Законопроект о цифровых финансовых активах

23.07.2020

Законопроект о цифровых финансовых активах

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, информирует вас о том, что 21 и 22 июля 2020 года Государственная Дума РФ приняла сразу во втором и третьем чтении законопроект «О цифровых финансовых активах, цифровой валюте и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (О цифровых финансовых активах)».

Законопроектом предлагается урегулировать отношения, возникающие при выпуске, учете и обращении цифровых финансовых активов (далее – «ЦФА»), а также установить особенности деятельности оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА, и оператора обмена ЦФА. Кроме того, законопроектом регулируются отношения, возникающие при обороте цифровой валюты в Российской Федерации. 

Требования законопроекта не распространяются на обращение безналичных денежных средств, электронных денежных средств, а также на выпуск, учет и обращение бездокументарных ценных бумаг.

Законопроект вступает в силу 1 января 2021 года.

Вносятся взаимосвязанные изменения в том числе в федеральные законы от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», от 22 апреля 1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», от 7 августа 2001 года № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», от 13 марта 2006 года № 38-ФЗ «О рекламе» и ряд других законов.

Предлагаем вашему вниманию обзор основных положений законопроекта.

Оборот цифровой валюты

1. Законопроект определил цифровую валюту как совокупность электронных данных (цифрового кода или обозначения), содержащихся в информационной системе, которые предлагаются и/или могут быть приняты в качестве средства платежа или инвестиций. При этом эти электронные данные не являются денежной единицей Российской Федерации, иностранного государства или международной расчетной или денежной единицей. В отношении электронных данных отсутствует лицо, обязанное перед каждым обладателем таких электронных данных, за исключением оператора и (или) узлов информационной системы. Последние ответственны только за обеспечение соответствия порядка выпуска этих электронных данных и осуществление в их отношении действий по внесению (изменению) записей в такую информационную систему ее правилам.

2. Обороту цифровой валюты в законопроекте уделена лишь одна статья, которая содержит определения терминов «организация выпуска в Российской Федерации цифровой валюты», «выпуск цифровой валюты в Российской Федерации», «организация обращения в Российской Федерации цифровой валюты». Организация выпуска и (или) выпуск, а также организация обращения цифровой валюты в Российской Федерации предполагают использование объектов российской информационной инфраструктуры. При этом детальное регулирование обращения цифровой валюты будет предметом регулирования отдельных федеральных законов.

3. Гражданский оборот цифровой валюты будет ограничен. Законопроект предусматривает, что российские юридические лица и подразделения иностранных юридических лиц и международных организаций, созданные на территории РФ, а также физические лица, находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в течение одного года, не вправе принимать цифровую валюту в качестве встречного предоставления за товары (работы, услуги). Также запрещено распространение информации о предложении или приеме цифровой валюты в качестве встречного предоставления за передаваемые товары (услуги, работы) или иного способа, позволяющего предполагать оплату цифровой валютой товаров (работ, услуг).

4. Требования лиц, связанные с обладанием цифровой валютой, подлежат судебной защите только при условии информирования (декларирования) о фактах обладания цифровой валютой или о сделках с ней в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

5. В текущей версии законопроекта отсутствуют нормы об административной и уголовной ответственности за нарушение его положений, которые присутствовали в прежней редакции, представленной ко второму чтению. Мы не можем исключить принятия таких норм в рамках отдельного законопроекта. Также из законопроекта исключены понятия «токен» и «майнинг» (последнее сопоставимо по значению с используемым в законопроекте термином «выпуск цифровой валюты в Российской Федерации»).

6. Цифровая валюта по смыслу законопроекта признается имуществом для целей антиотмывочного и антикоррупционного законодательства, а также законодательства о банкротстве и об исполнительном производстве. Это означает, что к ней могут применяться ограничительные меры, установленные этим законодательством. При этом цифровая валюта, в отличие от ЦФА, не отнесена законопроектом к цифровым правам по смыслу гражданского законодательства, вопрос ее квалификации в этой части оставлен открытым.


Выпуск, учет и обращение ЦФА

1. Законопроект дает определение ЦФА, под которыми понимаются цифровые права (в том числе денежные требования, возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, права участия в капитале непубличного акционерного общества, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг), выпуск, учет и обращение которых возможны только путем внесения (изменения) записей в информационной системе на основе распределенного реестра, а также в иные информационные системы. Под распределенным реестром (аналог общепринятого термина «блокчейн») понимается совокупность баз данных, тождественность содержащейся информации в которых обеспечивается на основе установленных алгоритмов (алгоритма). Также законопроект дает определение узла информационной системы на основе распределенного реестра (аналог общепринятого термина «нода/узел блокчейна») как пользователя такой системы, обеспечивающего тождественность информации на основе процедур подтверждения действительности вносимых в систему или изменяемых в системе записей.

