Экспериментальные правовые режимы в сфере цифровых инноваций

07.08.2020

Информационное письмо № 792

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, информирует вас о том, что 31 июля 2020 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее – «Закон»).

Закон представляет интерес, прежде всего, для компаний, которые в силу правовых ограничений и запретов испытывают сложности во внедрении новых продуктов и услуг с применением таких цифровых технологий, как искусственный интеллект, распределенный реестр (блокчейн), нейротехнологии, квантовые технологии и т. п., и могли бы участвовать в тестировании нового нормативного правового регулирования в различных областях.

Закон определяет общие требования к установлению экспериментальных правовых режимов (далее – «ЭПР»), так называемых регуляторных песочниц, в целях развития цифровых инноваций, в том числе новых или существенно улучшенных продуктов или процессов с применением технологий из утверждаемого Правительством или Банком России перечня.

Смысл таких режимов состоит в применении в отношении участников ЭПР в течение определенного периода времени специального правового регулирования по ряду направлений разработки, апробации и внедрения цифровых инноваций. К таким направлениям Закон относит медицину, транспорт, сельское хозяйство, финансовый рынок, дистанционную торговлю, строительство, предоставление государственных (муниципальных) услуг, осуществление государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, промышленность. При этом Правительство РФ уполномочено установить иные направления развития цифровых инноваций, в том числе в финансовой сфере, по согласованию с Банком России.

Закон должен вступить в силу по истечении 180 дней со дня его опубликования, то есть 28 января 2021 года.

Следует отметить, что на сегодняшний день в России уже предусмотрено создание ЭПР в целях разработки и внедрения технологии искусственного интеллекта в г. Москве (см. Федеральный закон от 24.04.2020 № 123-ФЗ).

Предлагаем вашему вниманию обзор основных положений Закона.

Условия и ограничения установления ЭПР

Для установления ЭПР требуется одновременное соблюдение следующих условий:

  • действующие нормативные правовые акты должны препятствовать или существенно затруднять внедрение цифровых инноваций;

  • должна существовать технологическая возможность применения цифровых инноваций;

  • установление ЭПР должно привести к достижению одной или нескольких целей, указанных в Законе, в частности к формированию новых способов осуществления экономической деятельности; развитию конкуренции; повышению качества или доступности товаров, работ и услуг;

  • инициативное предложение об установлении ЭПР должно содержать обоснованную оценку рисков причинения вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, ущерба обороне и (или) безопасности государства, иным охраняемым федеральным законом ценностям, а также меры, направленные на минимизацию таких рисков.

Специальное регулирование устанавливается программой ЭПР на определенный срок (по общему правилу, не более трех лет) и на определенной территории (если иное не предусмотрено программой).

При этом под специальное регулирование не могут подпадать сферы деятельности, связанные с высоким риском нанесения ущерба жизненно важным интересам личности, общества и государства, а также возможным введением в оборот товаров (работ, услуг), оборот которых ограничен или запрещен. Также установление ЭПР не может являться основанием для предоставления соответствующим участникам ЭПР налоговых льгот.

Банку России предоставлены полномочия по определению условий установления ЭПР в области финансовых рынков. Уполномоченные органы по другим направлениям ЭПР определяются Правительством РФ.

В Законе уточняется, что вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица при реализации ЭПР подлежит возмещению лицом, причинившим вред, в соответствии с гражданским законодательством РФ.

Требования к инициаторам ЭПР

Инициаторами ЭПР могут выступать юридические лица или индивидуальные предприниматели (ИП), соответствующие следующим требованиям:

  • у инициатора должны отсутствовать долги по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, размер которых превышает 25 процентов балансовой стоимости активов инициатора за последний отчетный период. Исключение составляют предоставленные отсрочки, рассрочки, инвестиционные налоговые кредиты за прошедший календарный год;

  • отсутствие судимости у инициатора – ИП, лица, руководителя либо члена коллегиального исполнительного органа или совета директоров (наблюдательного совета) юридического лица;

  • инициатор не должен находиться в процессе реорганизации, ликвидации, в отношении его не должно быть возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве);

  • инициатор не может быть иностранным юридическим лицом, а также российским юридическим лицом, в уставном (складочном) капитале которого доля участия иностранных юридических лиц в совокупности составляет 50 и более процентов. При этом речь идет об иностранных компаниях, зарегистрированных в государствах (территориях), предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении таких юридических лиц. Такие государства должны быть включены в перечень Министерства финансов РФ;

  • должны быть соблюдены требования, установленные для субъекта ЭПР, которые инициатор предлагает установить в программе ЭПР.

