Масштабное реформирование законодательства о контрольно-кассовой технике

31.07.2020

Информационное письмо № 788

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, информирует вас о том, что Министерством финансов РФ разработаны следующие законопроекты:

(1) «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с совершенствованием законодательства о применении контрольно-кассовой техники» (далее – «Законопроект») и

(2) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации». Данный документ вносит сопутствующие изменения в ряд федеральных законов, в том числе признает утратившим силу Федеральный закон от 22 мая 2003 года № 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» (далее – «Закон о ККТ»).

В случае принятия Законопроекта нормы, регулирующие использование контрольно-кассовой техники (далее – «ККТ»), будут включены в Налоговый кодекс Российской Федерации (далее – «НК РФ»). Предполагается, что данные правоотношения будут охватываться термином «отношения в области фиксации расчетов», станут частью законодательства о налогах и сборах и принципы фиксации расчетов будут устанавливаться НК РФ. Администрировать данные отношения будут налоговые органы с учетом особенностей, установленных Законопроектом.

Планируется, что Законопроект вступит в силу с 1 января 2021 года.

Предлагаем вашему вниманию обзор изменений, вносимых Законопроектом.

Требования по фиксации расчетов

  1. Включен термин «расчетный чек», под которым понимается первичный учетный документ, сформированный в электронной форме через информационный ресурс ФНС России (размещен на её сайте) в течение 5 рабочих дней с момента расчета между организацией / индивидуальным предпринимателем (далее – «ИП») и покупателем (клиентом, заказчиком). Расчетный чек содержит сведения о расчете, подтверждает факт его осуществления. Порядок и случаи передачи, требования к расчетному чеку должны утверждаться федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

    Согласно Законопроекту организации и ИП будут обязаны фиксировать расчеты и выдавать покупателям (клиентам) кассовый или расчетный чек. Формирование расчетных чеков осуществляется с использованием кабинета ККТ в случаях, установленных НК РФ. Расчетный чек выдается покупателю на бумажном носителе и (или) направляется ему в электронной форме либо направляется в кабинет ККТ покупателя.

    На текущий момент в тексте Законопроекта указан единственный случай, когда формируется расчетный чек: при осуществлении организациями и ИП, указанными в пункте 11 статьи 34613 Налогового кодекса РФ1 (т. е. находящимися на упрощенной системе налогообложения), расчетов в безналичном порядке с организациями и ИП. Законопроект, однако, уточняет, что особенности исполнения организациями и ИП обязанности по фиксации расчетов с применением кабинета ККТ утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. Вероятно, случаи формирования расчетных чеков будут также регулироваться отдельным актом ФНС России.

  2. Законопроект использует понятие «фиксация расчетов» вместо понятия «применение ККТ». Фиксация расчетов будет обозначать действия организации / ИП с использованием средств автоматизации по формированию (а) фискальных документов в фискальном накопителе с применением ККТ (включая кассовые чеки); (б) расчетных чеков.

  3. Законопроектом установлены новые термины: «мнимые» и «притворные» расчеты. Организации и ИП не вправе фиксировать такие расчеты. Под мнимым расчетом понимается несуществующий расчет, по которому осуществлена фиксация лишь для вида (в том числе несуществующие обязательства, не имевшие места факты хозяйственной жизни). Под притворным расчетом понимается расчет, в отношении которого осуществлена фиксация вместо фиксации другого расчета с целью прикрыть его. За нарушение данного требования предусмотрена ответственность.

  4. Определение термина «расчеты» включает теперь, помимо прочего, прием (получение) и выплату денежных средств наличными деньгами и (или) в безналичном порядке не только за товары, работы, услуги, но и за имущественные права, а также выдачу (получение) обменных знаков игорного заведения и выдачу (получение) денежных средств в обмен на предъявленные обменные знаки игорного заведения.

