Новое постановление пленума ВС РФ об ответственности за налоговые преступления

28.11.2019

Информационное письмо № 713

Юридическая фирма Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP, ранее в России – Goltsblat BLP, информирует, что Верховный Суд Российской Федерации (далее – «ВС РФ») принял новое постановление Пленума от 26.11.2019 № 48 «О практике применения судами уголовного законодательства об ответственности за налоговые преступления» (далее – «Постановление № 48»), которое заменило постановление Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64.

В июне 2019 года в открытых источниках появился проект нового постановления Пленума. Среди прочего, проект предусматривал, что уклонение от уплаты налогов является длящимся преступлением, срок давности по которому начинает течь только с момента добровольного погашения или взыскания недоимки. Такой подход по своей сути равнозначен отмене сроков давности по налоговым преступлениям. Проект подвергся масштабной критике со стороны делового сообщества, в связи с чем ВС РФ принял решение отложить принятие постановления на осень для его доработки.

В Постановлении № 48 нет упоминания о длящемся характере налоговых преступлений. Однако ВС РФ так и не разъяснил порядок исчисления сроков давности, в связи с чем вопрос не может считаться окончательно решенным. Нельзя исключать, что этот подход может быть реализован правоприменителями в конкретных делах.

Постановление № 48, среди прочего, разъясняет следующие положения:

  • Общественная опасность уклонения. В п. 1 Постановления № 48 указано, что общественная опасность уклонения от уплаты налогов заключается в непоступлении денежных средств в бюджет. При этом в Постановлении № 48 не учтено предложение бизнес-сообщества разъяснить, что в соответствии со ст. 199 УК РФ уклонением могут являться только действия, направленные на обман налоговых органов. Это может еще больше размыть грань между налоговым правонарушением и преступлением и привести к тому, что на практике в качестве уклонения может быть истолкована практически любая неуплата налогов.

  • Действительный размер налоговых обязательств. При определении размера ущерба от налогового преступления необходимо в совокупности учитывать все факторы – как увеличивающие, так и уменьшающие размер неуплаченных налогов. (п. 14 Постановления № 48).

  • Уточненная декларация. При подаче уточненной декларации и уплате налога преступление не возникает только в случае уточнения налоговых обязательств ДО наступления срока уплаты налога (п. 17 Постановления № 48). Если при подаче первоначальной декларации имел место состав преступления, освобождение от уголовной ответственности путем представления уточненной декларации ПОСЛЕ наступления срока уплаты налога ни УК РФ, ни Постановлением № 48 не предусмотрено (в отличие от освобождения от налоговой ответственности, предусмотренного в подобных случаях ст. 81 НК РФ).

  • Субъекты преступления. Постановление № 48 в п. 7 к таким лицам относит руководителя организации и уполномоченного представителя организации, которыми были подписаны отчетные документы. В случае, когда руководитель организации является номинальным, к ответственности также могут привлекаться лица, фактически выполнявшие обязанности руководителя. Такая формулировка смещает фокус на фактических руководителей налогоплательщика, однако не избавляет от уголовно-правовых рисков иных лиц, которые способствовали или оказывали содействие при совершении налогового преступления.

  • Освобождение от уголовной ответственности в связи с уплатой налогов. Освобождение от ответственности1 возможно при отсутствии у лица неснятой или непогашенной судимости за преступление, предусмотренное той же статьей, от ответственности по которой оно освобождается. Ущерб может быть возмещен по просьбе виновного третьими лицами (п. 24-25 Постановления № 48).

  • Разъяснение порядка взыскания недоимки в гражданско-правовом порядке. Возможность предъявления гражданского иска к виновному в налоговом преступлении возможна только в случаях отсутствия правовых и (или) фактических оснований для удовлетворения налоговых требований за счет самой организации или лиц, отвечающих по ее долгам в предусмотренном законом порядке. Такими случаями, например, могут являться ситуации, когда у организации-налогоплательщика имеются признаки недействующего юридического лица или установлена недостаточность ее активов (п. 27 Постановления № 48).

  • Иные документы. Помимо непредставления декларации или включения в нее заведомо ложных сведений способом уклонения от уплаты налогов может также являться непредставление или включение заведомо ложных сведений в иные документы. Постановление № 48 разъясняет, что под иными следует понимать только документы, подлежащие приложению к налоговой декларации и служащие основанием для исчисления и уплаты налогов (п. 5 Постановления № 48).

