Изменения в отношении удаленной идентификации клиентов

22.07.2020

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, информирует вас о том, что в настоящее время готовится ряд законопроектов, вносящих изменения в Федеральный закон № 126-ФЗ «О связи» (далее – Закон о связи), Федеральный закон № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» (далее – Закон о ПОД/ФТ) и ряд других законов. Изменения касаются регулирования удаленной идентификации клиентов организаций, осуществляющих операции с денежными средствами и иным имуществом, прежде всего кредитных организаций и операторов связи. Предлагаем вашему вниманию обзор предлагаемых законопроектами изменений. 

 

Предлагается возможность для физических лиц самим вносить данные о себе в Единую биометрическую систему

Законопроект № 946734-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об информации, информационных технологиях и о защите информации”»

Законопроектом предлагается механизм, в соответствии с которым физические лица смогут самостоятельно внести биометрические данные о себе в Единую биометрическую систему. Сделать это можно будет с использованием программного обеспечения для технического устройства (мобильного телефона, смартфона, планшетного или персонального компьютера), предназначенного для обработки биометрических персональных данных, предоставляемого оператором Единой биометрической системы.

Использование Единой биометрической системы с применением биометрических персональных данных государственными органами, банками и иными организациями допускается в случаях, определенных Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации, а также на основании договора с оператором Единой биометрической системы.

Напомним: сейчас внесение данных в Единую биометрическую систему осуществляют банки, наделенные таким полномочием. Для внесения данных требуется личное присутствие физического лица. Законопроект внесен в Государственную Думу РФ 22 апреля 2020 г. Законопроект включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период осенней сессии 2020 года (ноябрь).


 

Предлагается возможность для физических лиц и ИП заключать договор с оператором связи дистанционно в Интернете

Законопроект № 943910-7 «О внесении изменений в статью 44 Федерального закона ”О связи”»

Законопроект предусматривает дополнительную возможность абонентам – физическим лицам и индивидуальным предпринимателям заключать договор с оператором связи дистанционно через сеть «Интернет» с применением информационных технологий, предназначенных для обработки биометрических персональных данных, или с использованием Единой биометрической системы. Создание и порядок функционирования системы определяется Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Обработка биометрических персональных данных абонента осуществляется только с его письменного согласия. 

В настоящее время договор с оператором связи может быть заключен в письменной форме в офисе обслуживания оператора связи или его официального представителя, а также посредством сети «Интернет» с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи или простой электронной подписи при условии, что при выдаче ключа простой электронной подписи личность физического лица установлена при личном приеме. 

Законопроект внесен в Государственную Думу РФ 16 апреля 2020 г. и включен в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы в период весенней сессии 2020 года (июль). 20 мая проект передан на рассмотрение в Совет Государственной Думы.


Законопроект Минкомсвязи России «О внесении изменений в статьи 2, 44, 45 Федерального закона ”О связи”» (ID проекта на regulations.gov.ru: 02/04/04-20/00101362)

Законопроектом предусматривается возможность для операторов связи дистанционно заключать договоры об оказании услуг связи с использованием Единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА), а также с использованием Единой биометрической системы (ЕБС). Данные об абоненте проверяются оператором связи с помощью системы межведомственного электронного взаимодействия. 

Согласие абонента на обработку биометрических персональных данных, необходимых для заключения договора, дается с использованием простой электронной подписи в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами использования простой электронной подписи при оказании государственных или муниципальных услуг. При этом услуги связи предоставляются абоненту, идентифицированному указанным способом, только после внесения достоверных сведений об абоненте в базы данных оператора связи в соответствии с правилами оказания услуг связи.

Вводится необходимость использовать в учетной записи Единой системы идентификации и аутентификации абонентский номер, выделенный гражданину при заключении договора на оказание услуг связи, а также право гражданина внести в учетную запись Единой системы идентификации и аутентификации сведения об идентификаторе мобильного устройства (IMEI). 

Проектом также предусматривается право использования корпоративной мобильной связи только при условии наличия подтвержденной учетной записи пользователя услуг связи абонента – юридического лица либо индивидуального предпринимателя в Единой системе идентификации и аутентификации, которая должна содержать сведения о номере мобильного телефона.

Законопроект находится на рассмотрении в Правительстве РФ.

По результатам оценки регулирующего воздействия Минэкономразвития России в проекте акта выявлены положения, которые вводят избыточные административные и иные ограничения и обязанности для субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют их введению, а также способствуют возникновению необоснованных расходов субъектов предпринимательской и иной деятельности или способствуют возникновению необоснованных расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. В частности, Минэкономразвития России не поддержало усложнение процедуры заключения договоров об оказании услуг связи посредством сети «Интернет». Проектом акта предлагается сохранить возможность заключения договоров об оказании услуг связи с помощью усиленной квалифицированной электронной подписи, а второй способ предлагается усложнить: для заключения договора с помощью использования простой электронной подписи недостаточно будет иметь подтвержденную запись в ЕСИА – необходимо также провести идентификацию абонентов – физических лиц с помощью ЕБС. Кроме того, предусмотренный в проекте акта усложненный механизм получения услуг подвижной радиотелефонной связи способен оказать негативное влияние на сегмент рынка по предоставлению услуг связи корпоративным абонентам. 

