О реформировании законодательства о третейских судах в РФ

01.09.2016

Юридическая фирма Goltsblat BLP сообщает, что 1 сентября 2016 года вступили в силу Федеральные законы №382-ФЗ и №409-ФЗ, реформировавшие законодательство о третейских судах в Российской Федерации.

Напомним основные положения реформы.

Постоянно действующие арбитражные учреждения

Введены новые правила создания и деятельности постоянно действующих арбитражных учреждений: такие учреждения могут создаваться только при некоммерческих организациях (НКО). Право на осуществление функций постоянно действующего арбитражного учреждения будет предоставляться Правительством РФ по рекомендации Совета по совершенствованию третейского разбирательства, который создается при Министерстве юстиции РФ. При подготовке рекомендаций Совета будут учитываться такие критерии, как наличие у учреждения рекомендованного списка арбитров, соответствующего установленным критериям, репутация, масштаб и характер деятельности НКО, при которой создается учреждение, и др.

Оговаривается, что МКАС при ТПП РФ и МАК при ТПП РФ могут осуществлять функции постоянно действующих арбитражных учреждений без дополнительного получения права на такую деятельность.

Арбитраж, создаваемый для разрешения конкретного дела (арбитраж ad hoc) не упраздняется, но водятся некоторые ограничения:

  • в таком порядке не могут быть рассмотрены корпоративные споры,
  • стороны не могут предусмотреть окончательность решения, вынесенного арбитражем ad hoc,
  • арбитры арбитража ad hoc не смогут обратиться в суд за содействием в сборе доказательств.

Корпоративные споры

Определен круг корпоративных споров, которые могут передаваться на разрешение в третейские суды, условия и особенности рассмотрения таких дел, а также корпоративные споры, которые не могут передаваться в арбитраж.

  • На рассмотрение третейских судов могут быть переданы корпоративные споры, перечисленные в ч.1 ст.225.1 АПК РФ с определенными исключениями (например, не могут быть переданы в арбитраж споры о созыве общих собраний участников, об исключении участника из общества, вытекающие из деятельности нотариусов по удостоверению сделок с долями обществ с ограниченной ответственностью и др.), споры, указанные в ч.3 ст.22.1 ГПК РФ, а также споры, относящиеся к корпоративным, но прямо не предусмотренные в пунктах 1-9 ч.1 ст.225.1 АПК РФ.
  • Корпоративные споры могут рассматриваться только третейским судом, администрируемым постоянно действующим арбитражным учреждением.
  • Споры могут быть переданы в третейский суд при условии, что юридическое лицо, все участники юридического лица, иные лица, которые являются истцами или ответчиками, заключили арбитражное соглашение.
  • Корпоративные споры должны рассматриваться на основании утвержденных, депонированных и размещенных на сайте арбитражного учреждения правил разбирательства корпоративных споров (кроме некоторых категорий дел).
  • В большинстве случаев местом разрешения корпоративных споров должна быть Российская Федерация.

Указанные правила и требования к правилам арбитража корпоративных споров распространены на иностранные арбитражные учреждения, получившие право на осуществление функций иностранного арбитражного учреждения.

Иные изменения

Расширены критерии, при наличии которых спор может передаваться в международный коммерческий арбитраж. К таким спорам будут также отнесены дела, в которых любое место, где должна быть исполнена значительная часть обязательств, вытекающих из отношений сторон или место, с котором наиболее тесно связан предмет спора, находится за границей.

Изменения и дополнения также коснулись отдельных аспектов заключения и действительности арбитражных соглашений, в том числе при перемене лиц в обязательстве, гражданско-правовой ответственности арбитра, вопросов конфликта интересов, а также ответственности НКО за ненадлежащее исполнение функций постоянно действующим арбитражным учреждением.

АПК РФ и ГПК РФ дополнены нормами о порядке оказания судами содействия третейским разбирательствам в частности, об оказании третейскому суду содействия в получении доказательств, разрешении вопросов, связанных с назначением, прекращением полномочий и отводом третейского судьи.

В отношении международного коммерческого арбитража заложены правовые основы принятия срочных обеспечительных мер арбитражным учреждением до формирования состава третейского суда.

Вступление в силу

Федеральные законы № 382-ФЗ и № 409-ФЗ вступили в силу с 1 сентября 2016 года и применяются к тем арбитражным разбирательствам, а также при рассмотрении тех дел в судах, производство по которым возбуждено после этой даты. В отношении арбитражных разбирательств, начатых и не завершенных до вступления в силу изменений, предусмотрены переходные положения.

В течение трех месяцев Правительство РФ должно будет утвердить порядок создания постоянно действующих арбитражных учреждений и порядок депонирования их правил, а по истечении одного года после этого постоянно действующие третейские суды и арбитражные учреждения, не получившие права на осуществление функций согласно новым правилам, лишатся права осуществлять деятельность по администрированию арбитража. Споры, ранее администрируемые такими арбитражными учреждениями, продолжат рассматриваться, но уже как при арбитраже ad hoc.

Арбитражные соглашения о передаче в третейский суд корпоративных споров с учетом изменений, внесенных Федеральными законами № 382-ФЗ и № 409-ФЗ, могут быть заключены не ранее 1 февраля 2017 г.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.