  • Определение периода для исчисления задолженности. В случае возникновения неустранимых сомнений в определении периода для исчисления крупного или особо крупного размера задолженности по налогам их необходимо толковать в пользу обвиняемого (п. 13 Постановления № 48).

  • Постановление о привлечении в качестве обвиняемого, обвинительное заключение. Судам следует проверять, содержатся ли в этих документах сведения о том, какие нормы законодательства о налогах и сборах, действовавшего на момент совершения преступления, нарушены обвиняемым, а также сроки уплаты налога и то, каким образом был исчислен период для определения размера задолженности. В случае отсутствия этих сведений дело должно быть возвращено прокурору (п. 29 Постановления № 48).

  • Сокрытие имущества. При доказывании умысла по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 199.2 УК РФ, необходимо устанавливать не только наличие у налогоплательщика денежных средств или имущества, за счет которых должно производиться взыскание недоимки, но и обстоятельства, свидетельствующие о том, что указанные денежные средства и имущество были намеренно сокрыты с целью уклонения от взыскания (п. 21 Постановления № 48). Это уменьшает риски квалификации в качестве сокрытия операций, совершенных в рамках обычной хозяйственной деятельности.

В ходе работы над проектом Постановления объединенная рабочая группа экспертов, созданная в рамках АЕБ и получившая поддержку других ведущих деловых объединений (далее – «Рабочая группа экспертов»)2, выявила и сформулировала целый ряд проблем и предложений3, связанных не только с исчислением сроков давности, но и с другими вопросами, возникающими при расследовании налоговых преступлений.

Часть предложений Рабочей группы экспертов была учтена ВС РФ при разработке Постановления № 48, что является значительным прогрессом в процессе работы, направленной на защиту прав добросовестных налогоплательщиков. В то же время многие существующие проблемные вопросы правоприменения при расследовании налоговых преступлений Постановлением № 48 не разрешены. В целом Постановление № 48 во многом схоже с предыдущим постановлением Пленума ВС РФ от 28.12.2006 № 64.

В частности, Постановлением № 48 не разрешены следующие проблемы, предложения в отношении которых были сформулированы Рабочей группой экспертов:

  • разграничение налоговой и уголовной ответственности;

  • ограничение применения статьи 159 УК РФ (мошенничество) при возмещении НДС;

  • исключение привлечения к ответственности за неуплату налогов контрагентами;

  • обеспечение единообразного подхода к расчету суммовых порогов и возможности оспаривания рассчитанных следствием сумм ущерба;

  • контроль за случаями возбуждения уголовных дел после полной уплаты налогов.

В связи с этим для устранения существующих проблем требуется внесение изменений в уголовное и уголовно-процессуальное законодательство. Рабочая группа экспертов продолжит активную работу по защите прав добросовестного бизнеса и в настоящее время готовит предложения по реформированию УК РФ и УПК РФ в части налоговых преступлений и порядка их расследования.

Юристы Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP принимают активное участие в деятельности Рабочей группы экспертов. В частности, Александр Ерасов является руководителем рабочей группы АЕБ по налоговым преступлениям.

При возникновении дополнительных вопросов или необходимости защиты при расследовании налоговых преступлений специалисты Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) LLP готовы оказать соответствующую правовую поддержку. В нашей фирме уже более четырех лет успешно работает группа уголовно-правовой защиты по налоговым преступлениям, созданная на базе двух практик – налоговой практики и практики уголовно-правовой защиты бизнеса. На российском рынке юридических услуг наша группа уголовно-правовой защиты по налоговым преступлениям является уникальным продуктом, поскольку защиту осуществляют одновременно как налоговые адвокаты, так и адвокаты, специализирующиеся на уголовно-правовой защите.

 


 

1 Освобождение производится по нереабилитирующим основаниям.
 
2 Предложения к готовящемуся постановлению Пленума ВС РФ по налоговым преступлениям поддержали Торгово-промышленная палата Российской Федерации (ТПП), Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП), Российско-Германская внешнеторговая палата, Американская торговая палата, Франко-Российская ТПП, Деловая Россия, ОПОРА России, а также Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей и Министерство экономического развития Российской Федерации.
 
3 Предложения, разработанные Рабочей группой экспертов, доступны по ссылке.

 

Контакты

По всем вопросам, связанным с публикациями, новостями и пресс-релизами, пожалуйста, обращайтесь:

Ксения Соболева

Руководитель направления по PR и коммуникациям

подписка

Получайте новости об изменениях в законодательстве с экспертными комментариями наших юристов и обзоры актуальных юридических вопросов в соответствии с теми областями права, которые представляют для вас интерес.