Инвестиции и суверенитет. Как изменить правила инвестирования в российские стратегические компании.

01.06.2010

Российское правительство всегда считало привлечение иностранных инвесторов своей приоритетной задачей. В 1990-е годы было законодательно определено, что правовой режим деятельности и использования полученной иностранными инвесторами прибыли не может быть менее благоприятным, чем предоставленный инвесторам национальным, за исключением случаев, устанавливаемых федеральными законами. Количество таких изъятий, установленных в 1990-е годы, можно было пересчитать по пальцам: существовали некоторые ограничения на иностранные капиталовложения в банковском и страховом деле, в авиационной отрасли. Однако общего понимания, в каких отраслях и насколько следует сдерживать зарубежное участие, не было.

Радикальные шаги по укреплению своего суверенитета на международной арене и внутри страны, предпринятые Россией в 2000-е, выдвинули на первый план идею специального регулирования иностранных инвестиций в отрасли, играющие особую роль в суверенном развитии страны. После длительного обсуждения в апреле 2008 года был принят закон об иностранных инвестициях в компании, имеющие стратегическое значение для обороны страны и безопасности государства.

Иностранные компании, как присутствующие в России, так и готовые потенциально инвестировать, восприняли новый порядок настороженно. Помимо сохранившихся ограничений в банковской и страховой сферах закон ввел особый порядок для зарубежных инвестиций в связи с еще 42 видами деятельности. В их числе работы в области радиоактивных веществ и ядерных установок, авиационно-космическая деятельность, трубопроводная транспортировка нефти, нефтепродуктов и газа, железнодорожные перевозки, услуги в транспортных терминалах, разведка и добыча полезных ископаемых на участках недр федерального значения, широкое теле- и радиовещание, редактирование и издание высокотиражной периодической печати. Все компании, ведущие такую деятельность, считаются стратегическими. Для иностранных инвесторов установлены ограничения на участие сверх определенных пределов в уставном капитале таких компаний и на совершение сделок по контролю над ними. Закон распространяется также на сделки, заключенными за пределами России, если они могут привести к контролю над российскими стратегическими компаниями. Иностранный инвестор, желающий превысить установленный лимит на участие в капитале или получить контроль над стратегической компанией, обязан получить разрешение специальной правительственной комиссии.

Насколько оправданным была настороженность в отношении этого закона?  Итоги его двухлетнего применения показали, что он не создает чрезмерных препятствий для иностранного участия в российских стратегических компаниях. Правительственная комиссия рассмотрела около 50 ходатайств, большинство из которых были удовлетворены.

Вместе с тем практика выявила ряд недостатков закона. Необходимость его доработки признана и в правительстве.

Круг видов деятельности, в которых осуществляется госконтроль за иностранными инвестициями, вполне может быть сужен, тем более что ввиду различного толкования отдельных видов деятельности иногда трудно определить, относится ли компания к стратегической области. Неудовлетворительна ситуация, при которой под действие закона подпадают компании, работающие в нестратегической области, но вынужденные иногда прибегать к стратегическим видам деятельности (например, банки при шифровании своей информации). Для инвесторов неприемлема норма, в соответствии с которой при открытии ими месторождения федерального значения правительство может отказать им в праве разведки и добычи полезных ископаемых на этом месторождении. Законом не решены вопросы участия в российских стратегических компаниях в случае обращения депозитарных расписок на акции таких компаний.

Поправки к закону готовят Федеральная антимонопольная служба и Министерство природных ресурсов. Наиболее назрели, на мой взгляд, сокращение перечня видов стратегической деятельности, упрощение доступа иностранных инвесторов к российским недрам, уменьшение количества документов и иной информации, которые инвесторы обязаны предоставлять при согласовании сделок.

Считаю, что правительству было бы легче достигнуть цели совершенствования данного закона, если бы работа велась более открыто, с учетом участием иностранных инвесторов, экспертов.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.