Законопроект Минэкономразвития России «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных условий для дистанционного взаимодействия граждан и организаций» (ID проекта на regulations.gov.ru: 04/13/06-20/00102996, 17 июня 2020 г.)

Проект предоставляет возможность операторам связи удаленно заключать договоры услуг, используя для идентификации клиента не только Единую биометрическую систему (ЕБС), но и другие технологии обработки биометрических персональных данных. 

Законопроект также предусматривает внесение изменений в Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», в частности возможность применения дополнительных способов идентификации и аутентификации участников взаимодействия при оказании медицинской помощи с применением телемедицинских технологий, таких как биометрические данные, усиленная квалифицированная электронная подпись, сведения от операторов подвижной радиотелефонной связи и другие способы, установленные Правительством РФ.

Ссылка на проект документа https://regulation.gov.ru/projects#npa=102996.


 

Абонент может стать «собственником» номера мобильного телефона

Законопроект № 978343-7 «О внесении изменения в статью 45 Федерального закона “О связи”» 

Законопроект предусматривает возможность подключения абонентом дополнительной услуги, по которой ему будет предоставлена возможность сохранить выделенный абонентский номер за собой, а также распоряжаться им, в том числе передавать третьему лицу на возмездной или безвозмездной основе с уведомлением об этом оператора мобильной связи. 

Пользователь мобильной связи вправе в любой момент отключить дополнительную услугу, обратившись к оператору мобильной связи. В случае подключения дополнительной услуги и отсутствия в течение 6 месяцев оплаты оказываемых абоненту услуг мобильной связи оператор мобильной связи вправе более не оказывать дополнительную услугу.

В случае неподключения дополнительной услуги обслуживание производится согласно стандартным условиям договора об оказании услуг связи.

Законопроект внесен в Государственную Думу РФ 25 июня 2020 г.

 

Эксперимент по идентификации и аутентификации пользователей социальных сетей, агрегаторов информации о товарах (услугах) и информационных ресурсов поиска сотрудников и работы

Минкомсвязь России предлагает провести эксперимент по идентификации и аутентификации пользователей социальных сетей, агрегаторов информации о товарах (услугах) и информационных ресурсов поиска сотрудников и работы. Предлагается подключить авторизацию через Единую систему идентификации и аутентификации (ЕСИА), используемую на портале государственных услуг. 

Участниками эксперимента являются заинтересованные федеральные органы исполнительной власти (Минкомсвязь России, Министерство экономического развития РФ, Минпромторг России, ФСБ России и пр.), а также владельцы социальных сетей, владельцы агрегаторов и информационных ресурсов.

Эксперимент предлагается распространить на: регистрацию и авторизацию в социальных сетях; заключение договоров в отношении недвижимости; заключение договоров купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг; заключение договоров аренды имущества; заключение договоров купли-продажи транспортных средств; совершение юридически значимых действий с целью трудоустройства; совершение иных юридически значимых действий.

Общественное обсуждение документа продлится до 22 июля 2020 г.

С проектом Постановления Правительства РФ можно ознакомиться по ссылке

 

Может быть создана единая система операторов связи по проверке сведений об абонентах и пользователях

Законопроект № 514780-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма” и иные законодательные акты Российской Федерации»

Предлагается создать Единую информационную систему проверки сведений об абоненте – физическом лице и о пользователях услуг связи абонента – юридического лица. Пользователями системы будут Банк России, кредитные организации, операторы платежных систем, операторы услуг платежной инфраструктуры; некредитные финансовые организации, осуществляющие виды деятельности, определенные нормативным актом Банка России, а также иные органы и организации, определяемые федеральным законом или Правительством РФ по согласованию с Банком России. Таким образом, перечень пользователей системы является открытым.  

Пользователи системы смогут получать информацию о подтверждении соответствия сведений об абонентском номере, фамилии, имени, отчестве (при наличии), серии и номере документа, удостоверяющего личность, предоставленных физическим (юридическим) лицом пользователю системы проверки сведений об абоненте, сведениям, заявленным в абонентском договоре, достоверность которых должна быть подтверждена оператором подвижной радиотелефонной связи. Указанная информация может использоваться для идентификации физических лиц при их обслуживании (приеме на обслуживание) пользователями системы.

Пока непонятно соотношение предполагаемой к созданию единой информационной системы с базой данных об абонентах операторов связи, предусмотренной статьей 53 Закона о связи. Законопроектом также вносятся изменения в Закон «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» и Закон «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях». В частности, теперь направление клиенту информации, обеспечивающей прохождение им удаленной идентификации, допускается при условии проверки его данных с использованием Единой информационной системы проверки сведений об абоненте. Аналогичным образом нужно будет проверять данные об абоненте при направлении кредитором сообщений по сетям подвижной радиотелефонной связи в целях возврата просроченной задолженности. 

Законопроект принят в первом чтении 5 марта 2019 г.

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.