телевидению, и относящихся к случаям свободного использования объектов авторского права, а такжесозданию аудиовизуальных произведений (например, телевизионных фильмов и рекламных роликов) и принадлежностью исключительного права на них. .

Кроме того, в случае использования объектов авторского права на телевидении всегда задействованы несколько участников, авторов и правообладателей, чьи интересы в конечном итоге должны соблюдаться. Что касается отслеживания нарушений на ТВ, то это сделать значительно легче чем, к примеру, в сети Интернет. Однако для телевидения значительную ценность представляют т.н. «форматы» телепередач (например, «Танцы со звездами», «Кто хочет стать миллионером?»). В отношении формата телевизионной передачи, очень сложно определить в каких пределах он охраняется авторским правом и охраняется ли вообще.

Одно из краеугольных положений авторского права во всем мире — защита формы, а не идеи. Можно говорить, что формат какой-либо передачи всего лишь представляет собой идею (например, идея устроить парные соревнования по фигурному катанию, в котором будут принимать участие известные персоны и профессиональные фигуристы, при этом в каждой паре будет по одной известной персоне и одному профессиональному фигуристу), которая сама по себе не может охраняться авторским правом.

В случае копирования формата как идеи защита от такого копирования невозможна, т.к. идеи авторским правом не охраняются. Поэтому в каждом конкретном случае необходимо доказать, что скопирована не просто идея, но и форма ее выражения.

Естественно, что многие предпочитают «закупать» формат и заключать договор, так как это значительным образом снижает затраты и позволяет использовать все наработки первоначального обладателя (а это в свою очередь позволяет избежать многих ошибок). Однако бывают случаи использования формата без разрешения первоначального обладателя. Поэтому проблемы в данной сфере в России я бы разделил на две группы:

I ) «Традиционные» проблемы соблюдения авторских прав на телевидении — использование «чужих» объектов без согласия правообладателя, здесь наиболее часто происходит использование в рекламе, нередки случаи, когда заключается договор, но не с правообладателем, а иным лицом, не имеющим полномочий распоряжаться правами (такая ситуация бывает в случае если пользователь надлежащим образом не исследовал вопрос, кто является надлежащим правообладателем или лицензиатом) и др. Такие проблемы вызваны либо незнанием законодательства (например, некоторые считают, что если включить в рекламу музыкальное произведение длительностью меньше минуты, то нет необходимости получать согласия правообладателя), отсутствием договорного оформления, либо надлежащей проверкой перед заключением договора на использование произведений.

II ) Проблемы, вызванные спецификой телевизионной отрасли, которая выражается в попытках защиты «формата телевизионной программы» средствами авторского права. Здесь Россия не сильно отличается от остального мира, где эта проблема до сих пор не решена.

Если говорить о странах Западной Европы и США, то там значительно больше судебных дел в области авторского права в принципе, так как традиционно уровень доверия к судам там выше, чем у нас в стране.

Законодательство РФ в целом соответствует международным стандартам в области авторского права, РФ в настоящий момент является участником всех основных международных договоров в области авторского права и смежных прав и в прошлом году присоединилась к Договору ВОИС об авторском праве 1996 года. Поэтому я бы не стал говорить о том, что различия в области борьбы с нарушениями авторских прав на телевидении в РФ и за рубежом вызваны отличиями соответствующих законов. Главная проблема — правоприменительная практика, а также различия в суммах компенсаций, так как в США и западной Европе традиционно нарушители выплачивают значительную денежную компенсацию. Тем более на телевидении, где в роли нарушителей зачастую выступают крупные компании, телевизионные каналы, располагающие значительными финансовыми ресурсами и способные отвечать за свои нарушения финансово. При этом я уже отмечал, что за рубежом также идет дискуссия в отношении возможности применения норм об авторском праве к телевизионным форматам и судебные дела приводят к противоположным результатам. Например, в Бразилии был прецедент успешной защиты формата телепередачи «Большой Брат» в 2004 году, где нарушителю было предписано выплатить компенсацию в размере примерно семьсот тысяч долларов США в пользу правообладателя и еще примерно миллион восемьсот тысяч долларов США в пользу Бразильского лицензиата правообладателя. Суд признал, что в данном случае формат представляет собой не идею, а конкретную форму ее выражения и содержит подробное описание всех деталей телепроекта, и, таким образом, является охраняемым авторским правом произведением.

