Ужесточение административной ответственности в связи с распространением COVID-19

02.04.2020

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP сообщает о том, что 01.04.2020 Президентом Российской Федерации подписан и с этого же дня вступает в силу Федеральный закон «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

В связи со сложившейся эпидемиологической обстановкой в Российской Федерации изменения, предусматривающие усиление ответственности за нарушения карантинных мер, коснулись не только Уголовного кодека Российской Федерации, но и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ).

Так, в новой редакции статья 6.3 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушение законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, в том числе:

  • если указанные действия (бездействие) совершены в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина) либо не выполнены в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий1;

  • если указанные выше действия повлекут последствия в виде вреда здоровью или смерти человека и если они не содержат признаков уголовно наказуемого деяния2.

Наказание за вновь введенные нарушения – штраф, размер которого варьируется от 15 до 300 тыс. руб. для граждан; от 50 до 500 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от 1 до 3 лет – для должностных лиц; от 50 тыс. до 1 млн руб., предупреждение либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; от 200 тыс. до 1 млн руб. либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток – для юридических лиц.

Следует обратить внимание на различия между статьей 236 УК РФ и статьей 6.3 КоАП РФ.

В соответствии со статьей 6.3 КоАП РФ ответственности могут подлежать юридические лица, тогда как субъектами уголовной ответственности являются только физические лица.

Кроме того, для квалификации деяния по статье 6.3 КоАП РФ не требуется наступления каких-либо последствий в отличие от статьи 236 УК РФ.

Следует обратить особое внимание на часть 3 статьи 6.3 КоАП РФ. На наш взгляд, существенным различием между указанной нормой и статьей 236 УК РФ будет являться субъектный состав (юридическое/физическое лицо), а также наличие субъективной стороны состава преступление в виде неосторожности. То есть в тех случаях, когда лицо не могло предвидеть последствия либо у него были достаточные основания предотвратить данные последствия (что в значительной степени будет являться оценочной категорией), лицо не будет подлежать уголовной ответственности, а будет подлежать административной ответственности.

Ранее действовавшая редакция ст. 14.4.2 КоАП РФ, предусматривающая наказание за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами, дополнена новым правонарушением3.

Административная ответственность вводится за реализацию либо отпуск лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства об обращении лекарственных средств в части установления предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты, или розничных надбавок к фактическим отпускным ценам, установленным производителями лекарственных препаратов на указанные лекарственные препараты.

Цены на все лекарственные препараты для медицинского применения регулируются государством.

Размер оптовой и розничной надбавок устанавливают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации4 в порядке, регламентированном Правительством5.

За данное правонарушение предусмотрен штраф от 250 до 500 тыс. руб. – для должностных лиц; в двукратном размере излишне полученной выручки от реализации лекарственных препаратов вследствие неправомерного завышения регулируемых государством цен за весь период, в течение которого совершалось правонарушение, но не более 1 года – для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридических лиц.

Еще одна новая статья КоАП – статья 20.6.1 – предусматривает ответственность за невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации.

Режим повышенной готовности – режим функционирования РСЧС6, ее отдельных подсистем или звеньев, вводимый при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

Чрезвычайная ситуация7 – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Невыполнение предусмотренных режимом требований влечет предупреждение или наложение административного штрафа: в размере от 1 до 30 тыс. руб. – на граждан; от 10 до 50 тыс. руб. – на должностных лиц; от 30 до 50 тыс. руб. – на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица; от 100 до 300 тыс. руб. – на юридических лиц.

Значительное увеличение такого штрафа и другие санкции влекут последствия в виде причинения вреда здоровью человека или имуществу, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 6.3 КоАП РФ (вред здоровью или смерть человека), если эти действия (бездействие) не содержат признаков уголовно наказуемого деяния, либо повторное совершение такого административного нарушения.

Так, гражданам грозит наложение административного штрафа в размере от 15 до 50 тыс. руб.; должностным лицам – от 300 до 500 тыс. руб. либо дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет; лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам – от 500 тыс. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Разбираясь в вопросе, кто же уполномочен вводить режим повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и есть ли такие полномочия, например, у мэра г. Москвы, можно отметить следующее.

В связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на каждом уровне (федеральном, межрегиональном, региональном, муниципальном и объектовом) создаются органы управления единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций8.

Координационными органами таких органов управления на региональном уровне (в пределах субъекта РФ) являются комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности субъектов Российской Федерации.

Такие комиссии возглавляют высшие должностные лица субъектов РФ (руководители высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации).

Согласно Указу мэра Москвы от 05.03.2020 № 12-УМ, под его руководством создана и функционирует комиссия Правительства Москвы по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

При введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации такая комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций или соответствующее должностное лицо9 может определять руководителя ликвидации чрезвычайной ситуации, который несет ответственность за проведение этих работ в соответствии с законодательством Российской Федерации и ее субъектов, и принимать дополнительные меры по защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Соответственно, нарушение требований, изложенных в указах мэра г. Москвы, правоохранительными органами может быть расценено как невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, нарушение санитарных правил.

Если у Вас возникнут какие-либо вопросы или комментарии в связи с указанными нововведениями, пожалуйста, свяжитесь с нами, мы будем рады их обсудить.

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, будет и дальше отслеживать ситуацию и информировать Вас обо всех существенных изменениях в законодательстве.


Часть 2 ст. 6.3. КоАП РФ
Часть 3 ст. 6.3. КоАП РФ
Часть 4 ст. 14.4. КоАП РФ
Постановление Правительства РФ от 29.10.2010 № 865 (ред. от 16.12.2019) «О государственном регулировании цен на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов»
РСЧС – термин МЧС, подразумевающий единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 03.07.2019)
Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 03.07.2019)
П.п. 10 ст. 4.1 Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (ред. от 03.07.2019).

 

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.