ЭПР может быть введен также по инициативе органов власти.

Порядок установления ЭПР

Для установления ЭПР необходимо подать заявку, приложив к ней проект программы ЭПР и документы, перечень которых будет утвержден отдельно.

Инициативное предложение вносится в уполномоченный орган, который осуществляет его оценку и направляет его в организацию предпринимательского сообщества, регулирующий орган (если он не являлся инициатором) и в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, на территории которого предполагается установить ЭПР. Указанные лица осуществляют подготовку заключений в отношении возможности или невозможности установления ЭПР. При получении заключений о возможности установления ЭПР (в том числе с замечаниями) уполномоченный орган вносит инициативное предложение и полученные заключения в Правительство РФ, где они рассматриваются координационным органом.

Решение об установлении ЭПР и утверждении программы экспериментального правового режима принимается Правительством Российской Федерации, а в сфере финансовых рынков – Банком России.

Инициатор приобретает статус субъекта ЭПР в случае установления ЭПР и включения инициатора в программу ЭПР с момента вступления в силу соответственно акта Правительства РФ, а в сфере финансовых рынков – акта Банка России. Также допускается получение статуса субъекта ЭПР в случае присоединения к уже работающему ЭПР, если это предусмотрено его программой.

По итогам мониторинга ЭПР, положительной оценки эффективности и результативности его реализации уполномоченным органом, регулирующим органом и организациями предпринимательского сообщества Правительство РФ принимает решение о внесении изменений в общее регулирование (при этом ЭПР действует до внесения таких изменений, но не более года) либо о продлении ЭПР на один год без внесения изменений.

По направлению финансовых рынков Банк России осуществляет мониторинг и принимает решение о необходимости внесения изменений в акты Банка России и (или) направляет предложение о внесении изменений в иные акты общего регулирования субъекту права законодательной инициативы (иной уполномоченный орган).

Приостановление и прекращение действия ЭПР

Действие ЭПР может быть приостановлено на срок до трех месяцев, если вступил в силу федеральный закон, применение которого ведет к изменению условий ЭПР; если в течение трех месяцев подряд в реестре ЭПР отсутствует информация о субъектах данного ЭПР и поданных соответствующих заявках; а также в иных случаях, предусмотренных программой ЭПР.

Действие ЭПР прекращается досрочно, в том числе при вступлении в силу федерального закона, применение которого ведет к прекращению действия такого ЭПР; если в рамках реализации ЭПР выявлены непредвиденные риски, влекущие за собой нарушение прав и свобод человека и гражданина, причинение вреда жизни, здоровью или имуществу человека либо имуществу юридического лица, причинение вреда интересам государства, ущерба обороне и (или) безопасности государства, а также в иных случаях, предусмотренных программой ЭПР.

Информирование об ЭПР

Сведения об установлении и реализации ЭПР содержатся в реестре ЭПР, который ведет соответствующий уполномоченный орган.

Информация о ходе рассмотрения поступивших инициативных предложений и реестр ЭПР размещаются на официальном сайте уполномоченного органа в сети Интернет.

Законом предусмотрено, что субъект ЭПР в рамках реализации ЭПР обязан проинформировать лицо, выражающее намерение вступить в правоотношения, о наличии и содержании ЭПР, а также предоставить определенную Законом информацию лицу, не вступающему в правоотношения с субъектом ЭПР, если при реализации ЭПР могут быть затронуты его права и законные интересы.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.