Почему собственники в России продают бизнес?

29.06.2010

Еще 25–30 лет назад семейный бизнес во всем мире считался некой основой для формирования среднего, но очень часто даже и крупного бизнеса.

Это было в какой-то степени если не национальной идеей, то как минимум одной из опор, на которых строился капитализм. Но в последние годы семейный бизнес уходит в прошлое. В том числе и в России. Это связано с множеством аспектов. Назовем наиболее очевидные.

Бизнес как дериватив. Наследники, если говорить про семейный бизнес, далеко не всегда обладают тем набором навыков, которые есть у того, кто его строил. Конечно, здесь можно сказать: чтобы владеть бизнесом, совершенно не обязательно управлять им на ежедневной основе. Но здесь в игру вступает другой элемент: знание того бизнеса, акционером которого наследник является, особенно если при этом отсутствуют другие собственники. Он предопределяет, успешным или провальным будет развитие предприятия.

Другой аспект – превращение бизнеса в некий продукт, на основе которого сейчас формируются дальнейшие деривативы. Очень много лет назад бизнес представлял собой индивидуальное предприятие, которое управлялось одним человеком. Далее начали формироваться товарищества, объединявшие несколько лиц, потом акционерные общества, где уже объединялись капиталы. Затем на эти акции обществ начали выпускаться производные инструменты, формируя самостоятельный бизнес вокруг себя. Бизнес структурируется, становится более сложным и комплексным. На бизнесе возникает еще один бизнес, воспринимаемый уже как самостоятельный продукт. То есть он все больше приобретает товарный оттенок. Потому появилось много венчурных инвесторов. Они, по большому счету, занимаются формированием бизнеса для его дальнейшей продажи. Но никак не тем, что делали раньше, когда бизнес был оформлением того ремесла, дела, которым занимался человек.

Россия, естественно, следует за общим направлением, здесь мы не пионеры. Но наша страна движется в этом направлении гораздо стремительнее, нежели многие развитые государства. Частный бизнес появился у нас буквально пару десятков лет назад, в то время как на Западе он формировался столетиями. В России этот вектор развития приобрел в какой-то степени даже гипертрофированные формы и очертания. Возможно, как раз потому, что мы не имели длительного периода семейного частного бизнеса, который был на Западе. Мы довольно быст­ро перепрыгнули из плановой экономики в рыночную.

Трудности управления. Если говорить о конкретных причинах, толкающих собственников на продажу бизнеса, то наиболее острая тенденция последних времен – сильно изменившаяся за последние полтора-два года конъюнктура рынка вследствие глобального финансово-экономического кризиса. Нет того экономического роста, и в этих условиях становится сложнее работать. Не все собственники эффективно справляются с возросшей долговой нагрузкой, которая легла на их бизнес. И очень часто эта долговая нагрузка распространяется также на самих собственников (когда есть личные поручительства и т.п.).

Вторая тенденция – дефицит ликвидности. Если раньше бизнес был, как насос, который наращивал объемы, требуя больше денег, имевшихся в распоряжении, то последние полтора-два года возникли вопросы с финансированием для многих компаний. И не то чтобы по факту не было свободных средств в финансовом секторе, в первую очередь, не было готовности предоставлять их в силу непонятной ситуации на рынке в целом. Нехватка ликвидности в свою очередь означает необходимость концентрироваться на профильных направлениях и именно в них инвестировать. Между тем, нередко хаотически приобретенные в прошлом активы требуют поддержки. Соответственно, это не только некое благо от владения имуществом, но и обязательства. Поэтому необходимость концентрации на профильных бизнесах приводит к распродаже непрофильных.

Третья тенденция – укрупнение бизнесов как инструмент конкурентной борьбы, с одной стороны, и инструмент выживания – с другой.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.