Изменено законодательство об административной ответственности за валютные правонарушения

30.07.2020

Информационное письмо № 786

Изменено законодательство об административной ответственности за валютные правонарушения

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, сообщает, что 20.07.2020 был опубликован Федеральный закон от 20.07.2020 № 218-ФЗ «О внесении изменений в статьи 3.5 и 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» (далее – «Закон»), который вступает в силу с 31.07.2020.

Закон вносит ряд существенных поправок в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) в части ответственности за валютные правонарушения. Ниже приводится обзор наиболее значимых, на наш взгляд, изменений.

Изменены нормы об ответственности за нерепатриацию валютной выручки

1. В качестве отдельной категории лиц, привлекаемых к ответственности по части 4 статьи 15.25 КоАП РФ, впервые указаны граждане. Ранее действовавшая редакция этой нормы допускала привлечение к ответственности только юридических лиц, должностных лиц компаний и индивидуальных предпринимателей. В этой связи физические лица, предоставляющие, например, займы нерезидентам или оказывающие им услуги, должны следить за соблюдением нерезидентами сроков выполнения их встречных обязательств, чтобы избежать рисков привлечения к административной ответственности.

2. Вводятся специальные нормы об ответственности профессиональных участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД).

Напомним, что упоминание этой категории резидентов впервые появилось в российском валютном законодательстве только в декабре 2019 года.

Наличие статуса профессионального участника ВЭД может снизить риск привлечения к ответственности за нерепатриацию валютной выручки по внешнеторговым контрактам.

Так, санкции новых частей 4.2 и 5.2 статьи 15.25 КоАП РФ, распространяющихся только на профессиональных участников ВЭД, не предусматривают ответственности за просрочку зачисления (возврата) валютной выручки от нерезидентов по внешнеторговым контрактам.

Наказание предусмотрено только за фактическое незачисление (невозврат) валютной выручки по таким контрактам. Для профессиональных участников ВЭД, являющихся юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, это может быть штраф в размере от 3 до 5 процентов незачисленных (невозвращенных) денежных средств или предупреждение, а для должностных лиц компаний – профессиональных участников ВЭД – предупреждение или штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей.

Отметим, что применительно к ситуациям с предоставлением займов нерезидентам положение профессиональных участников ВЭД не отличается от положения других резидентов.

Учитывая изложенное, необходимо иметь в виду, что статус профессионального участника ВЭД обусловлен включением компании или индивидуального предпринимателя в соответствующий перечень профессиональных участников ВЭД.

Порядок ведения этого перечня, включающий в том числе критерии для претендентов на получение соответствующего статуса, уже разработан Минфином РФ и в ближайшее время должен быть утвержден Правительством РФ. С существующим проектом документа можно ознакомиться по приведенной ссылке на портале regulation.gov.ru.

3. Существенно снижены размеры некоторых штрафов за нерепатриацию валютной выручки.

Штраф для граждан, юридических лиц и предпринимателей за незачисление валютной выручки будет составлять от 3 до 10 процентов суммы незачисленных средств, если сумма обязательств по внешнеторговому контракту определена в рублях и рубль указан в качестве валюты платежа по контракту.

В случае незачисления денежных средств по прочим внешнеторговым контрактам, а также по договорам займа размер штрафа для указанных лиц будет составлять от 5 до 30 процентов суммы незачисленных денежных средств.

Аналогичная градация штрафов предусмотрена для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц в случае невозврата ими валютной выручки по внешнеторговым контрактам на основании части 5 статьи 15.25 КоАП РФ.

При этом порядок расчета административных штрафов за просрочку зачисления (возврата) валютной выручки остался прежним – одна стопятидесятая ключевой ставки ЦБ РФ от суммы денежных средств, зачисленных (возвращенных) в РФ с нарушением установленного срока, за каждый день просрочки зачисления (возврата) в Российскую Федерацию таких денежных средств.

В будущем это может привести к возникновению парадоксальных ситуаций, когда резидентам будет выгоднее вообще не зачислять (возвращать) валютную выручку, чем делать это с существенной просрочкой.

4. Незначительная просрочка зачисления (возврата) валютной выручки (до 45 дней включительно) исключает возможность привлечения к ответственности за нерепатриацию валютной выручки.

5. Аналогичный срок в 45 дней отводится резиденту на исправление допущенных им нарушений, связанных с проведением расчетов по внешнеторговым контрактам, минуя счета в уполномоченных банках, в случаях, когда это не предусмотрено валютным законодательством РФ. Резидент не будет привлечен к ответственности по части 1 или части 4 статьи 15.25 КоАП РФ, если в течение 45 дней с момента зачисления денежных средств на его счет в зарубежном банке перечислит всю полученную сумму на свой счет в уполномоченном банке. Если в этот срок будет осуществлено только частичное списание поступившей суммы на счет в уполномоченном банке, то предметом правонарушения будет только остаток средств на счете в зарубежном банке.

6. Положения КоАП РФ о нерепатриации дополнены новым составом правонарушения. Вводится ответственность за невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому контракту с нерезидентом в тех случаях, когда валютным законодательством допускается незачисление валютной выручки на счета в уполномоченных банках.

Санкцией новой нормы предусмотрено наказание в виде предупреждения или штрафа для юридических лиц и предпринимателей в размере от 5 до 30 процентов суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента, а для должностных лиц компаний – предупреждение или штраф в размере от 20 до 30 тысяч рублей.

Смягчена ответственность за просрочку предоставления форм учета и отчетности по валютным операциям и подтверждающих документов

7. Нарушение сроков предоставления форм учета и отчетности по валютными операциям (справок о подтверждающих документах), подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций отныне образует состав правонарушения только в том случае, если период просрочки превысил 90 дней.

Штрафы для юридических лиц за данное нарушение составят от 40 до 50 тысяч рублей, а для их должностных лиц – от 4 до 5 тысяч рублей.

Нормы об административной ответственности распространены на счета резидентов в зарубежных организациях финансового рынка

8. Вводится ответственность резидентов за совершение валютных операций, минуя счета в зарубежных организациях финансового рынка, отличных от банков, в тех случаях, когда использование этих счетов предусмотрено валютным законодательством РФ. Одновременно устанавливается ответственность за валютные операции с использованием денежных средств, незаконно зачисленных на счета в этих организациях. В обоих случаях предусмотрена стандартная санкция за незаконную валютную операцию в виде штрафа в размере от 75 до 100 процентов ее суммы. Если правонарушение совершено должностным лицом, то штраф составляет от 20 до 30 тысяч рублей.

9. Также усиливается контроль за использованием счетов резидентов в зарубежных организациях финансового рынка, отличных от банков. Состав правонарушений теперь образует несоблюдение сроков и/или формы уведомления налоговых органов об открытии или закрытии таких счетов, а также об изменении их реквизитов. Также КоАП РФ дополнен положениями об ответственности за нарушение порядка и сроков предоставления отчетности о движении средств по счетам в этих организациях.

Рекомендации

Поскольку в целом Закон существенно смягчает ответственность за нарушения валютного законодательства, то многие его положения будут иметь ретроспективный характер. Поэтому резиденты, в отношении которых сейчас ведется производство по делам об административных правонарушениях, могут ссылаться на Закон с целью прекращения возбужденных в отношении них дел или смягчения ответственности. В равной степени на положения Закона можно ссылаться при обжаловании еще не вступивших в законную силу постановлений по делам об административных правонарушениях.

Напротив, нормы Закона, ухудшающие положения резидентов, должны применяться только к тем валютным правоотношениям, которые возникнут после его вступления в силу.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.