  5. В отношении расчетов в безналичном порядке без предъявления электронного средства платежа между организациями и ИП фиксация расчетов может по-прежнему не осуществляться, за исключением налогоплательщиков – организаций и (или) индивидуальных предпринимателей, указанных в пункте 11 статьи 34613 Налогового кодекса РФ. Такие организации и ИП могут не формировать с применением ККТ фискальные документы при осуществлении расчетов в безналичном порядке с организациями и ИП при условии формирования при осуществлении таких расчетов расчетных чеков.

  6. Следует отметить, что по сравнению с действующим Законом о ККТ Законопроект не содержит детального регулирования по ряду вопросов и отсылает к актам ФНС России, которые должны быть приняты отдельно. В частности, ФНС России отдельно утверждает:

    • реквизитный состав, форматы кассового и расчетного чеков, а также порядок их отражения на бумажном носителе;

    • правила формирования фискальных признаков и проверки достоверности фискальных документов;

    • требования к ККТ, порядок регистрации, перерегистрации и снятия ее с регистрационного учета;

    • дополнительные требования, предъявляемые к оператору фискальных данных (помимо указанных в Законопроекте) и его техническим средствам;

    • требования к фискальному накопителю. В отличие от Закона о ККТ они не прописаны детально.

Оперативный контроль за соблюдением требований по фиксации расчетов

В НК РФ планируется зафиксировать новую форму налогового контроля, а именно оперативный контроль за соблюдением требований по фиксации расчетов (включая полноту учета выручки). Такой контроль, согласно Законопроекту, может быть осуществлен в двух формах: оперативных проверок и мониторинга.

Оперативные проверки по своей процедуре имеют ряд схожих черт с выездными налоговыми проверками, в частности, следующих:

  • По общему правилу, оба вида проверок включают в себя одинаковые процедуры, такие как принятие решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа о проведении проверки; проведение мероприятий контроля (в том числе дополнительных); составление акта оперативной проверки и т. д.

  • Предусмотрены аналогичные процедуры оспаривания результатов проверок: предоставление возражений на акты проверок и дополнения к ним, обжалование решений налоговых органов в апелляционном порядке.

  • В рамках обоих видов проверок проверяемый период не может включать более 3 календарных лет, предшествующих году, в котором было вынесено решение о проведении проверки.

  • В ходе оперативных проверок налоговые органы могут использовать методы контроля, установленные статьями 90–98 НК РФ, такие как допрос свидетелей, истребование документов и информации в порядке статей 93 и 93.1 НК РФ, привлечение экспертов и специалистов и т. д. Кроме того, в рамках обоих видов проверок предусмотрено право запрашивать документы у банков: справки о наличии счетов, выписки по операциям на счетах и т. д.

  • В случае невыполнения организациями и (или) ИП обязанности по фиксации расчетов налоговые органы вправе приостанавливать операции по счетам в банках и переводы электронных денежных средств на основании ст. 76 НК.

В то же время оперативные проверки имеют свои особенности. В частности, для таких проверок предусмотрены специальные методы контроля: контрольная закупка и наблюдение. Кроме того, при соблюдении определенных условий производство по делам о правонарушениях в области фиксации расчетов может быть проведено в упрощенном порядке.

Помимо оперативных проверок, налоговые органы также осуществляют мониторинг, который проводится на постоянной основе с помощью автоматизированной информационной системы, аккумулирующей различные данные: данные о применении ККТ проверяемым лицом, информацию из открытых источников и ресурсов органов исполнительной власти и т. д.

Налоговая ответственность за нарушение обязанностей по фиксации расчетов

НК РФ был также дополнен нормами об ответственности за правонарушения в области ККТ. Санкция за правонарушения зачастую установлена в виде штрафа, размер которого в некоторых случаях определяется с учетом суммы расчета. Кроме того, могут устанавливаться и иные санкции: предупреждение, запрет доступа к информационным системам и (или) программам для ЭВМ, а также в отдельных случаях – приостановление деятельности.


1 Мы полагаем, что в тексе допущена опечатка, поскольку пункт 11 в статье 34613 Налогового кодекса РФ отсутствует, и, скорее всего, имелся в виду пункт 1 этой же статьи.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.