"Рост на спаде", интервью Андрея Гольцблата для журнала "Секрет фирмы".

12.04.2010

Андрей Гольцблат, Управляющий партнер, Goltsblat BLP.

Юристы Goltsblat BLP консультировали Mars при приобретении Wrigley, сопровождали переговоры Magna International по планируемой покупке Opel. О том, как созданная в кризисный 2009 год компания смогла выбиться в лидеры рынка, рассказал управляющий партнер фирмы Андрей Гольцблат.

— Год с небольшим назад вы расстались с юридической фирмой, в названии которой фигурировало ваше имя, и совместно с британскими партнерами основали Goltsblat BLP. Почему?

— Ядро новой фирмы, 80 юристов, работали раньше в "Пепеляев, Гольцблат и партнеры". Создав новую компанию, мы получили возможности, которых у нас не было там. Это возможности внедрять новые технологии, консультационные и специальные, новые идеи по развитию и продвижению наших услуг, юридического бизнеса. Самая главная идея — обслуживание клиентов и предоставление сервиса на новом уровне. К сожалению, в предыдущей компании реализовать наши идеи и планы было невозможно в силу определенных корпоративных и личных интересов.

— Становление новой фирмы пришлось на довольно тяжелый для юридического бизнеса кризисный год. Каким он стал для вас?

Кризис, я считаю, для нас оказался позитивным событием, поскольку мы начали в кризис, в тех экономических и политических условиях, которые он диктовал. Вся наша стратегия строилась на том, что мы находимся в новых условиях, в том числе в отношениях с клиентом, в отношении клиента к нам. В новых условиях оценки профессии юриста как таковой. Все это позволило нам выстроить ту стратегию, которая привела к успеху.

— Давайте просто сравним ситуацию с тем, что происходило на рынке. Наверное, для вас не секрет, что крупные иностранные юридические фирмы до 40% сократили штаты своих московских офисов. Несколько российских юридических фирм также либо стагнировали, либо сокращались. Однако некоторые из RuLF, по их утверждениям, росли, и росли неплохо, около 30%. Хотя понимаю, трудно сравнивать, поскольку ваша фирма основана в прошлом году.

— К сожалению, сравнивать не с чем, потому что нас не было. Но мы увеличили количество юристов на 10% за год. Это, наверное, немного, это не 30%. Тем не менее я считаю, что это хорошо в любом случае, поскольку наем сотрудников напрямую обусловлен увеличением работы. И выручка юридической фирмы, как вы понимаете, коррелирует с количеством юристов. Если сравнивать наши текущие показатели с показателями тех же людей, когда мы работали в "Пепеляев, Гольцблат и партнеры", то они не уменьшились, а по некоторым практикам даже выросли. Хотя, конечно, так сравнивать не вполне корректно.

— Таким образом, российские фирмы и, скажем так, российские команды вроде вашей достаточно успешно с кризисом справились. Иностранные юридические фирмы, которые присутствуют в России, в целом находились в более сложном положении. С чем это связано, на ваш взгляд?

— Я думаю, это связано со структурой клиентского портфеля иностранных и российских компаний. Иностранный клиентский портфель до кризиса в большей степени состоял из крупных международных инвестпроектов, сделок M&A, а также из сделок, связанных с долговым финансированием. И все эти вещи, к сожалению, с кризисом ушли. Не секрет, что, например, количество сделок M&A сократилось на 40-50%. Проектов, связанных с финансированием, наверное, вообще 20% от докризисного уровня. Банки перестали давать деньги в долг, закончилось финансирование проектов. Отсюда, естественно, огромная часть, 60-80% от загрузки юристов иностранных юридических фирм, ушла в никуда. К сожалению, они оказались не способными динамично перестроиться и восполнить этот недостаток той деятельностью, которой мы занимались всегда,— работой с российским бизнесом и иностранным бизнесом по российскому праву. Я думаю, что в этом основная причина: мы больше работали и работаем с российским правом, чем иностранные компании, представленные на рынке. Между тем, есть некоторые иностранные компании, которые услышали и увидели эту тенденцию еще в середине кризиса, и пытались мобилизоваться и перестроиться. Они тоже неплохо себя чувствуют, усилив отдельные традиционные российские направления, такие как судебные споры, трудовое право, налоговое право. Соответственно, подобные компании переживают кризис не так тяжело по сравнению с теми, о ком вы говорили. Что касается Goltsblat BLP, то мы делаем и то, и другое, и это еще одна причина, по которой мы чувствуем себя достаточно комфортно.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.