ВСЕ ПО-ЧЕСТНОМУ

Главная проблема с моей точки зрения: несмотря на то, что телевидение у нас в стране давно уже стало бизнесом и бизнесом прибыльным, участники отношений зачастую не уделяют внимание юридическим вопросам. Например, нередки случаи работы над проектом без договора с авторами сценария или музыкального произведения либо на основе плохо составленных договоров со сценаристом, режиссером и др. участниками творческого процесса. Кроме того, иногда без соответствующей помощи сложно разобраться в вопросах законности определенных действий, в частности в случае создания нового телефильма на «старой» основе. Показательным примером является судебный спор в отношении сериала «Опера. Хроники убойного отдела» (далее «Опера»). Напомню, что обладатель исключительных прав телесериала «Улицы разбитых фонарей» обратился с иском о нарушении авторских прав к изготовителям сериала «Опера», заявив о том, что последние нарушили исключительное право истца, так как сериал «Опера» является переработкой сериала «Улицы разбитых фонарей» и для его создания необходимо было получить согласие правообладателя первого сериала. Ответчик же заявлял, что заключил договор со сценаристом, которым и был создан сценарий нового сериала, и сериал «Опера» является новым и оригинальным произведением. Данный пример показателен — так как представляет собой спор разных продюсерских компаний (напомню, что часть актеров и соответственно их персонажей ушла из «старого» сериала в «новый»). Суд признал, что «Опера» являются переработкой аудиовизуального произведения сериала «Улицы разбитых фонарей», а не оригинальным произведением. То есть, в данной ситуации суд посчитал, что основой сериала «Опера» выступил не новый сценарий, а ранее созданный сериал «Улицы разбитых фонарей», включая узнаваемые образы главных героев. Насколько мне известно, данное дело еще окончательно не разрешено, т.к. ответчиком была подана жалоба на решение суда.

Думаю, в ближайшем будущем нас ждет больше споров в данной сфере, включая споры в отношении нарушения авторских прав в телевизионной рекламе. При этом увеличивается количество «лицензионных» проектов и будет продолжаться практика договорных отношений.

Как уже отмечалось, сложность защиты «формата» телевизионной передачи также ведет к тому, что эти форматы используются без разрешения создателей. Считаю, что в ближайшее время «владельцы» форматных программ будут предпринимать попытки защиты своих прав, что может привести к формированию определенной судебной практики. За рубежом такая тенденция обозначилась еще несколько лет назад. В целом, я оптимистично оцениваю ситуацию в данной сфере и считаю, что судебные споры в будущем будут уже связаны не с банальным копированием чужих объектов авторских прав, а с более сложными вопросами (в частности разграничением идеи и формы ее выражения, защитой прав на формат телепередач).

Для того, чтобы эффективно защитить свои инвестиции и достичь успеха на рынке, необходимо предпринять комплекс мер по защите интеллектуальной собственности. Производителям контента следует серьезное внимание уделить договорной работе (должны быть соответствующие договоры с лицами, которые заняты созданием контента для студий), кроме того, следует также применять весь комплекс мер по защите прав интеллектуальной собственности, например, обязательно регистрировать названия фильмов, телепередач, а также имена персонажей в качестве товарных знаков (такая практика за рубежом уже давно стала привычной и хочу заметить, что и у нас в стране она набирает популярность). Лицам, использующим чужой контент, стоит уделить внимание заключению договоров с надлежащими субъектами, чтобы потом избежать обвинений в нарушении авторских прав и не ставить свой бизнес под угрозу.

Производителям форматов стоит подготовить детальное описание формата телепередачи, с подробным указанием всех деталей, связанных как с производством, так и проведением телепередачи. Это позволит доказать, что формат является не идеей, а формой выражения, которая охраняется авторским правом.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.