2. Права, удостоверенные ЦФА, возникают у их первого обладателя с момента внесения записи о зачислении ЦФА указанному лицу в информационную систему, в которой осуществляется выпуск ЦФА. Вид и объем прав, которые удостоверяют выпускаемые ЦФА, предусматриваются решением о выпуске ЦФА. Законопроект содержит требования к содержанию решения о выпуске ЦФА. Решение о выпуске ЦФА составляется в электронной форме и подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью лица, выпускающего ЦФА, а также должно быть размещено на веб-сайте лица, выпускающего ЦФА, и на сайте оператора информационной системы, в рамках которой осуществляется выпуск ЦФА. Решение должно находиться в открытом доступе до полного исполнения всех обязательств лица, выпустившего ЦФА. Решение о выпуске ЦФА может быть адресовано неопределенному кругу лиц (как публичная оферта) либо определенному кругу лиц (для ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале непубличного акционерного общества).

3. В случаях и порядке, предусмотренных нормативным актом Банка России, ЦФА могут быть зачислены номинальному держателю ЦФА, который учитывает права на ЦФА, принадлежащие иным лицам. При этом номинальным держателем ЦФА может выступать только лицо, имеющее лицензию на осуществление депозитарной деятельности. В качестве номинального держателя ЦФА не может выступать оператор информационной системы, в которой осуществляется выпуск указанных ЦФА.

4. ЦФА учитываются в информационной системе, в которой осуществляется их выпуск, в виде записей способами, установленными правилами указанной информационной системы. По общему правилу, права, удостоверенные ЦФА, переходят к новому приобретателю с момента внесения в информационную систему записи о совершении такого перехода в соответствии с правилами информационной системы. Ограничение или обременение права распоряжаться ЦФА возникает с момента внесения в информационную систему записи об этом в соответствии с правилами информационной системы.

5. Обладателем ЦФА признается лицо, которое одновременно включено в реестр пользователей информационной системы, в которой учитываются ЦФА, и имеет доступ к информационной системе, в которой учитываются ЦФА. При этом доступ обеспечивается посредством обладания уникальным кодом, необходимым для такого доступа. Уникальный код позволяет получать информацию об обладаемых ЦФА, а также распоряжаться этими ЦФА посредством использования информационной системы.

6. Законопроект определяет особенности выпуска и обращения ЦФА, удостоверяющих права участия в капитале акционерного общества, а также особенности выпуска и размещения ЦФА, удостоверяющих возможность осуществления прав по эмиссионным ценным бумагам, право требовать передачи эмиссионных ценных бумаг.

7. Банк России будет вправе определить признаки ЦФА, приобрести которые смогут лишь квалифицированные инвесторы, а также в пределах определенной суммы – неквалифицированные инвесторы – физические лица.


Особенности деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА

1.  Законопроект устанавливает требования к деятельности оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, порядку его включения в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА, случаи, когда Банк России вправе исключить и исключает оператора информационной системы из реестра операторов информационных систем.

2.  Оператором информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА, может быть российское юридическое лицо (в том числе кредитная организация, лицо, имеющее право осуществлять депозитарную деятельность, лицо, имеющее право осуществлять деятельность организатора торговли), включенное в реестр операторов информационных систем, в которых осуществляется выпуск ЦФА.

3. Оператор информационной системы обязан утвердить правила указанной информационной системы, создать службу внутреннего контроля и службу управления рисками (либо назначить контролера и должностное лицо, ответственное за организацию системы управления рисками). Законопроект определяет требования к правилам указанной информационной системы, а также к квалификации, опыту и деловой репутации ее должностных лиц.

4. Отмечено, что оператор информационной системы, осуществляющей учет прав на акции непубличного акционерного общества, выпущенные в виде ЦФА, должен иметь лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг на осуществление деятельности по ведению реестра.

5.  Законопроект устанавливает случаи, в которых оператор информационной системы обязан возместить убытки пользователям этой информационной системы.


Особенности деятельности оператора обмена ЦФА

1.  Сделки с ЦФА осуществляются через оператора обмена ЦФА. Он обеспечивает заключение сделок с ЦФА путем сбора и сопоставления разнонаправленных заявок на совершение таких сделок либо путем участия в сделке с ЦФА в качестве стороны такой сделки (за свой счет и в интересах третьих лиц). К сделкам с ЦФА относятся в том числе купля-продажа ЦФА, обмен ЦФА одного вида на ЦФА другого вида либо на цифровые права, сделки с ЦФА, выпущенными в информационных системах, организованных в соответствии с иностранным правом, а также сделки с цифровыми правами, включающими одновременно ЦФА и иные цифровые права.

2. Оператором обмена ЦФА могут быть кредитные организации, организаторы торговли, а также иные юридические лица, соответствующие требованиям законопроекта, включенные Банком России в реестр операторов обмена ЦФА. Оператор обмена ЦФА утверждает правила обмена ЦФА, подлежащие согласованию с Банком России.

3. Оператор обмена ЦФА может совмещать свою деятельность с деятельностью оператора информационной системы, в которой осуществляется выпуск ЦФА. 

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.